СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в 1-4 классах

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы найдете разнообразные игры, загадки для закрепления пройденных тем и расширения кругозора учащихся 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в 1-4 классах»

Игры на уроках и во внеурочной деятельности


Игра «Палитра осени»


Задачи: развивать зрительную память, цветовую зоркость; формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы красками и кистью.

Материал. Карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.

Содержание. Каждый ученик получает карточку-задание, на которой он должен выполнить задания:

а) два прямоугольника раскрашены, например один желтым, а другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается не раскрашенным.

Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник;

б) прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например зеленовато-желтым, рядом с ним - два не раскрашенных прямоугольника, соединенные знаком «+».

Учащиеся должны раскрасить их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый. Примечание. Чтобы придать упражнению занимательность, можно создать игровую ситуацию: дождем нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев (вместо прямоугольников даны изображения листьев), предложить учащимся восстановить их цвет.



Игра «Какого цвета осень?»


Задачи: развивать цветовую зоркость учащихся, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного.

Материал. Репродукции осенних пейзажей на каждого учащегося или одну на парту, набор фишек шести различных цветов.

Содержание. По команде учителя учащиеся достают из пакетов репродукции пейзажей и набор фишек. Внимательно вглядываясь в репродукции картин, сравнивают цвета в репродукции с цветом фишек. При обнаружении сходства они устанавливают фишку на место аналогичного цвета. Когда набор фишек исчерпан, учащиеся должны получить на палитре те цвета, которые рассмотрели в репродукции.

Пробный ход. На доске вывешивается репродукция осеннего пейзажа. Учащиеся проделывают аналогичную работу по поиску цветов, характерных для данной картины.

Правило. Работу следует проделать, пуская в ход песочные часы (3—5 мин). Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре.


«Какое дерево лист потеряло?» Лото


Задача — совершенствование зрительной памяти учащихся.

Материал. Карточки лото с изображением различных деревьев (можно использовать карточки лото для I класса), набор карточек с изображением листьев на каждого ученика.

Содержание. Учитель раздает карточки лото и набор карточек с изображением листьев. У него на столе — набор настоящих листьев. Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует один из листьев, лежащих у него на столе, и обращается с вопросом: «Какое дерево потеряло этот лист?» Дети сравнивают настоящий лист с изображениями листьев на своих карточках, находят нужное изображение и предъявляют его учителю. Неправильно поднятая карточка выбывает из игры. Затем учитель считает «раз, два, три», и дети закрывают изображение соответствующего дерева изображением листа.

Правила вытекают из содержания самой игры: быть очень внимательным, поднять нужную карточку, пока считает учитель, быстро определить изображение нужного дерева. Выигрывает тот, кто правильно выполнит все условия игры.

Примечание. Наградой победителям может быть осенняя песенка, во время звучания которой могут быть собраны все карточки и проведена физкультурная минутка.


Эстафета «Веселый узор»


Задача - закрепить навыки работы приемом тычка и примакивания (прикладывания) в составлении орнамента в полосе. Отработка навыков работы в команде

Материал. Узор-образец, состоящий из ягод и листьев: ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т. д.

Содержание.

  На доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги (половина листа альбома) для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трех листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трех ягод и т. д. Сколько учащихся сидит в ряду, столько и рядов будет в узоре.        

Правило. Участник эстафеты выходит выполнять свой ряд узора только тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на свое место.

Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правил игры.

Примечание. Чтобы игра прошла организованно, следует заранее подготовить для работы тычки, кисти, баночки гуаши для ягод и листьев для каждой команды; предложить учащимся до того, как они выйдут, выполнять узор, отработать прием декоративной росписи на листе.


Игра «Кто с кем пришел»


Задача: закрепление знаний о названии детенышей, научится анализировать форму животного.

Материал: карточки с изображением животных

Содержание: нужно подобрать взрослому домашнему животному детенышей и дать название. Из представленных геометрических фигур составить форму животного.


