СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие коммуникабельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели игр: компенсация недостатков коммуникативного  развития и речевой активности.

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие коммуникабельности»

Развитие коммуникабельности.

Цели игр: компенсация недостатков коммуникативного развития и речевой активности.


Игра «Любопытный».

У детей набор игрушек (мягкие игрушки, машинки, мячи, куклы). Кто-нибудь прячет одну игрушку в мешочек, а учитель начинает задавать вопросы ему описательного характера. Ребёнок отвечает на них. Остальные дети по совокупности ответов должны отгадать, какая игрушка в мешочке.

Примечание: Игрушки должны быть хорошо знакомы детям. Игру можно проводить с муляжами овощей или фруктов.


Игра «Вспомни сказку».

Игра проводится только по тем сказкам, с которыми дети хорошо знакомы. Учитель или кто-нибудь из учеников загадывает сказку. Остальные дети задают водящему по одному вопросу (описание героев, место действия, сюжет). При затруднениях можно пользоваться схемой описания. По совокупности ответов ведущего отгадывается сказка.


Игра «Передай другому».

Перед детьми стоит ряд стульев по количеству участников игры. Ученики выбирают себе место и садятся. Первый ребёнок придумывает вопрос ребёнку, который сидит последним. Он тихо говорит его ученику под номером два, тот передаёт содержание вопроса следующему. Так вопрос доходит до адресата. Последний ученик формулирует ответ и таким же образом передаёт его обратно. Первый ученик, получив ответ своё место, все дети передвигаются вперёд, а он садится на освободившийся последний стул. Игра начинается снова, но с другим вопросом. Тему могут задавать как сами дети, так и учитель.


Игра «Продолжи».

По принципу цепочки легко сочиняются любые рассказы. Но для детей лучше всего предложить «сказочный вариант» истории. Педагог начинает сказку словами «Жили-были», далее каждый ребёнок говорит только два-три предложения. Если сюжет «сбивается», то учитель должен сам подсказать новый поворот истории. После игры вся сказка повторяется полностью.

Игра – беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой».

Дети, мы с вами уже говорили, что существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.

«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку». «Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги». «Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин… Как вы думаете? Можно сказать так:

- Будьте добры!

- Будьте любезны!

- Если вас не затруднит!

- Помогите мне, пожалуйста!

- Окажите мне услугу!

(Проигрываются возможные варианты ситуации).

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь? «Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.


Игра «Одна минута на разговор».

Всем участникам игры предлагается разбиться на пары и по единому для всех сигналу начать разговор (можно на заданную тему). Речь должна быть быстрой, но со смыслом. Через минуту общий сигнал объявляет конец разговора. Происходит смена пар и разговор возобновляется. Необходимо следить, чтобы участники были в роли говорящего.


Игра «Весёлый телефон».

Из группы детей выделяются двое. Они должны представить, что один на каникулах отдыхал на море, а второй – в деревне (возможны другие варианты). Игроки проигрывают ситуацию разговора по телефону и обмена впечатлениями от поездок. Пары меняются.


Игра «Лунный камень».

Дети, расположившись в кругу, произносят скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки и знакомые стихотворения по одному слову по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, играющие по кругу передают «лунный камень». Пока камень у говорящего, другие дети молчат.

Игра «мои любимые сны».

Учитель сообщает детям, что к ним торопится Фея. Она необычная, её дела спрятаны в загадке:

«День уходит навсегда, закрываем мы глаза,

И тогда приходит он, интересный добрый… (сон)»

(Дети дают варианты ответов.)

- Здравствуй, Фея! Поиграй с нами, а мы расскажем тебе о наших снах.

Под музыкальный фон ученики «засыпают» и «видят» только хорошие сны. Тот, до кого дотрагивается своей волшебной палочкой Фея сна, «просыпается» и рассказывает ей о своём сне («Мне снится…», «Я вижу во сне…»)


Игра «Великие спорщики».

Игра заключается в том, что слова и фразы противоположного значения произносятся детьми с интонацией, не терпящей возражения, а в конце игры примиряющей. Дети выстраиваются в два ряда лицом друг к другу. «Вы клоуны – великие спорщики. Вас зовут Бах и Бух. Когда Бах говорит «да», Бух говорит «нет». Какие вы ещё знаете слова? (белое – чёрное, хорошо – плохо, знаю – не знаю, красивое – некрасивое, пойдёшь – не пойдёшь, буду – не буду, делаешь – не делаешь…) Вы все Бахи (показать на один ряд), а вы все Бухи (показать на другой ряд). Начинай те спор. Теперь примиритесь. Соглашайтесь со своим партнёром. Если он говорит «нет», то и вы говорите «нет». Участники периодически меняются местами.


