СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие коммуникативных навыков подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие коммуникативных навыков подростков.»


Н.П. Дмитриева


Игры на развитие коммуникативных навыков подростков












































Введение

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Общение является неотъемлемой частью любого занятия, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности в обучении.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Человек вступая в отношения с окружающим миром, сообщает информацию о себе, взамен получаем интересующие его сведения, анализирует их и планирует свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.


Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании подростков.

Огромное значение для учащегося имеют невербальные формы общения. Поэтому, педагог должен развивать в подростках следующие коммуникативные способности:

- умение вступать в контакт с окружающими людьми;

- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;

- умение извлекать из общения максимум информации для себя.

Игра в практической деятельности человека выполняет коммуникативную функции, и направлена на развитие мотивации к коммуникативной деятельности. Игра - есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Особенностями игровой деятельности в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевое взаимодействие.

Коммуникативные игры делятся на группы:

-игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений;

- способствующие формированию у детей умения любить окружающих,

- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

- игры, обучающие умению сотрудничать;

- игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

После проведенных игр полезно побеседовать с участниками о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с подростками важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

При проведении с подростками игр и упражнений надо показать, им, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т. е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.

После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).

Все игры ориентированы на групповой вариант проведения с подростками 11-16 лет.


Игры для развития общения и коммуникативных навыков.

Игра «Кинолента» (автор— М.Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Возраст: 11-12 лет.

Количество играющих: группа (6-7человек).

Ход игры:

Участники садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий—повторить первые два слова и сказать свое, четвертый—повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д.

Когда все проговорят желаемое, они должны показать фильм пластики и мимики.

Рефлексия: Что было сложным при выполнении упражнения? Какие чувства вы испытывали? Что понравилось, что не понравилось в игре?

Игра «Вежливые слова»

Цель: сформировать привычку пользоваться этикетными словами, сплотить коллектив.

Возраст: 11-12 лет.

Количество играющих: группа (10-12 человек)

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Участники бросают по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова.

Рефлексия: Что было сложным при выполнении упражнения? Какие чувства вы испытывали? Что понравилось, что не понравилось в игре?

Игра «Ситуации»

Цель: научить вступать в разговор и управлять эмоциями.

Возраст: 11-12 лет

Количество играющих: группа (10-12 человек)

Оборудование: листочки с ситуациями.

Участникам предлагаются различные ситуации, требующие вмешательства, которые надо интерпретировать.

Примерные ситуации:

Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

Рефлексия: Какие трудности вы испытали? Как менялось ваше настроение? Что понравилось, что не понравилось в игре?


Игра «Циферблат»

Цель: сплотить коллектив включить участников в активное групповое взаимодействие, тренировать внимание. Возраст: 11-12 лет.

Количество играющих: группа 12 человек.

Ход игры:

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Рефлексия: какие впечатления вызвала игра, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Игра «Хлопок по коленям»

Цель: развивать внимательность, наблюдательность за партнерами по общению.

Возраст: 11-12 лет.

Количество играющих: группа 12 человек.

Ход игры:

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Рефлексия: Какие трудности вы испытали? Как менялось ваше настроение? Что понравилось, что не понравилось в игре?

Игра «Скалолаз»

Цель: Формировать доверие, сломать пространственных и психологические барьеры между участниками, развить навыки невербальной коммуникации (общения без помощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координировать совместные действия.

Возраст: 11-12 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Рефлексия: Каике чувства у вас появились во время игры, что вам помогало и что мешало справиться с заданием?

Игра «Живое зеркало»

Цель: создать условия для полного взаимопонимания, сплочения коллектива.

Возраст: 11-12 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты).

Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Рефлексия: Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

Игра «Волшебный ключ»

Цель: снять пространственные и психологические барьеры между участниками.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Оборудование: замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).

Ход игры:

Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Рефлексия: Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».

Игра «Эстафета с шариками»

Цель: установить взаимопонимание в парах, выработать умение действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Оборудование: Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

Рефлексия: Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?

Игра «Чепуха»

Цель: научить анализировать проблемы.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Оборудование: листы бумаги, ручки или карандаши.