Игра «Сказка и её герои»


Задача: Совершенствовать навыки учащихся в рисовании животных по памяти и по представлению.

Дидактический материал.

Изображение или фотографии (в различных положениях) лисицы, медведя, муравья, волка, зайца, петуха.

Содержание: Учитель обращается к знанию учащимися народных и авторских сказок «Заюшкина избушка», «Теремок» «Колобок», «Как муравьишка домой спешил» и др. Для этого на классной доске вывешиваются изображения реальных животных, которые стали героями сказок, получив при этом человеческие характеристики.

Перед учащимися ставится задача: назвать, героями каких сказок являются данные животные и подобрать изображение сказочного животного.

Причём помимо словесных характеристик героев басни, параллельно даётся их изобразительная характеристика. Следует демонстрировать не готовые иллюстрации к басне, а отдельные изображения каждого героя. Должна быть вариативность изображений, например крадущаяся лиса; лиса стоящая на задних лапах; убегающая лиса.




Рисунок по кругу «Фантастическое животное»


Задачи: развитие креативности, повышение самооценки.

Материалы: бумага, карандаши.

Содержание: ребята рассаживаются по кругу. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги. Передает следующему, который придумывает имя существу. Группа сочиняет небольшую историю о нем». По сигналу педагога начинается рисование. Он может наблюдать за соблюдением правил. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями.



Игра «Прятки»


Задача: Совершенствовать навыки учащихся в рисовании животных по памяти и по представлению.

Материал: рисунки животных

Содержание: найди всех животных, изображенных на рисунке.

















Игра «Волшебный кубик»


Задача: проверить и закрепить знания по изученному материалу, формирование умения работать в группе

Материал: куб с разноцветными гранями.

Содержание: Легенда игры: художник Тюбик очень любит рисовать на пленере – рисовать природу с натуры, на улице. Однажды поднялся сильный ветер и подхватил его краски. Только волшебной слово может помочь собрать краски.

Учащиеся делятся на 2 группы, по очереди кидают кубик с разноцветными гранями. Цвет грани обозначает цвет потерянной краски, которую дети находят на рисунке-пейзаже. У каждой краски свое задание, выполнив которое, дети получают букву волшебного слова «.

1 грань желтая. Объедините данные слова в группы:

Орнамент, металлический поднос, роспись, , мазок кисти, Загорская матрешка коллаж, линия, натюрморт, глиняная игрушка жанр, геометрический узор, колорит, стилизация.

2 грань красная. Составить орнамент из предложенных фигур животных, геометрических и растительных элементов, используя только контрастные цвета (для 1 группы) или смежные (для 2 группы).

3 грань зеленая. «Заколдованный лес». «Перед вами нарисован заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

4 грань синяя. «Инопланетное существо». Задача детей по описанию изобразить 1группе – птицу, 2 группе – насекомое с другой планеты. Дайте название животному.

— У животного (инопланетянина) есть одна/две головы.

— А шея любит поворачивать налево и направо/ короткая.

— Туловище длинное и покрыто лохматыми перьями/круглое и пушистое?

— Птица умеет ходить, прыгать, летать/насекомое прыгает высоко.

— Оба животных имеют уши, хвост, клюв/хоботок.

- Птица любит танцевать/насекомое любит петь.

5 грань оранжевая. «Узнай на ощупь». Определить рукой на ощупь, лежащие в коробке предметы: чашка чайная, блюдце, ложка, сладости и выпечка, цветы, ваза, скатерть и тд. Создать из вынутых предметов натюрморт в теплой/холодной цветовой гамме, дать ему название.

6 грань фиолетовая. Определить из какой росписи взят данный элемент: жостово, хохлома, дымковская игрушка, матрешки.


Из полученных букв, собирают волшебное слово, возвращаем художнику краски, рассматриваем рисунки, получившиеся за год, находим цвета и их оттенки, рассуждаем, как их получили.


