Игры как средство формирования грамматических навыков на уроках английского языка
Формирование грамматических навыков на уроках английского языка всегда вызывает определённые трудности, связанные с мотивацией и стимулированием интереса у учащихся. Особенно это касается учеников младших классов. Выполнение грамматических упражнений, особенно упражнений письменного характера, приводит к повышенной утомляемости, снижению активности и интереса учащихся. Увлекательным и эффективным средством формирования грамматических навыков, которое помогает решить проблему отсутствия мотивации и снижения интереса, является игра. Игры активизируют многие познавательные процессы учащихся: внимание, память, мышление и воображение. Их использование всегда даёт хорошие результаты, повышает интерес, позволяет сконцентрировать внимание и вовлекать всех учащихся в группе.
Помимо многочисленных сайтов, которые предлагают грамматические игры в виде настольных игр, викторины «Своя игра» или других викторин, можно использовать на уроках и оффлайн средства игры.
«Крестики-нолики»
На первый взгляд давно забытая и неактуальная игра на самом деле пользуется популярностью среди учащихся, так как сопряжена с соревновательным моментом. «Крестики-нолики» могут быть применимы для формирования различных грамматических навыков. Например, для усвоения исключений в образовании множественного числа существительных в английском языке. Учитель заранее готовит следующую заготовку:
a mouse | a man | a woman |
an ox | a child | a goose |
a foot | a tooth | a sheep |
Учащиеся играют в классическую игру, ставя в выбранную клетку крестик или нолик, но помимо этого они вписывают в клетку форму множественного числа находящегося там существительного. С одной стороны, тренируются формы-исключения образования множественного числа существительных в английском языке, с другой стороны, тренируется отсутствие неопределённого артикля во множественном числе. Данную игру можно применять и для усвоения правил образования множественного числа существительных, и для усвоения правил добавления окончаний у глаголов (-s/es/ies, -ed, -ing), и временных форм (по переводу или опорным словам), и различных местоимений и тому подобного.
«Собери предложение»
Эта игра способствует формированию грамматических навыков, связанных с усвоением временных форм глагола в английском языке, разных типов условных предложений, определительных придаточных предложений и тому подобного. Рассмотрим игру на примере времени Present Simple. Учитель готовит для каждого учащегося или пары учащихся следующую заготовку:
HE | DOES | HIS |
HOMEWORK | AT | HOME |
NOT | DOES | DO |
WHO | WHAT | WHERE |
Всё это разрезается и выдаётся ученикам в перемешанном виде, отдельными словами. Учитель произносит фразу по-русски (например, «Он не делает домашнюю работу дома») и просит учащихся составить из слов нужное предложение (утвердительное, отрицательное, вопросительное, разные виды вопросов). Можно добавить соревновательный момент в эту игру на лучшее время выполнения задания (кто быстрее?).
Таким же образом можно тренировать типы условных предложений. Учитель сразу делает заготовку с одной и той же фразой по нескольким типам условных предложений. Учащиеся составляют нужный тип условных предложений по переводу учителя. Можно потом попросить составить свои примеры на основе полученного предложения, которое находится перед глазами учащихся.
Таким образом, учитель сразу видит качество усвоения материала у разных учащихся. Задания можно выполнять индивидуально или в парах.
«Подними нужный артикль»
Эта игра хороша для тренировки и проверки усвоения темы «Артикли». Заранее учитель готовит для учащихся следующую заготовку:
Всё это разрезается и выдаётся ученикам в перемешанном виде. Учитель показывает учащимся фразу с пропущенным артиклем на экране или интерактивной доске. Учащиеся должны поднять и показать учителю нужный артикль. После того, как все учащиеся подняли свои варианты, учитель демонстрирует правильный вариант. Можно также добавить соревновательный момент в эту игру на лучшее время выполнения задания (кто быстрее?).
Эту игру можно применять и для тренировки других аспектов грамматики английского языка. Например, можно тренировать таким образом time markers в разных временах. Учитель может показывать на экране или интерактивной доске предложение по-английски, а учащиеся поднимают подходящие под данное грамматическое время time markers. Или можно отрабатывать таким образом соответствие предложения на русском языке и его переводе на английский язык в нужном времени.
«Обмани меня»
Для данной игры не требуется специальных заготовок со стороны учителя, её можно провести в любое время. При тренировке любого грамматического времени можно попросить учащихся написать в данном времени 4 предложения про себя, из которых 3 предложения правдивые, а одно вымышленное. Потом каждый учащийся зачитывает свои варианты, а остальные учащиеся отгадывают, какое из предложений неверное.
«Грамматическое лото»
Данную игру можно использовать для тренировки системы грамматических времён в активном или пассивном залоге. Учитель готовит для учащихся карточки для игры в лото. Например, карточки подобного вида:
I go fishing. | | I will have gone fishing. |
| I was going fishing. | |
I have gone fishing. | | I had gone fishing. |
I go fishing. | | I will have gone fishing. |
| I will be going fishing. | |
I will go fishing. | | I had gone fishing. |
Для себя учитель готовить карточки с time markers или продолжением сложного предложения. Например, at 5’oclock yesterday, rarely, by the moment I see you and so on. Учитель показывает учащимся карточку с time marker или продолжением предложения, а те, в свою очередь, вычёркивают подходящее под данное слово предложение. Выигрывает тот, кто закончит первым.
«Присоедини нужное окончание»
Эта игра особенно хороша для учеников начальной школы для усвоения правил написания слов при добавлении различных окончаний к глаголам. Например, можно тренировать добавление окончаний -s, -es, -ies к глаголам в 3-м лице единственного числа в Present Simple. Учитель готовит следующие заготовки: большие (размера листа А4) карточки, на которых написано следующее:
HE | MAKE | S |
ES | ( Y)IES | COOK |
WASH | DRESS | PLAY |
COPY | TRY | STAY |
OPEN | WORK | GO |
Эти слова написаны на отдельных листах формата А4. К доске приглашаются 5 учащихся, которые выстраиваются в линию. Одному из них даётся местоимение «Hе», другому – глаголы, которые он будет показывать по очереди перед собой, третьему – окончание «S», четвёртому – «ES», пятому – «(Y)IES». Второй учащийся показывает один из глаголов, а третий, четвёртый и пятый учащиеся определяют, какое должно быть в данном случае окончание, и именно учащийся с данным окончанием остаётся на конце фразы из 3-х карточек (например, He make s), а двое с неподходящими окончаниями отходят в сторону. Потом меняется глагол, и идёт выбор следующего окончания, лучше с объяснением. Остальные учащиеся записывают в тетрадях полученные варианты. Таким же образом можно тренировать правила добавления окончаний в Past Simple или Present Continuous.
«Узнай вопросительное слово»
Для данной игры не нужно специальных заготовок со стороны учителя. Каждому ученику раздаётся лист бумаги. Учитель произносит вопросительные слова по очереди, например: When? Who? What does this person do? Where? Who with? (With whom?), – а учащиеся пишут свои предложения по данным вопросительным словам, в той последовательности, как они произносятся.
У них может получиться следующее:
In the evening he swims in the swimming pool with his friend.
Таким образом можно проверить и знание вопросительных слов и тренировать письменную речь учащихся.
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что грамматические игры, безусловно, являются вспомогательным средством для формирования грамматических навыков, но в то же время неотъемлемым средством мотивации и поддержания интереса учащихся на любом уроке.