Ход игры:

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов:

• Кто?

• Где?

• С кем?

• Чем занимались?

• Как это происходило?

  • Что запомнилось?

• И что в итоге получилось?

Рефлексия: попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Игра «Симпатия группы»

Цель: тренировать навыки самопрезентации, развивать речевую компетентность, сообразительность.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача — вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

Рефлексия: Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

Игра «Угадай рифму»

Цель: развивать невербальную экспрессию (способность выражать мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировать беглость и гибкость речи (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этими качествами).

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы. Их задача — продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов). Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.

Рефлексия: Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, по­казались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?


Игра-знакомство «Алексей, апельсин, Амстердам»

Цель: создать легкую атмосферу, развить ассоциативное творческое мышление.

Ход игры:

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

первое слово – его имя,

второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

заключительное слово – название города.

Сложность в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

Игра «Бинго-бонго»

Цель: научить координировать свои действия с партнерами, а также брать инициативу на себя и руководить этими действиями.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Оборудование: бланк игры (Приложение 1).

Ход игры:

Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках.

Итак, ребята, ваше время вышло.

Рефлексия: Что показалось в игре интересным? Что заставляло вас задуматься? Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот? Как вы чувствовали себя в таких случаях?

Игра «Вслепую через лабиринт»

Цель: научить подростков находить взаимопонимание с людьми в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных; развивать доверие, взаимопонимание участников.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).

Рефлексия: Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

Игра «Путаница»

Цель: преодолеть тревожность участников, вызванную пребыванием в незнакомой среде, тренировать умение вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию, преодолевать тревожность, тренировать в умении вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относится к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли: поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия; стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.

Рефлексия: Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом? Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы? Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?


Игра—разминка «Карандаши» (А.Г. Грецов)

Цель: способствовать освоению активного стиля общения и развитию в группе отношения партнерства, активного стиля общения и развитию в группе отношения партнерства.

Возраст: 12-16 лет.

Количество играющих: группа 12-15 человек.

Оборудование: карандаши или шариковые ручки.

Ход игры:

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Рефлексия: Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Игра «Испорченный телефон»

Цель: Показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Оборудование: репродукции, фотографии, рисунки, картины и т.д. Общие требования к картине:

1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы);

2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация. (Приложение 2)

Ход игры:

Предлагается выбрать добровольцев 4-5 человек. Они

должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Ведущий достает лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д.

Ведущий спрашивает: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали, и им самим было интересно). Я говорю: «Записывать нельзя. Смотри и запоминай». Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай». Ведущий: «Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения.

Игра «Бумажные мячики»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: стопка газет или использованной бумаги, веревка.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Разделить аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделить на две равные команды. Каждой выдать стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду «Стоп!», надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией.

Игра «Иностранец»

Цель: Побудить подростков задумываться над

используемыми фразами, рассматривать в новых, необычных

ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы»:

Себе на уме.

Комар носа не подточит.

Метать бисер перед свиньями.

Сам черт не брат.

Прошел огонь, воду и медные трубы.

Не подмажешь – не поедешь.

У семи нянек дитя без глазу.

Яйца курицу не учат.

Зимой снега не выпросишь.

Дом был полной чашей.

На воре и шапка горит.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Рефлексия: Обратите внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла. Обсудите случаи, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе.

Игра «Групповой коллаж»

Цель: Способствовать развитию эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков вербального и невербального общения.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Подростки на склеенных листах ватмана коллективно выполняют творческую композицию. Путем групповой дискуссии выбирается тематика коллажа. На период выполнения работы вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Желательно сделать фотографии коллажа в нескольких ракурсах.

Рефлексия: Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Игра «Удержи равновесие»

Цели: Эта игра способствует развитию чувства доверия участников друг к другу и формированию в группе атмосферы взаимной поддержки. Когда дети пытаются удержать равновесие, поодиночке или в парах, им становится очевидно, что для этого необходимо постоянно вносить некоторые коррективы в положение своего тела. При этом надо быть очень собранными и внимательными.

Возраст: 12-14 лет.