Игра «Путаница»


Задача: научить определять у животных отличительные признаки. По данному принципу изобрази фантастическое животное

Материал: картинки с изображениями животных

Содержание: На изображениях найди ошибки, которые допустил художник.








































Игра «Происшествие в музее осени»


Задача — совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти учащихся.

Материал. Пейзажи

Содержание. Учитель говорит о том, что в музее пропала картина. Место нахождения картины уже известно, но она представлена среди других картин, изображающих осеннюю природу, и это усложняет ее поиск. Для того чтобы отыскать пропавшую картину, хранителю музея необходимо дать ее словесное описание и при поиске руководствоваться им.

Учащиеся выбирают «хранителя музея» и «сыщика». Хранителю музея предъявляется осенний пейзаж (другие учащиеся его не видят) и предлагается сделать его словесное описание. Сыщик, руководствуясь этим описанием, ищет среди представленных картин пропавшую.

Правило. Если сыщик нашел картину, все учащиеся хлопают в ладоши.



«Удивительная ладонь»


Задача: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Материалы: лист бумаги, наборы цветных карандашей, восковых мелков.

Содержание: Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д.



«Калейдоскоп игр»


1. Из чего состоит пейзаж? (игра с картинками)

Задача: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

Содержание: отбирать только те картинки, на которых изображены элементы присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.











































































 






















2. «Картинная галерея»

Задача: закрепить знания о морском пейзаже и колорите в зависимости от времени суток

Материалы: репродукции картин художников

Содержание: Разделите предложенные репродукции на две группы: морской и архитектурный пейзаж. (Айвазовский И.К. «Девятый вал», «Восход солнца у берегов Ялты», «Морской пейзаж», «Вечер»). 1 группа: Определи время суток, если можете, назовите художника.




(В. Поленов «Московский дворик», «Монастырь над рекой», К. Юон «Купола и ласточки», «Сергиев Посад»). 2 группа: подберите колорит и цветовую палитру к каждой картине.




3. Выбери стилизованное изображение птицы.

1 2 3 4 5





4. «Куда плывет рыбка?»

Задача: закрепление знаний об орнаменте в круге, развитие памяти и образного мышления.

Материалы: стилизованные рыбы разных форм, цветов, размеров

Содержание: В аквариуме плывут рыбы разных форм, цветов и размеров. Все закрывают глаза, 1 ученик меняет местами 2 рыбы, меняет направление движения. Вторая команда определяет что изменилось. Обнаруженные рыбы удаляются из игры. Из собранных рыб составьте орнамент в круге.



«Знаешь ли ты птиц»


Задача: Определить птиц по форме головы, конечностям и силуэту, развитие умения анализировать

Материалы: карточки с изображениями частей птиц





Упражнение «Волшебная кисточка»


Задача: вспомнить расположение цветов в радуге, теплые и холодные цвета, способы их осветления и затемнения, развитие умения воспринимать инструкцию на слух, работать в паре.

Материалы: фломастеры или карандаши, цветовой круг

Содержание: Расположить в порядке следования цветов в радуге фломастеры. Разделить на 3 группы цветов («теплые», холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу 
фломастеров, расположенных не рядом. Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) ­ А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть­-чуть и очень осторожно.)



Кроссворд


Задача: повторение изученных понятий и терминов

Содержание: Составьте кроссворд из ответов к загадкам

Прилeтeли гaлки в пoлe 

И усeлись нa снегу...

Стану я учиться в школе — 

Рисовать на нeй смогу. (БУМАГА)


Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк сo всeх стoрoн

Дрeвесинoй oкружен. (КАРАНДАШ)


Используют школьники в грaфике.

И живопись тоже нуждается в них,

В этих мeлках нeoбычных тaких.

От латинского «тeстa» названье, пoверь.

И отвечай, что же это? (ПАСТЕЛЬ)


Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный –

Будь то небо или бор,

Инeй тонкий белоснежный,

Зеленеющий aпрель –

Все рacкраcит (АКВАРЕЛЬ)


Мы рисyем, крaсим тоже,

Каждый делает, что может.