Игра «Давайте вместе разберёмся».

Учитель предлагает детям ситуацию из знакомого литературного произведения, где герои попадают в сложную ситуацию и не могут принять правильного решения. Отрывок обыгрывается несколькими учащимися, а остальные должны проанализировать диалог – спор и, используя фразы «Остановитесь, давайте вместе разберёмся!», «Зачем вы ссоритесь!?», «Я рад, что вас убедил!», вежливо, но доказательно, составить свой монолог – убеждение.

Пример: «Это не враньё…»

Однажды я получил единицу, но, к несчастью, случайно забыл

дневник на скамейке в городском саду. На другой день мне выдали

дневник с жирной единицей. Я ужасно огорчился и забросил

дневник за шкаф в классе.

Через два дня учитель выдал мне третий дневник и поставил в него

единицу.

- Что делать? – грустно спросил я свою сестру Лёлю.

- Заклеить страницу, - сказала Лёля.

- Это будет враньё, - сказал я.

- Это не будет враньё. Ты получишь на день рождения фотоаппарат

в подарок, а потом мы отклеим, - ответила Лёля.

Я согласился. Но меня мучили сомнения…

М. Зощенко


Сюжетно-ролевая игра «Новый ученик».

Учитель поясняет сюжет: «Представьте, что к нам в класс пришёл новый ученик. (Выбирается ребёнок, который будет играть эту роль.) Вы должны познакомиться с ним, узнать о нём как можно больше, представить себя, провести экскурсию по школе и рассказать о ней. Роли периодически меняются.


Преодоление агрессивности.

Цели игр: развитие умения оценивать и контролировать своё агрессивное поведение;

противостоять стимулам его провоцирующим;

вырабатывать адаптивные способы поведения.


Игра «Бумажные мячики »

Дети делятся на две команды и становятся по отдаль друг от друга. Расстояние между командами должно быть приблизительно 4 метра.

Каждый ребенок берет листок и скомкивает его таким образом, чтобы получился мячик. По команде педагога дети начинают перекидывать мячики на сторону противника. Цель – как можно быстрее забросить мячи на территорию противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячиков.


Совместные настольные игры. «Парные картинки»

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку. Игровое действие: поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку. Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки


Игра «Карикатура»

Шаг 1. Участники садятся в круг. Каждый получает листок бумаги и карандаш.

Шаг 2. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди нарисовать пантомимическую карикатуру на любого из игроков.

Шаг 3. После того, как карикатура готова, участники коллективно пытаются угадать, кого изобразил "художник". Если герой произведения угадан, то он прекращает участие в игре. Если же изображённый на листе товарищ остался неузнанным, то игру покидает автор пародии.

Шаг 4. Игра продолжается до тех пор, пока количество участников не уменьшится до трёх человек.

Важно помнить! Озвучивая правила игры, ведущий должен объяснить, что карикатуры должны носить весёлый и добрый характер. Нельзя высмеивать физические недостатки своих друзей.


Игра «Лепим сказку»


Игра – беседа «По муравьиной тропе».

Ребята, многие из нас боятся муравьёв. И напрасно! Вы видели, какие они трудолюбивые, дружные. Вы никогда не задумывались, как живёт маленький муравьишка? Сейчас я дотронусь до вас волшебной палочкой, скажу заклинание, и вы превратитесь в муравьёв. Не боитесь?

Раз, два, три! В муравьёв их, палочка, преврати!

Расскажите мне, муравьишки, какую пользу вы приносите людям? Природе? Какие вы маленькие! Как вы бы чувствовали себя, если бы вас никто не замечал? Вы бежите по дорожке. Вдруг идёт человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с вами! Вот он заносит свой башмак над вами. Что вы чувствуете в этот момент? Что вы ему хотите крикнуть? В чём упрекнуть? О чём попросить? Вы очень долго строили дом – муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как муравьи радовались, когда муравейник был, наконец построен! Но вот в лес пришли туристы. Они развели костёр. Как бы вы себя чувствовали, если бы костёр развели прямо около муравейника? И вот вы вынуждены защищаться. Но ведь не вы первыми начали. Пришло время опять превращаться в детей.

