СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры игр на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках в начальной школе»

Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе .   Учитель начальных классов  МБОУ СШ №3 Ермакова Анастасия Алексеевна

Игры и игровые моменты на уроках в начальной школе .

Учитель начальных классов

МБОУ СШ №3

Ермакова Анастасия Алексеевна

 «Сделать серьёзное занятие  для ребёнка занимательным -  вот задача первоначального  обучения».  К.Д. Ушинский.

«Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным -

вот задача первоначального

обучения».

К.Д. Ушинский.

Проблема: Как сделать обучение более результативным?

Проблема:

Как сделать обучение

более результативным?

ИГРА И  – интересно  Г – грандиозно  Р – результативно А - актуально

ИГРА

И – интересно

Г – грандиозно

Р – результативно

А - актуально

Игра  есть разумная, целенаправленная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения. Игра  – естественная форма деятельности ребенка и средство обучения. Игра  — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Игра есть разумная, целенаправленная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения.

Игра естественная форма деятельности ребенка и средство обучения.

Игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции:  - развлекательную  - коммуникативную  - терапевтическую  - диагностическую  - коррекционную  - межнациональной коммуникации  - социализации

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции:

- развлекательную - коммуникативную - терапевтическую - диагностическую - коррекционную - межнациональной коммуникации - социализации

Факторы реализации потребностей ребёнка в игре. Самостоятельность. Самореализация. Наличие собственной деятельности. Возможность творчества. Удовольствие общения. Удовлетворение от успеха. Доступность. Интерес.

Факторы реализации потребностей ребёнка в игре.

  • Самостоятельность.
  • Самореализация.
  • Наличие собственной деятельности.
  • Возможность творчества.
  • Удовольствие общения.
  • Удовлетворение от успеха.
  • Доступность.
  • Интерес.
 Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Цель игр на уроках –  пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Цель игр на уроках –

пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».   (В. А. Сухомлинский)

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

Классификация педагогических игр: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Классификация педагогических игр:

  • По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
Классификация педагогических игр  По характеру педагогического процесса:  обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;  познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

Классификация педагогических игр

По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 
  • познавательные, воспитательные, развивающие; 
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
Классификация педагогических игр  По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Сюжетно- ролевые игры Игра -драматизация  «Путешествие в сказку»

Классификация педагогических игр

По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Сюжетно- ролевые игры Игра -драматизация

«Путешествие в сказку»

Классификация педагогических игр  По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с применением ИКТ, комнатные, уличные, на местности.  урок окружающего мира «В гостях у осени»

Классификация педагогических игр

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с применением ИКТ, комнатные, уличные, на местности.

урок окружающего мира «В гостях у осени»

Классификация педагогических игр  По структурным элементам урока: игры для изучения нового материала;  игры для закрепления;  игры для проверки знаний; обобщающие игры;  релаксационные игры – паузы (физминутки).

Классификация педагогических игр

По структурным элементам урока:

  • игры для изучения нового материала; 
  • игры для закрепления; 
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры; 
  • релаксационные игры – паузы (физминутки).
По количеству участников игры можно разделить на :  2. парные (диалоговые) 1. индивидуальные

По количеству участников

игры можно разделить на :

2. парные (диалоговые)

1. индивидуальные

3. групповые

3. групповые

4. массовые (общеклассные)

4. массовые (общеклассные)

Классификация педагогических игр  По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Классификация педагогических игр

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

 На уроках математики использую широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся: Задачи в стихах  Задачи – шутки Кто быстрее? На отработку состава числа «Домики», «Собери елочку» Математическая эстафета Найди ошибку Продолжи счёт Головоломки, ребусы Задачи на смекалку и многое др.

