СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на запуск речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на запуск речи.

Ведущей деятельностью ребенка до трех лет, через которую происходит его развитие является предметная деятельность и эмоциональное общение со взрослыми. С 3 до 7 лет ведущей является игра.

Если у ребенка нет речи, он не может играть в сюжетно-ролевые игры со сверстниками и его мышление вторично задерживается. К тому же поведение малыша может измениться в худшую сторону, так как без речи он не имеет возможности сообщить о своих желаниях и потребностях, оо своих тревогах. Ребенок начинает выражать себя через нежелательное поведение, которое родители часто списывают на характер ребенка. Поэтому очень важно, если ребенок вовремя сам не заговорил, помочь ему .

Как заниматься.

  • Заведите дневничок, где будете отмечать результат. Не переходите к следующей игре , если ребенок не смог выполнить предыдущее задание или выполняет его неуверенно.
  • Занимайтесь ежедневно.
  • При подборе речевого материала к играм ориентируйтесь на возможности ребенка и его актуальный уровень понимания речи.
  • Упрощайте речевой материал при низком уровне и усложняйте при хорошем.
  • Для того чтобы ребенок понял, осмыслил слово и начал употреблять в речи, он должен слышать его огромное количество раз в разных ситуациях.
  • Ни в коем случае не говорите ребенку во время игр «Скажи, повтори». Это вызывает речевой негативизм у ребенка.
  • Не заставляйте ребенка. Ваша задача заинтересовать малыша.
  • Базой к хорошему взаимодействию является совместное времяпровождение. Гуляйте с ребенком не с наушниками в ушах, а комментируя малышу явления окружающего мира. Привлекайте малыша к домашним делам. ( Помочь убрать пижаму, помыть кружку и т.п.)Если ребенку интересно находиться с родителями в другой деятельности в повседневной жизни, то его легче заинтересовать игрой.

Игры.

Игра «Черепаха»

 Для игры вам понадобится небольшой плед. Сядьте на четвереньки, имитируя черепаху. Накиньте плед на спину. Медленно идите к ребёнку большими шагами в ритм произносимой фразы:

– Шла по полю черепаха и пугалась всех от страха. Ой-ой-ой! Боюсь Катю (имя ребёнка)!

Спрячьте голову под плед. Выглядывайте из-под пледа. Ждите реакции ребёнка. Ему смешно? Или он захочет утешить черепаху? А может, напротив, захочет её напугать?

Затем можно поменяться ролями и черепахой будет ребёнок, а вы будете проговаривать фразы.

Делайте паузу в конце строки. Возможно, со временем ребёнок сам произнесёт междометие «Ой-ой-ой».

ВАЖНО

Для того чтобы ребёнок стал участвовать в игре и начал добавлять звукоподражания в потешках, зачастую надо проиграть этот сюжет не один день. Не надо разучивать каждый день новый материал. Повторяйте с ребёнком одну потешку в течение недели. Дети очень любят играть в одни и те же полюбившиеся им игры.

 

Игра «Дарики-комарики»

 Для этой игры вам понадобится прищепка. Возьмите прищепку в руки, кружитесь по комнате и приговаривайте четверостишие.

- Комарик летит.Хочет теяб укусить.

Дарики-комарики

Дарики-комарики.

Кружились,кружились,

За ручку вцепились. Кусь!

Прицепите прищепку на рукав ребенка. Не снимайте ее сразу. Будет ли ребенок просить жестами снять ее? Научите ребенка самостоятельно снимать прищепку.

Игра «Аквапарк»

Возьмите картонную втулку от бумажных полотенец, таз с водой и мелкие пластиковые фигурки животных. Кидайте фигурку животного через трубу в таз с водой, имитируя катание с горки в аквапарке. Будьте эмоциональны. Используйте звукоподражания и междометия.

-Кто хочет прокатиться с горки?Зайка? Кати зайку. Зайка кричит: Я качуусь! Плюх!Класс!Зайке понравилось! Он хочет еще! Ой. Кто это лает?» Гав-гав! Я тоже хочу!..

