СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры "Обобщающие понятия"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры "Обобщающие понятия"»

Игра «Раз, два, три»

Цель: Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь).

Оборудование: Наборы картинок по лексическим темам (петух, волк, лошадь, комар; гусь, коза, лиса, пчела; утка, заяц, овца, кузнечик; индюк, ёж, корова, стрекоза).

Содержание: Детям раздают картинки, которые они рассматривают и называют изображённые на них предметы. Логопед произносит слова, имеющие обобщающее значение: «Домашние животные» («Насекомые», «Домашние птицы», «Дикие животные» или др.) Под счёт «раз, два, три» игроки быстро находят и показывают картинки, соответствующие названной категории (лошадь, коза, овца, корова). [21]

Игра «Найди и отложи»

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента значения слова, пассивного словаря).

Оборудование: Набор предметов или предметных картинок по изучаемой лексической теме и 1-2 набора предметов или предметных картинок по другим лексическим темам.

Содержание: Логопед предлагает детям найти и отложить предметы/картинки, относящиеся к одной лексической категории: «Найди и отложи только одежду (картинки, на которых изображена одежда)». Предлагается ряд предметов/картинок двух или более категорий (одежда, игрушки, мебель). [42]

Игра «Лишняя картинка».

Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие умения группировать предметы без выделенного признака (развитие понятийного компонента значения слова).

Оборудование: 4 картинки (3 картинки по одной лексической теме, 1 - по другой теме).

Содержание: Логопед предлагает детям рассмотреть четыре картинки, назвать одну «лишнюю» (не подходящую по смыслу), объяснить свой выбор.

«Чашка лишняя, потому что это посуда, а мяч, кукла и пирамидка - это игрушки». [42]

Лото «Собери их все»

Цель: Закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование: Лото, состоящее из нескольких карточек, расчерченных на 6 клеток. На клетке в углу одной большой карты изображена малина, на второй -- помидор, на третьей -- ромашка, на четвертой -- апельсин и т.д. Отдельные маленькие карточки с изображением ягод, овощей, цветов, фруктов.

Содержание: Логопед показывает детям маленькую карточку с изображением яблока и спрашивает: «Кому нужна эта карточка?». Ребёнок, у которого на большой карте изображён апельсин, отвечает: «Мне нужна эта карточка. Я собираю фрукты» и т.д.

Игрокам нужно собрать на одну карту все овощи, на другую -- цветы и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не закроют свои карты.

Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свою карту, при этом не допустив ни одной ошибки в ответах. [42]

Работа над словарём связана с развитием мышления, психических процессов. Развитие лексической системности связано с развитием операций сериации, классификации, обобщения, анализа и синтеза и других логических операций, которыми ребёнок овладевает сначала на неречевом материале, а затем на языковом.

Игры на классификацию предметов (по схемам, кар тинкам):

Игра «Разложи картинки на группы»

Цель: формирование обобщающих понятий.

Оборудование: Предметные картинки: Помидор, банан, груша, свекла, огурец, яблоко. Стол, кресло, кружка, чайник, стул, тарелка.

Волк, кошка, заяц, собака, лошадь, медведь. Синица, оса, снегирь, воробей, бабочка, стрекоза.

Содержание: Дети раскладывают картинки на две группы (критерий классификации не называется).[35]

Игра «Разложи картинки по сходству».

Цель: объединение и группировка слов на основе различных семантических признаков.

Оборудование: Предметные картинки на доске: овца, дерево, корова. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); деревянный стол, деревянные грабли, деревянный забор, деревянный стул (к картинке дерево); пакет молока, сыр, масло, мороженое (к картинке корова).

Содержание: Каждому ребёнку раздаётся по 2--3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, пoчему oн положил именно так.[35]

Игры, направленные на дифференциацию обобщающих понятий:

«Овощи - фрукты»

Цель: дифференциация обобщающих понятий «овощи» и «фрукты» Организация: Игра проводится с мячом.

Содержание: Дети должны поймать мяч, если услышат название фрукта, если овоща - уронить.[7]

«Разложи по полочкам»

Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Оборудование: игрушечный шкаф и кукольная одежда.

Содержание: Логопед просит детей помочь продавцу разобрать вещи, которые кто-то перемешал. Одежда, обувь, головные уборы - всё валяется в одной куче на полу. Детей просят разложить вещи по полочкам. «Я взял шапку. Шапка - это головной убор. Я её положу на верхнюю полку»; «Я взял куртку. Куртка - это одежда, я положу её на среднюю полку»; «Я взял босоножки. Босоножки - это обувь. Я их положу на нижнюю полку» [6].

«На небе - на земле»

Цель: дифференциация понятий «животные» и «птицы»

Организация: Около доски выставляется лист картона, на котором изображены небо, земля, дерево с кормушкой.

Содержание: Дети располагают на панно карточки с изображением животных и птиц, соответственно их среде обитания. «Это стриж. Стриж - это птица. Он летает в небе»; «Это тигр. Тигр - животное. Он ходит по земле».[21]

Для того чтобы сформировать у ребёнка обобщающую функцию слова, необходимо научить его выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, находить общий признак предметов. Работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность. Нужно учить ребёнка сравнивать между собой предметы, находить сходства или различия предметов. Чем больше ребенок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше сравнений предметов по их свойствам, признакам он будет проводить, тем лучше будет развиваться его речемыслительная деятельность.

По мере развития словаря ребёнок усваивает многочисленные связи слова с другими словами. Внутри семантического поля устанавливаются родовидовые связи, отношения наименования целого предмета и его частей, антонимия, синонимия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!