Начнет рисунок кaрaндаш,

А зaвершит его (ГУАШЬ)


Создаю я новый цвет,

На дoщечку я пoхoжа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смeшaeт крaски хитрo

С пoмoщью мeня – (ПАЛИТРЫ)



Вoт тeбe помощник дeревянный.
Шлет тебе он пламенный привет,
Ты на нeм работы нарисуешь,
А помощникa зовут (МОЛЬБЕРТ)

Волоски пушистой белки

Окyнy слeгкa в гуaшь я.

Все кaртинки и поделки

Очень яpкo я раскрашy.

Нарисую солнце, листья

Мягкoй шелкoвиcтoй (КИСТЬЮ)


Каждый год я к вам лечу – 
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой, 
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)


Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)


Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(ворона)


Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки (гусь)


Распускает хвост павлином, 
Ходит важным господином, 
По земле ногами - стук, 
Как зовут его? (петух)


Кто же это чертит дом,

Должен быть красивым он.

Чтоб приятно было всем,

Любоваться домом тем! (архитектор)


Игра «Морской бой»


Задача: закрепить полученные знания, развивать умение работать в группе и оценивать свои результаты.

Материалы: игровое поле с изображенными кораблями (пейзаж), с обратной стороны каждого корабля задание.

Содержание: дети делятся на 2 группы, выбирают капитана команды. Разыгрывается право первого хода с помощью игры «Аукцион» (назвать как можно больше слов, связанных с материалами и инструментами художника). Команды по очереди называют корабль по цвету, определяя его группу (теплые, холодные, нейтральные, основные, составные, контрастные, близкие). Читаем задание на корабле и даем ответ, если ответ не верный, 2 команда имеет право ответа. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

1. Четвертый лишний

Для этого посмотри внимательно на картинки, здесь представлены 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, а четвертая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?






2. Собери элементы



Вспомните, какие росписи дети знают. Выберите элементы в соответствии с народным промыслом.

Можно предложить детям украсить животных вырезанными элементами.












3. Что сначала, что потом


Восстанови последовательность изготовления хохломской посуды



4. Загадки


1.Если видишь на картине:

Волны, солнце, облака,

Яхта мчится в море синем…

Мы там не были пока,

Но хотелось бы конечно,

Почему не помечтать?

Вы скажите нам, ребята,

Как нам этот жанр назвать?

( маринистический пейзаж )

2. Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.

3. Мы его поставили, а потом рисуем: 
Вазочки с цветами, скатерть голубую, 
Книга, кисти, краски, даже бутерброд! 
О работе скажем – это....... (натюрморт.)

4. Портреты пишет портретист 
Пейзажи пишет пейзажист, 
А что рисует, присмотрись, 
Художник наш анималист? 
Анималист, анималист 
Берет бумаги белый лист, 
Пастель, иль уголь, иль гуашь,
Иль акварель, иль карандаш,
Рисует чем угодно знакомых нам ........(животных.)

5. Рассчитал нагрузки зданий,
Чертежи составил он
Просто мастер созиданий
И талантлив, и умен!

Посмотри на этот город
Красота и там и тут,
А того, кто все придумал
Архитектором зовут.


5. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
Как называется художественная техника, для работы в которой нам понадобятся материалы и инструменты загаданные в кроссворде, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.

  1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.

  2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.

  3. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.

  4. Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.

  5. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.

  6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.


Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]


6. Игра-мозаика


Собери из частей животное, птицу, рыбу.



7. Игра «Красочки»


Выбирается ведущий –художник. Остальным детям раздаются карточки с цветами. Художник придумывает что будет рисовать, ребенок должен поднять те карточки, чтобы раскрасить этот предмет. Например: летнее дерево – синий, желтый, коричневый.


8. Застывщая музыка


Подбери силуэт к фотографии здания, если знаешь, назови.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!