Старайтесь во время игры использовать одни и те же слова, обозначающие действия.(  кати, бери, на, дай)

С ребенком который не разговаривает, хорошо использовать не более пяти игрушек.

Игра «Сделай так»

Приготовьте различные предметы в двух экземплярах. Это должны быть абсолютно одинаковые предметы по цвету, форме и размеру. ( кубики,банки,мячики, ложки и т.д.)

Поставьте два предмета перед собой и два таких же перед ребенком. Выполняйте различные действия и попросите ребенка сделать так же. Как вы.

Если ребенок затрудняется , то выполняйте действия его руками, совместно. Если ребенок с легкостью справляется, то усложняйте действия.

Одним из важных показателей благополучного развития ребенка является наличие указательного жеста. Это способ коммуникации ребенка с окружающим миром.

Для формирования указательного жеста надо учить ребенка пинцетному захвату. Предлагайте ребенку под вашим контролем перекладывать макароны, фасолины, горох с одного подноса на другой.

Звукоподражания животным

УУУ-волк, пипи-пи-мышка, му—у-корова, ду-ду-ду-слон,ко-ко-к-курица…

Звукоподражания действиям и междометиям

Например» кач-кач-качается, прыг-скок-прыгает,цап-цапнул.

Машина едет: Би-би. Грозим пальчиком: Н-но!, Ой,как грязно! Фу1

Паровоз едет: «Ту-ту».Кенгуру скачет: Опа-опа. Прогоним муху:»кыш!Кыш!..

ВАЖНО

Не берите каждый день новые звукоподражания. Ребенку надо услышать слово или звукоподражание неоднократно.

 

Слуховое восприятие  Игра « Что звучит»

Приготовьте три пары предметов, которые издают звук. ( погремушки. Два спичечных коробка, две ложки) Один комплекс положите перед ребенком, второй-себе. Погремите погремушкой.-Сделай так. Если ребенок не понял. То совместно-рука ребенка в вашей руке.

Усложнение, спрячьте предметы, а ребенок должен догадаться, какой предмет звучал и взять такой же. Можно последовательно несколько предметов. Спросить, что сначала звучало, а что потом.

В сети интернет можно найти голоса разных животных, звуков и поиграть. Это позволит сделать игру еще увлекательнее.

 

Игра «Чудесный мешочек»

 

Положите перед ребенком четыре карточки с изображением предметов, которые имеются у вас дома. Это должны быть небольшие предметы, которые могут уместиться в руке ребенка. Покажите ему карточки, назовите их.

Теперь покажите ребенку предметы и положите их в непрозрачный тканевый мешочек. Попросите ребенка на ощупь найти в мешке тот предмет, изображение которого вы покажете, и положить его на карточку. Если ребенок не понял инструкцию,, то покажите ему , что надо делать. Рекомендуется брать в работу простые слова см.ниже. Во время игры много раз проговаривайте слово.

-Это киса. Найди в мешочке, кису. Где же киса?

 Вот она. Киса.Да.Ты нашел кису. Мяу-мяу. Какая киса пушистая. Вот киса( на картинке)Клади сюда.

Эта игра направлена на развитие тактильного восприятия, активизацию звукоподражаний и первых слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова, простые для произнесения

1 тип слоговой структуры

 

Мама,папа,ляля,баба,деда,киса,Миша,муха,жаба,лиса,сова,каша,коза,пума,нога,оса,кофе,мука,мясо,оса,духи,вата,сани,мука,дети,уши,дыня,вода,бусы,лего,зая.

 

2 тип слоговой структуры

 

Бананы,бумага,бусины,домино,какаду,какао,екамыши,котята,малина,машина,пижама,пауки

 

3 тип слоговой структуры

 

Мак,дуб,сок,фен,мышь,сеть,кот,кит,гусь,щит,пень,лес,нос,сад,суп,соль,чай,дым,конь,бык, мяч,сом,нож,лев,пень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Игры на запуск речи»

Игры на запуск речи.

