Математический футбол
Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения: рисунки 10 мячей.
Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых - карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.
Составим поезд
Дидактическая цель: Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
Содержание игры: Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга - кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).
Учитель записывает пример вида:
5 + 2 = 7
5 + 1 + 1
Дети проговаривают прием прибавления 2.
Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:
5 - 2= 3
5 - 1 - 1
Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками:
6 + 3 = 9
6 + 1 + 1 + 1
Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:
6 + 3 = 9
6 + 2 + 1
Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
Маятник
Дидактическая цель: Обучение детей приему прибавления и вычитания по одному.
Содержание игры: Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.
Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида: 5 + 2 =, 7 - 3 =, 6 + 4 =, 9 - 3 = и т.д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 = 6, прибавили 1», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 = 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2). И т.д.
Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.
Игру «Маятник» можно также проводить и при счете парами.
День и ночь
Дидактическая цель: Воспроизведение приемов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.
Содержание игры: Учитель записывает числовой ряд на доске:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Предлагает детям примеры. При слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6).