На уроках математики использую широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

  • Задачи в стихах
  • Задачи – шутки
  • Кто быстрее?
  • На отработку состава числа «Домики», «Собери елочку»
  • Математическая эстафета
  • Найди ошибку
  • Продолжи счёт
  • Головоломки, ребусы
  • Задачи на смекалку и многое др.
Игровое упражнение  «Реши правильно и прочти» 6 – 1 5 + 2 10 – 8 5 + 2 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц

Игровое упражнение

«Реши правильно и прочти»

6 – 1

5 + 2

10 – 8

5 + 2

7 – 4

6 + 3

5 + 5

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

 На уроках обучения грамоте: - игры, совершенствующие слуховое восприятие (“Хлопки”, “Твердый - мягкий”); - игры, способствующие обогащению словарного запаса («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Доскажи словечко» , «Назови одним словом», «Словарные прятки» ); - игры, способствующие развитию связной речи (инсценирование песен, стихов, сказок); - использование различных игровых ситуаций (разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок).

На уроках обучения грамоте:

- игры, совершенствующие слуховое восприятие (“Хлопки”, “Твердый - мягкий”);

- игры, способствующие обогащению словарного запаса («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Доскажи словечко» , «Назови одним словом», «Словарные прятки» );

- игры, способствующие развитию связной речи (инсценирование песен, стихов, сказок);

- использование различных игровых ситуаций (разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок).

Игра «Пропала буква». Из слов убежали все буквы А. БНН, МК, РМ, СХР, ПРТ,ННС,  БРБН, КРНДШ

Игра «Пропала буква».

Из слов убежали все буквы А.

  • БНН, МК,
  • РМ, СХР,
  • ПРТ,ННС,
  • БРБН, КРНДШ
Игра « Конструктор» С большим интересом дети играют в эту игру. Если взять большое слово  Вынуть буквы- раз и два. А потом собрать их снова  Выйдут новые слова. Из слова «грамотей» составить 10 слов (герой ,гром, гора, рота ,метр, море, метро, тема и др.)

Игра « Конструктор»

С большим интересом дети играют в эту игру.

Если взять большое слово Вынуть буквы- раз и два.

А потом собрать их снова Выйдут новые слова.

Из слова «грамотей» составить 10 слов (герой ,гром, гора, рота ,метр, море, метро, тема и др.)

  5 3 1 4 2 А Б Р К Ы     2 4 1 5 3 7 6  Я У Л Ш Г А К

  • 5 3 1 4 2
  • А Б Р К Ы
  • 2 4 1 5 3 7 6
  • Я У Л Ш Г А К
ИГРА «ТРИ СЛОВА» . Составить предложения из данных слов. Книга, небо, цветок Двор, мяч, друзья Сумка, велосипед, очки.

ИГРА «ТРИ СЛОВА» .

Составить предложения из данных слов.

  • Книга, небо, цветок
  • Двор, мяч, друзья
  • Сумка, велосипед, очки.
Отгадай логогриф К + = К + = = К +

Отгадай логогриф

К +

=

К +

=

=

К +

 На уроках  русского языка  игровые задания помогают усваивать трудные грамматические правила:  Правила в стихах  Рифмованные упражнения  Грамматические сказки  Морфологические шарады  Собери слово  Загадки- шутки  Кроссворды и др.

На уроках русского языка игровые задания помогают усваивать трудные грамматические правила:

  • Правила в стихах
  • Рифмованные упражнения
  • Грамматические сказки
  • Морфологические шарады
  • Собери слово
  • Загадки- шутки
  • Кроссворды и др.
Игра «Собери слова» Игра «Поезд»

Игра «Собери слова»

Игра «Поезд»

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными» Игра «Найди лишнее» Лиса Корова Собака Воробей  Мак Ромашка Роза Лук  Береза Дуб Малина Осина

Тема: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными»

Игра

«Найди лишнее»

Лиса

Корова

Собака

Воробей

Мак

Ромашка

Роза

Лук

Береза

Дуб

Малина

Осина

Игры при изучении темы: «Предложение» Игры на индивидуальных карточках Игры с применением ИКТ

Игры при изучении темы: «Предложение»

Игры на индивидуальных карточках

Игры с применением ИКТ

Уроки - сказки, конкурсы, уроки- путешествия .  Фрагмент урока: Упражнения в разборе слов по составу. Сказка о дружбе.  «В одном домике жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксенок, дедушка Окончание. А слово это было загадка…».

Уроки - сказки, конкурсы, уроки- путешествия .

Фрагмент урока: Упражнения в разборе слов по составу. Сказка о дружбе.

«В одном домике жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксенок, дедушка Окончание. А слово это было загадка…».

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения:  Игра «Кто больше подберет рифм»   Пирожок – рожок, горшок,…  Даль – медаль, печаль..  Грач – мяч, циркач,..

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения:

Игра «Кто больше подберет рифм»

Пирожок – рожок, горшок,…

Даль – медаль, печаль..

Грач – мяч, циркач,..

На уроках окружающего мира: Соревновательные игры  стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д..  Широко применяются в практике игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д..  Большое значение имеют дидактические игры:  «Третий лишний», «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.. Мультимедийные экологические игры  облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.  Сюжетно-ролевые игры («Круглый стол», «Пресс-конференция» и др.).

На уроках окружающего мира:

  • Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д..
  • Широко применяются в практике игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д..
  • Большое значение имеют дидактические игры: «Третий лишний», «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д..
  • Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Сюжетно-ролевые игры («Круглый стол», «Пресс-конференция» и др.).

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ».  Луна, солнце, ветер Кот, собака, олень Когти, грива, клюв День, вечер, зима Автобус, машина, велосипед

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ».

  • Луна, солнце, ветер
  • Кот, собака, олень
  • Когти, грива, клюв
  • День, вечер, зима
  • Автобус, машина, велосипед
«Синоптик»  Существует множество примет, связанных с поведением птиц. Продолжите:  Сова кричит –  на холод к дождю Воробьи в пыли купаются - к засухе к дождю Синичка с утра начинает пищать - перед грозой жди мороза

«Синоптик»

Существует множество примет, связанных с поведением птиц. Продолжите:

Сова кричит

на холод

к дождю

Воробьи в пыли купаются -

к засухе

к дождю

Синичка с утра начинает пищать -

перед грозой

жди мороза

На уроках технологии и изобразительного искусства:  предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом.  Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.

На уроках технологии

и изобразительного искусства:

предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом.

Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.

 Обобщить знания на любом уроке   можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.

Обобщить знания на любом уроке

можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие их привлекательность: Создание игровых сюжетов. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры. Вариативность в игре.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие их привлекательность:

  • Создание игровых сюжетов.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
  • Вариативность в игре.
Игровые технологии  «ПЛЮСЫ» «МИНУСЫ»   Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения идёт передача опыта старших поколений младшим; Способствует использованию знаний в новой ситуации; Является естественной формой труда ребенка; Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной; Подготовка требует больших затрат времени; Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание; Сложность в оценке обучающихся.

Игровые технологии

«ПЛЮСЫ»

«МИНУСЫ»

  • Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
  • Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения
  • идёт передача опыта старших поколений младшим;
  • Способствует использованию знаний в новой ситуации;
  • Является естественной формой труда ребенка;
  • Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
  • Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
  • Подготовка требует больших затрат времени;
  • Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
  • Сложность в оценке обучающихся.
Вывод:  Игры и игровые моменты являются перспективной формой обучения ,  так как она:  - способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;  - активизирует деятельность учащихся; повышает эффективность учебного процесса; усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.

Вывод:

Игры и игровые моменты являются перспективной формой обучения ,

так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

- активизирует деятельность учащихся;

  • повышает эффективность учебного процесса;
  • усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
«… без педагогической игры  на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»  Ш.А. Амонашвили

«… без педагогической игры

на уроке невозможно увлечь

учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»

Ш.А. Амонашвили