Ведущей деятельностью ребенка до трех лет, через которую происходит его развитие является предметная деятельность и эмоциональное общение со взрослыми. С 3 до 7 лет ведущей является игра.

Если у ребенка нет речи, он не может играть в сюжетно-ролевые игры со сверстниками и его мышление вторично задерживается. К тому же поведение малыша может измениться в худшую сторону, так как без речи он не имеет возможности сообщить о своих желаниях и потребностях, оо своих тревогах. Ребенок начинает выражать себя через нежелательное поведение, которое родители часто списыают на характер ребенка.Поэтому очень важно, если ребенок вовремя сам не заговорил, помочь ему .

Как заниматься.

  • Заведите дневничок, где будете отмечать результат.Не переходите к следующей ире , если ребенок не смог выполнить предыдущее задание или выполняет его неуверенно.

  • Занимайтесь ежедневно.

  • При подборе речевого материала к играм ориентируйтесь на возможности ребенка и его актуальный уровень понимания речи.

  • Упрощайте речевой материал при низком уровне и усложняйте при хорошем.

  • Для того чтобы ребенок понял, осмыслил слово и начал употреблять в речи,он должен слышать его огромное количество раз в разных ситуациях.

  • Ни в коем случае не говорите ребенку во время игр «Скажи, повтори».Это вызывает речевой негативизм у ребенка.

  • Не заставляйте ребенка. Ваша задача заинтерисовать малыша.

  • Базой к хорошему взаимодействию является совместное времяпровожнение. Гуляйте с ребенком не с наушниками в ушах, а комментируя малышу явления окружающего мира. Привлекайте малыша к домашним делам. ( Помочь убрать пижаму, помыть кружку и т.п.)Если ребенку интересно находиться с родителями в другой деятельности в повседневной жизни, то его легче заинтерисовать игрой.

Игры.

Игра «Черепаха»

Для игры вам понадобится небольшой плед. Сядьте на четвереньки, имитируя черепаху. Накиньте плед на спину. Медленно идите к ребёнку большими шагами в ритм произносимой фразы:

– Шла по полю черепаха и пугалась всех от страха. Ой-ой-ой! Боюсь Катю (имя ребёнка)!

Спрячьте голову под плед. Выглядывайте из-под пледа. Ждите реакции ребёнка. Ему смешно? Или он захочет утешить черепаху? А может, напротив, захочет её напугать?

Затем можно поменяться ролями и черепахой будет ребёнок, а вы будете проговаривать фразы.

Делайте паузу в конце строки. Возможно, со временем ребёнок сам произнесёт междометие «Ой-ой-ой».

ВАЖНО

Для того чтобы ребёнок стал участвовать в игре и начал добавлять звукоподражания в потешках, зачастую надо проиграть этот сюжет не один день. Не надо разучивать каждый день новый материал. Повторяйте с ребёнком одну потешку в течение недели. Дети очень любят играть в одни и те же полюбившиеся им игры.

Игра «Дарики-комарики»

Для этой игры вам понадобится прищепка. Возьмите прищепку в руки, кружитесь по комнате и приговаривайте четверостишие.

- Комарик летит.Хочет теяб укусить.

Дарики-комарики

Дарики-комарики.

Кружились,кружились,

За ручку вцепились. Кусь!

Прицепите прищепку на рукав ребенка. Не снимайте ее сразу.Будет ли ребенок просить жестами снять ее? Научите ребенка самоостоятельно снимать прищепку.

Игра «Аквапарк»

Возьмите картонную втулку от бумажных полотенец, таз с водой и мелкие пластиковые фигурки животных. Кидайтейте фигурку животного через трубу в таз с водой, имитируя катание с горки в аквапарке. Будьте эмоциональны. Используйте звукоподражания и междометия.

-Кто хочет прокатиться с горки?Зайка? Кати зайку. Зайка кричит: Я качуусь! Плюх!Класс!Зайке понравилось!Он хочет еще! Ой. Кто это лает?» Гав-гав! Я тоже хочу!..