Раз, два, три! Муравьишек, палочка,в детей преврати!

Какими оказались муравьишки на самом деле? Нужно ли их бояться? Помните, они сами вас боятся!


Игра «Где зло прячется?»

Учитель задаёт вопросы детям:

1) Как часто вы бываете злыми?

2) Чем отличается зло от обиды?

3) Что хуже, быть обиженным или злым?

4) Как часто вы бываете обиженными?

Далее педагог берёт в руки куклу, показывает, как кукла толкается, говорит: « Миша (ребята), меня кукла Катя ударила по руке. Где зло прячется?», «А почему здесь, а не …?» Взрослый говорит детям: «Раз, два, три! Где зло у вас прячется – покажи, а затем свой выбор объясни!» Дети закрывают глаза, поднимают руку вверх и, не открывая глаз, пальцем показывают, где у них зло прячется (в коленях, в руках, голове, животе).

Примечание: если ребёнок проявляет негативизм. Упрямство или застенчивость. То взрослый стремится использовать стратегию на стимуляцию чувства юмора («Где ещё прячется зло, в носках?»).


Игра «Жалоба».

Дети становятся в круг. Учитель предлагает им подумать и определиться, на кого и за что они хотят пожаловаться. После этого учащиеся одновременно начинают вслух произносить свои жалобы (друг на друга, родителей, педагогов …) сначала тихо, а потом всё громче и громче, переходя на крич. Когда все высказывания закончатся, проводится минутка на расслабление. Далее, самые часто встречающиеся жалобы совместно разбираются.



Игра «Вредное колечко».

Злая волшебница (учитель) бросает перед детьми колечко. Если надеть это колечко на палец, сразу станешь вредным, драчливым и злым. Но дети этого не знают, один из игроков наклоняется за колечком, надевает его на палец и превращается в скверного ребёнка. Ему хочется всех бить, всё ломать. Наконец, устав, он засыпает. К нему тихо подходят дети. Один из них снимает у спящего с пальца кольцо и надевает себе. Всё повторяется. Каждый из учеников должен примерить колечко. Когда все дети будут «спать», учитель снимает колечко с руки последнего ребёнка. Все просыпаются и мирятся.

Игра «Как выглядит зло?»

Взрослый предлагает всем детям представить, как выглядит «зло» и на большом ватмане, лежащем на полу, нарисовать его (каждый рисует что-то одно). Для этого учитель задаёт вопросы, требующие дополнения «У зла глаза… (зелёного цвета)… Далее ватман рвётся на несколько частей (по числу игроков) и разбирается детьми. Взрослый говорит: «Бумагу на мелкие кусочки разорвём, вверх подбросим и вениками подметём». Все выполняют эти действия.


Игра «Борьба шарами».

Дети делятся на пары. Одни берут надувные шарики и «боксируют» ими других. Те, в свою очередь, отвечают так, чтобы обидчикам стало стыдно. Роли меняются. В конце игры дети описывают свои чувства.


Игра «Мы будем мячом бросаться, а ты защищаться».

Водящим выбирают того ребёнка, который склонен к агрессии. Он становится по одну сторону линии, а остальные по – другую. У водящего в руках дощечка. У других игроков – помпоны или тряпочные мячи. По сигналу учителя дети начинают дразнить ведущего и бросаться в него мячами, а он защищается и отбивает мячи дощечкой. Через какое-то время ведущий меняется.


Игра – сказка «Волшебные сказки».

Учитель читает начало сказки Е. Пермяка «Волшебные краски».

«Один раз в сто лет Дед Мороз приносит в ночь под Новый год семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт. Дед Мороз очень долго проверяет сердца детей, а потом уже выбирает, кому подарить эти волшебные краски. Если такие краски попадут в руки злому и жестокому человеку, они могут натворить много бед …»

Дети разбиваются на 2-3 группы, придумывают продолжение сказки, а потом инсценируют.

После инсценировки учитель задаёт вопрос: «Хотели бы вы, чтоб краски попали к злому и жестокому человеку? Почему?»

На следующем уроке учащиеся разыгрывают сцену прихода Деда Мороза, который раздаёт им семь волшебных красок. Каждый рисует ими свою картину. После практической работы проводится обсуждение.