Количество играющих: группа 12 –15 человек.

Ход игры:

Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на стволе дерева? Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на высокой каменной стене? Видели ли вы в цирке акробата, который идет по тонкому качающемуся канату? Когда мы так балансируем, нам надо быть очень внимательными и все время двигать руками и телом так, чтобы удержать равновесие.

Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать, друг другу, и приподнимите одну ногу. Покажите мне, как вы можете не терять равновесия, помогая себе движениями рук и тела.

Объединитесь в пары и встаньте лицом друг к другу. Возьмите друг друга за руки или за локти. Присядьте немножко, а затем вернитесь в исходное положение, так чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого...

Попробуйте другие положения, в которых надо уравновешивать друг друга: держитесь, друг за друга только одной рукой, скрестите руки, попробуйте присесть и встать, держа спину прямо...

Теперь сядьте на пол друг против друга. Возьмитесь за руки и изобразите работу пилы...

Теперь развернитесь и сядьте спиной к спине. Попытайтесь вместе встать, опираясь только на спину партнера. Как только вам удастся встать, попробуйте таким же образом сесть. Повторите это несколько раз...

Сейчас разойдитесь по четыре человека. Двое становятся рядом, плечо к плечу. Двое других прислоняются к ним спиной. Пары соприкасаются друг с другом лишь спинами. Сядьте в таком положении вместе на пол, а затем попытайтесь встать.

Возможно, для того чтобы игра проходила успешно, детям нужно будет сцепиться руками и ввести сигнал, обозначающий начало приседания.


Игра «Себе-соседу»

Цель: Разминочная игра, сближает участников, помогает работать сообща.

Ход игры:

Участники становятся в круг. Один водит, находится в кругу. Участники круга левую руку держат ладонью вверх, правую – соединяя все пальцы, как для того чтобы посалить, держат концами пальцев вниз, как раз здесь находится монетка. Монетка передается по кругу правой рукой одного участника в левую руку другого участника который стоит справа от первого. Все участники круга повторяют движение передачи монетки вне зависимости есть она у них или нет. Каждый участник правой рукой сначала дотрагивается до своей левой со словом «себе», а потом до левой руки соседа имитируя передачу монеты со словом «соседу». Все хором произносят эти слова «себе-соседу» и одновременно повторяют движения имитирующие передачу монеты. Участник в кругу по началу закрывает глаза и поворачивается вокруг своей оси чтобы не видеть где находится монетка, а когда она уже ходит по кругу, ему нужно «поймать» монетку и у кого окажется она, встает в круг на место водящего.

Получается отличная разминка которая еще и сближает участников, тем что приходится делать все сообща.


 





























Приложение 1



Стимульный материал к игре "Бинго-бонго»



Кто играет на музыкальном инструменте?

Кто любит учиться?

Кто боится числа 13?

Кто не терпит, когда рядом с ним матерятся?

Кто изучает английский язык?

У кого день рождения в январе?

 

 

Кто участвовал когда-нибудь в сборе винограда?

Кто любит манную кашу?

Кто спит больше 12 часов в сутки?

Кто может самостоятельно приготовить обед?

У кого бабушку зовут Настя?

Кто ни разу не был в цирке?

Кто был заграницей?

Кто зимой любит кататься на лыжах?

Кто видел, как цветет сирень?

Кто, хотя бы однажды, встречал рассвет?

Кто может подтянуться более 10 раз?

Сколько участников с именем Рома?

Кто любит море?

Кто умеет танцевать?

Кто знает наизусть текст гимна?

Кто терпеть не может рок-музыку?

Кто не любит праздновать свой день рождения?

У кого голубые глаза?

У кого есть родимое пятно?

Кто когда-нибудь прыгал с парашютом?

Кто умеет свистеть на пальцах?

Кто считает, что добро должно быть с кулаками?

Кто умеет печь торты?

Кто левша?

Кто знает хотя бы 10 слов на немецком языке?

Кто не хотел ехать на «Смену общения»?

Кто умеет самостоятельно ставить палатку?

 

Кто пел или поет в хоре?

Кто учится без троек?

Кто занимается греко-римской борьбой?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!