Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе .
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №3
Ермакова Анастасия Алексеевна
«Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным -
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский.
Проблема:
Как сделать обучение
более результативным?
ИГРА
И – интересно
Г – грандиозно
Р – результативно
А - актуально
Игра есть разумная, целенаправленная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения.
Игра – естественная форма деятельности ребенка и средство обучения.
Игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции:
- развлекательную - коммуникативную - терапевтическую - диагностическую - коррекционную - межнациональной коммуникации - социализации
Факторы реализации потребностей ребёнка в игре.
- Самостоятельность.
- Самореализация.
- Наличие собственной деятельности.
- Возможность творчества.
- Удовольствие общения.
- Удовлетворение от успеха.
- Доступность.
- Интерес.
Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Цель игр на уроках –
пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Классификация педагогических игр:
- По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
Классификация педагогических игр
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
Классификация педагогических игр
По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Сюжетно- ролевые игры Игра -драматизация
«Путешествие в сказку»
Классификация педагогических игр
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с применением ИКТ, комнатные, уличные, на местности.
урок окружающего мира «В гостях у осени»
Классификация педагогических игр
По структурным элементам урока:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры – паузы (физминутки).
По количеству участников
игры можно разделить на :
2. парные (диалоговые)
1. индивидуальные
3. групповые
4. массовые (общеклассные)
Классификация педагогических игр
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
На уроках математики использую широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:
- Задачи в стихах
- Задачи – шутки
- Кто быстрее?
- На отработку состава числа «Домики», «Собери елочку»
- Математическая эстафета
- Найди ошибку
- Продолжи счёт
- Головоломки, ребусы
- Задачи на смекалку и многое др.
Игровое упражнение
«Реши правильно и прочти»
6 – 1
5 + 2
10 – 8
5 + 2
7 – 4
6 + 3
5 + 5
М
О
Л
О
Д
Е
Ц
На уроках обучения грамоте:
- игры, совершенствующие слуховое восприятие (“Хлопки”, “Твердый - мягкий”);
- игры, способствующие обогащению словарного запаса («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Доскажи словечко» , «Назови одним словом», «Словарные прятки» );
- игры, способствующие развитию связной речи (инсценирование песен, стихов, сказок);
- использование различных игровых ситуаций (разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок).
Игра «Пропала буква».
Из слов убежали все буквы А.
- БНН, МК,
- РМ, СХР,
- ПРТ,ННС,
- БРБН, КРНДШ
Игра « Конструктор»
С большим интересом дети играют в эту игру.
Если взять большое слово Вынуть буквы- раз и два.
А потом собрать их снова Выйдут новые слова.
Из слова «грамотей» составить 10 слов (герой ,гром, гора, рота ,метр, море, метро, тема и др.)
- 5 3 1 4 2
- А Б Р К Ы
- 2 4 1 5 3 7 6
- Я У Л Ш Г А К
ИГРА «ТРИ СЛОВА» .
Составить предложения из данных слов.
- Книга, небо, цветок
- Двор, мяч, друзья
- Сумка, велосипед, очки.
Отгадай логогриф
К +
=
К +
=
=
К +
На уроках русского языка игровые задания помогают усваивать трудные грамматические правила:
- Правила в стихах
- Рифмованные упражнения
- Грамматические сказки
- Морфологические шарады
- Собери слово
- Загадки- шутки
- Кроссворды и др.
Игра «Собери слова»
Игра «Поезд»
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Тема: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными»
Игра
«Найди лишнее»
Лиса
Корова
Собака
Воробей
Мак
Ромашка
Роза
Лук
Береза
Дуб
Малина
Осина
Игры при изучении темы: «Предложение»
Игры на индивидуальных карточках
Игры с применением ИКТ
Уроки - сказки, конкурсы, уроки- путешествия .
Фрагмент урока: Упражнения в разборе слов по составу. Сказка о дружбе.
«В одном домике жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксенок, дедушка Окончание. А слово это было загадка…».
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения:
Игра «Кто больше подберет рифм»
Пирожок – рожок, горшок,…
Даль – медаль, печаль..
Грач – мяч, циркач,..
На уроках окружающего мира:
- Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д..
- Широко применяются в практике игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д..
- Большое значение имеют дидактические игры: «Третий лишний», «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д..
- Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.
Сюжетно-ролевые игры («Круглый стол», «Пресс-конференция» и др.).
ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ».
- Луна, солнце, ветер
- Кот, собака, олень
- Когти, грива, клюв
- День, вечер, зима
- Автобус, машина, велосипед
«Синоптик»
Существует множество примет, связанных с поведением птиц. Продолжите:
Сова кричит –
на холод
к дождю
Воробьи в пыли купаются -
к засухе
к дождю
Синичка с утра начинает пищать -
перед грозой
жди мороза
На уроках технологии
и изобразительного искусства:
предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом.
Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.
Обобщить знания на любом уроке
можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие их привлекательность:
- Создание игровых сюжетов.
- Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
- Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
- Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
- Вариативность в игре.
Игровые технологии
«ПЛЮСЫ»
«МИНУСЫ»
- Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения
- идёт передача опыта старших поколений младшим;
- Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Является естественной формой труда ребенка;
- Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- Подготовка требует больших затрат времени;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
- Сложность в оценке обучающихся.
Вывод:
Игры и игровые моменты являются перспективной формой обучения ,
так как она:
- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
- активизирует деятельность учащихся;
- повышает эффективность учебного процесса;
- усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
«… без педагогической игры
на уроке невозможно увлечь
учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили