СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет педагога в современном образовании, который бы не использовал игровую технологию или хотя бы элементы ее у себя на уроках. Копилка сюжетно-ролевых игр, в которой ребенок воспроизводит отношения между взрослыми, осваивает сюжет через присвоение себе определенной роли.

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках в начальной школе»

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;

  • связанные с профессией;

  • связанные с открытием;

  • маршрутные, т.е. путешествия;

  • связанные с искусством;

  • военизированные;

  • сказочные;

  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

Составить правила совместного проживания на планете.

Описать, какие события происходят на планете.

Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

«А вдруг?» Ольга Тихомирова

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.   

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

какую ситуацию они проиграли;

какую тему затронули;

как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

фигурки различных животных;

материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);

природный материал для создания эффекта парка;

кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату. 

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предложить детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.   

Русский язык

Еще один пример использования деловой игры на уроке русского языка. Это игра «Почтальон». В класс заходит почтальон и сообщает, что у него есть письма для учеников класса. Дети получают письма (можно воспроизвести ситуацию получения заказного письма). Потом школьники вскрывают конверты и достают карточки с заданием для самостоятельной работы.

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Есть и более сложный вариант проведения таких игр. Например, игра «Снимаем сказку». Детям нужно познакомиться со сценарием, распределить роли, подготовить костюмы и декорации. Следует дать время на репетиции.

Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм и моделей поведения.

Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.

Окружающий мир 

Игра «Туристы»

Цель  – познакомить детей с особенностями леса.

Продолжительность игры 40 минут.

                                               Ход игры:

 Ребятам пришло письмо из леса с просьбой о помощи. Кто-то в лесу нарушил тишину и расставил капканы. Что бы их убрать, необходимо выполнить различные задания. В классе формируется три команды туристов. Перед каждой командой стоит задача: придумать название команды и внимательно слушать задания и инструкции учителя.

Первый капкан, который должны убрать дети, называется «Загадки». Детям предлагается 6 загадок об обитателях леса. После того, как дети справятся с этим капканом, им предлагается следующее задание-ловушка, разгадать кроссворд.

На следующем этапе ребятам предлагается 2 ситуации на тему охраны природы и правила поведения в лесу. Эти ситуации предлагаются как письма от лесника.

Первая ситуация: « Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с яйцом. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сели, боясь пошевелится. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула яичную скорлупу в бумагу и положила в сумку. Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст, ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге. Как вы думаете,  ребята, что ответила девочка своей подруге?»        

Вторая ситуация: «Под кочкой в сыром болотце заметил Петя маленького славненького лягушонка.

- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Петя. – Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Петя посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, в сухости и чистоте. Не то, что в своем грязном болоте!»

Эти ситуации ребята обыгрывают, и обсуждают,  как надо правильно поступать в таких случаях.

Затем из каждой команды выбираются два помощника, раздаются картинки с изображением животных. Первая команда – медведь, сверчок, вторая – лиса, крот, третья – заяц, гусеница.  Перед детьми стоит задача, изобразить своей команде  животного с картинки. Ребятам очень нравится это испытание.

Напоследок вспоминаем как нужно вести себя в лесу и рисуем  запрещающие знаки. Весь урок проходит в форме игры, и у ребят было много впечатлений.

Литературное чтение

-Уважаемые коллеги, вы все – сотрудники редакции «Литературного альманаха», которые должны подготовить очередной выпуск по теме «Люби живое». Выпуск посвящён одному из обитателей Южного Урала - бурому медведю.

-Я вам подготовила информацию, которая представлена в разрозненном виде.

-У всех информация одинаковая, но задания вы получаете разные.

(Раздаете задания, а сами обращаетесь к залу):

-Коллеги готовятся к первому этапу сюжетно-ролевой игры. Они выбирают информацию, необходимую для выполнения задания. На этом этапе текст представляется устно. Вы обратили внимание, что задание усложнено введением типов текста, что дает возможность реализовать межпредметные связи литературы и русского языка.

-Коллеги, кто готов?..

-Все внимательно слушаем, какой текст сформировала группа.

-Задание всем группам: опираясь на свои знания, предложите известный вам факт по теме или факты, которые сделают статью интереснее. (Проговаривает… первая группа. Просите дополнить других двух.)

-Навтором этапе учащиеся рецензируют тексты статей других групп по алгоритму. Прием « Автобусная остановка» (Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

-Натретьем работают как художники-оформители.

-Начетвертом осуществляется защита работы и создание коллективного продукта – альманаха.

Тексты для работы в группах:

1 группа «Расскажи, как выглядит бурый медведь»

(Составьтетекст-описание (устно), подчеркните в тексте необходимую информацию)


2 группа « Чем питается бурый медведь»(Составьтетекст-повествование(устно), подчеркните в тексте необходимую информацию)


3 группа «Почему медведь впадает вспячку?» (Составьтетекст-рассуждение (устно), подчеркните в тексте необходимую информацию)

Окружающий мир


-На уроках по «Окружающему миру» сюжетно-ролевая игра может быть подобной по приемам, но отличной по содержанию.

При формировании у обучающихся экологического мышления, очень важно придать деятельности личностную окраску, что позволяет осуществить распределение ролей.

-Итак, тема урока «Будь природе другом».

-Задача обучающихся на данном этапе урока: сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение.

-Вы будете представлять «Комитет по охране природы», где будут работать 3отдела. (слайд 12)

-У вас на столе таблички с названием отделов, в работе которых вы будете принимать участие.

-Как вы думаете, какова же цель работы «Комитета по охране природы»?

-Каждой группе необходимо самостоятельно разработать правило поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

-Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков, которые вы представите по окончанию вашей работы.

Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране животных, по охране птиц и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

– Вам придется самостоятельно составить «Закон о природопользовании» и отразить этот закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

– ( В зал!)Для каждого отдела подготовлены карточки с заданиями.

-По истечению времени каждый отдел расскажет о проделанной работе, а остальные отделы смогут задать интересующие их вопросы.

1.Отгадайте загадки:

2.Составьте рассказ от лица этой птицы, которая просит помощи у людей.

-Почему мы должны ей помочь?

3.Составьте 3 правила защиты птиц. Напишите их в документе под названием

«Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак, запрещающий вредить птицам.

Рефлексия.

-

Карточка № 1 (Отдел охраны животных)

1.Отгадайте загадку:

В землю зарывается,

От Солнышка спасается,

Садоводам помогает,

Насекомых истребляет!


2. Составьте рассказ от лица этого животного, которое просит помощи у людей.

-Почему мы должны ему помочь?

3.Составьте 3 правила защиты животных. Напишите их в документе под названием

«Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак, запрещающий вредить животным.

Карточка № 2 (Отдел охраны птиц)

1.Отгадайте загадки:

Птичка-невеличка

ножки имеет,

а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

получается прыжок.

2.Составьте рассказ от лица этой птицы, которая просит помощи у людей.

-Почему мы должны ей помочь?

3.Составьте 3 правила защиты птиц. Напишите их в документе под названием

«Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак, запрещающий вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны растений)

1.Отгадайте загадку:

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

2. Составьте рассказ от лица этого растения, которое просит помощи у людей.

-Почему мы должны ему помочь?

3.Составьте 3 правила защиты растений. Напишите их в документе под названием

«Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак, запрещающий вредить растениям.

Свод законов о природопользовании

Знак, запрещающий вредить

животным

Тексты для работы в группах

А весной когда просыпаются голодные, то могут даже напасть на других зверей, например, на кабана, оленя или лося. Ещё мишки очень любят мёд. Поэтому их называют сладкоежками.

Бурый медведь принадлежит к семейству медвежьих. Представители этого семейства всеядны, имеют отличное обоняние, им не страшны пчелиные укусы.

Бурый медведь – крупное хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазит по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый.

Хотя медведь – это типичный хищник, он отдаёт должное и растительному десерту: ягодам, плодам, зёрнам, траве, корешкам растений.

Они лакомятся как кореньями, растительной пищей (ягодами, листвой, побегами и пр.), так и пищей животного происхождения (мясом оленей, лосей, косулей и маралов, насекомых, птиц, лягушек, ящериц, грызунов), рыбой.Особенное лакомство для хищников — орешки, особенно кедровые.

Бурый медведь впадает в зимнюю спячку не потому что холодно. Причина в недостатке пищи. В зимнем лесу прокормиться трудно. Мудрая природа наделила медведя способностью «затормаживать» на зиму все жизненные процессы.

Во время спячки замедляется дыхание, снижается температура тела, реже бьётся сердце. Необходимые для жизнедеятельности процессы поддерживаются жировыми запасами, «нагулянными» за лето.

В зимний период бурый медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном.

В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких косолапых появляются на свет. Вес каждого в среднем — около пятисот грамм. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.

«Мишка-медведь, научи меня реветь» — говорят дети. И медведи могут научить. Порой так заревут, что мурашки по коже начинают бегать. Но обычно бурый медведь молчалив.

Спячка медведей начинается примерно в середине осени, ближе к зиме. Всё зависит от погодных условий и температуры окружающей среды. Точное время впадения медведей в спячку назвать сложно.

Обычно, животные залегают в спячку, когда образовывается снежный покров и температура воздуха около нуля. До этого медведи просто блуждают по вверенной территории.

Почему зимой медведь впадает в спячку?

Чем питается бурый медведь?

Как выглядит бурый медведь?

А это писали дети на уроке

Жаба

Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. За что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза людям от меня большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков,иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых вы ребята, ох как не любите! А если меня принести в дом, где завелись тараканы - они быстренько исчезнут.



Ландыш

- А людям всё равно!
Они рвут меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвёл с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка, поступившие в первый класс, успевают закончить школу! Меня рвут и для лечебных целей. Но так неумело! А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то в мою честь люди складывали легенды, устраивали праздники. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту?! Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите.

Бабочка
– И слышать ничего не хочу! Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Я слишком обижена на человека, чтобы прощать ему! До сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей! А вот птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я несъедобная.
Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте! С каждым годом нас становится всё меньше и меньше…

-Что бы вы могли им пообещать?