Игры и упражнения творческого характера как стимул развития
познавательной активности детей на уроках английского языка
Преподавание английского языка в начальной школе ‒ увлекательный процесс, одинаково интересный как для учащихся, так и для учителя. Способность преподавателя организовать общение с учащимися на уроке определяет педагогический процесс обучения иностранному языку, направленный на раскрытие личностных особенностей обучаемых.
При обучении иностранному языку учащиеся сталкиваются с дополнительной трудностью: снижение мотивации и познавательной активности может быть связано с трудностью овладения навыками речевой деятельности на неродном, иностранном языке.
В арсенале учителя иностранного языка имеется множество методов и приемов, направленных на повышение учебной мотивации и развитие познавательного интереса учащихся начальной школы.
Использование традиционных форм наглядности (карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, магнитная доска, аудиоматериалы) в сочетании с инновационными технологиями (мультимедийные презентации, проектные методики, электронные пособия, различные программные продукты, развивающие коммуникативно-направленные игровые методы и приемы) облегчают учебный процесс, способствуют повышению познавательной активности учеников и воспитанию любви к иностранному языку.
На уроках иностранного языка в начальной школе ученики вовлекаются в иноязычную среду постепенно, через игру и творческие задания. Использование игровых и творческих приемов и методов является ключевым в организации учебного процесса особенно младших школьников.
Данные приемы и методы характеризуются универсальностью: их можно применять на разных этапах урока, приспосабливать к разным целям и задачам. Такие задания выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал, развивает необходимые компетенции. Через игру учитель формирует и развивает у школьников навыки и умения находить нужную информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Существует шесть основных целей использования упражнений творческого и игрового характера на уроках иностранного языка:
1. формирование определенных навыков;
2. развитие определенных речевых умений;
3. обучение уметь общаться;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. познание (в сфере становления собственно языка);
6. запоминание речевого материала.
Исходя из данных целей, имеется несколько групп упражнений, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
Упражнения, направленные на развитие грамматической стороны ученика.
Учитель назначает водящего, который придумывает слово (например, тема школьные принадлежности). Остальные ученики задают вопросы водящему: Is it a pencil? Is it Kate’s bag? Is it Tom’s textbook?
Кто отгадывает задуманное слово, становится водящим.
Дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку/мяч. Водящий считает до 10 и говорит: Stop! И затем он должен угадать, у кого игрушка, но при этом, задавая вопрос: Do you have a toy? Ребенок дает краткий ответ на вопрос: «Yes, I do»? если он имеет игрушку или «No, I don’t». Если он угадал, ученик отвечает: «Yes, I do» и становится водящим.
Упражнения, направленные на развитие лексической стороны ученика.
Игра очень хороша для тренировки навыков счета учащихся. Нужно выполнять следующие задания:
- счет от 1 до 20;
-счет от 1 до 100 десятками;
- счет от 20 до 1;
- посчитать через один;
- назвать все чётные числа;
1) Parrot – это «П» и рот, только не наоборот;
2) Кот и cat – слова похожи. Только О и Э несхожи;
3) В слове tiger слышим «ай» словно в слове crocodile;
4) Owl – совушка-сова, умная ты голова;
5) Держит курочка – a hen, ручку новую – a pen;
6) Sheep – кудрявая овечка, мне скорей скажи словечко.
7) Хитрая лисичка – fox просто обожает бокс;
8) Петя-Петя, петушок, по-английски ты a cock;
9) У моей лошадки – horse хвостик, грива есть и нос;
10) Серая малышка – это mouse – мышка;
11) Пришел к нам козлик – goat, надел пальто – a coat, он в лодку сел – a boat, поехал далеко.
3. Упражнения, направленные на развитие фонетической стороны ученика.
Они практикуют и развивают произносительные навыки:
Учитель называет слова, в которых есть буква «K». Если ученик слышит данную букву в слове, он поднимает руку. Одерживает победу тот, кто услышит и назовет больше слов, в которых есть буква «К».
Английский алфавит нумеруется. Цифра означает номер буквы по порядку в алфавите.
4. Упражнения, направленные на развитие орфографии.
на доске написаны слова, с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы c помощью монстрика;
детям раздаются карточки с буквами. Задача детей расставить буквы в правильном порядке.
5. Упражнения творческого характера.
Слова: like, my, fox, grey, cat.
Составить рассказ о своем друге по образцу:
I have a friend. His (her) name is…
He (she) is (not)…
He (she) lives in the …
He (she) likes …
He (she) doesn’t like …
творческая работа со стихами, песенками, например, исполнение по ролям. Пример: сначала класс хором поёт куплет, затем один ученик припев. Или один куплет поют девочки, а следующий – мальчики.
творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
Простейший диалог:
- Excuse me
-Yes
- Can you tell me the time, please?
- Certainly, it’s 4 o’clock
- Thanks
- Not at all
1 вариант: - две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.
2 вариант: - Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок и они уходят вместе.
3 вариант: - Кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.
4 вариант: - Разговор двух деловых людей по телефону.
Таким образом, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов, творческих заданий создает атмосферу радости, творчества, благоприятного психологического климата на уроках английского языка. В процессе изучения иностранного языка учащиеся рисуют, поют, танцуют, придумывают своих героев и их мини-истории, заучивают стихи и песни, участвуют в различных конкурсах, проводимых учителем на уроке, тем самым задействованы все ученики: и слабые, и сильные.