Старайтесь во время игры использовать одни и теже слова, обозначающие действия.( кати,бери,на,дай)

С ребенком который не разговаривает, хорошо использовать не более пяти игрушек.

Игра «Сделай так»

Приготовьте различные предметы в двух экземплярах.Это должны бытьабсолютно одиноковые предметы по цвету,форме и размеру. ( кубики,банки,мячики, ложки и т.д.)

Поставьте два предмета перед собо и два таких же перед ребенком. Выполняйте различные действия и попосите ребенка сделать так же. Как вы.

Если ребенок затрудняется , то выполняйте действия его руками, совместно. Если ребенок с легкостью справляется, то усложняйте действия.

Одним из важных показателей благополучного развития ребенка является наличие указательного жеста. Это способ коммуникации ребенка с окружающим миром.

Для формироаания указательного жеста надо учить ребенка пинцентному захвату.Предлагайте ребенку под вашим контролем перекладывать макароны, фасолины, горох с одного подноса на другой.

Звукоподражания животным

УУУ-волк, пипи-пи-мышка, му—у-корова, ду-ду-ду-слон,ко-ко-к-курица…

Звукопродражания действиям и междометиям

Например» кач-кач-качается, прыг-скок-прыгает,цап-цапнул.

Машина едет: Би-би. Грозим пальчиком: Н-но!, Ой,как грязно! Фу1

Паровоз едет: «Ту-ту».Кенгуру скачет: Опа-опа. Прогоним муху:»кыш!Кыш!..

ВАЖНО

Не берите каждый день новые звукоподражания.Ребенку надо услышатьслово или звукоподражание неоднократно.



Слуховое восприятие Игра « Что звучит»

Приготовьте три пары предметов, которые издают звук. ( погремушки. Два спичечных коробка, две ложки) Один комплек положите перед ребенком,второй-себе. Пгремите погремушкой.-Сделай так. Если ребенок не понял. То совместно-рука ребенка в вашей руке.

Усложнение, спрячте ипредметы,а ребенок должен догататься,какой предмет звучал и взять такой же.Можно последовательно несколько предметов.Спросить,что сначало звчало,а что потом.

В сети интернет можно найти голоса разных животных,звуков и поиграть.Это позолит сделать игру еще увлекательнее.



Игра «Чудесный мешочек»



Положите перед ребенком четыре карточки с изображением предметов, которые имеются у вас дома. Это должны быть небольшие предметы, которые могут уместиться в руке ребенка. Покажите ему карточки, назовите их.

Теперь покажите ребенку предметы и положите их в непрозрачный тканевый мешочек. Попросите ребенка на ощупь найти в мешке тот предмет, изображение которого вы покажете, и положить его на карочку. Если ребенок не понял инструкцию,, то покажите ему , что надо делать.Рекомендуется братьь в работу простые слова см.ниже.Во время игры много раз проговариайте слово.

-Это киса. Найди в мешочке, кису. Где же киса?

Вот она. Киса.Да.Ты нашел кису. Мяу-мяу. Какая киса пушистая.Вот киса( на картинке)Клади сюда.

Э та игра направлена на развитие тактильного восприятия,активизацию звукоподражаний и первых слов.

















Слова, простые для произнесения

1 тип слоговой структуры



Мама,папа,ляля,баба,деда,киса,Миша,муха,жаба,лиса,сова,каша,коза,пума,нога,оса,кофе,мука,мясо,оса,духи,вата,сани,мука,дети,уши,дыня,вода,бусы,лего,зая.



2 тип слоговой структуры



Бананы,бумага,бусины,домино,какаду,какао,екамыши,котята,малина,машина,пижама,пауки



3 тип слоговой структуры



Мак,дуб,сок,фен,мышь,сеть,кот,кит,гусь,щит,пень,лес,нос,сад,суп,соль,чай,дым,конь,бык, мяч,сом,нож,лев,пень











источник

Виктория Бунина «Я говорю! Игры для запуска речи.»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!