СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры с мячом для 5 класса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа используеться в 5 классе в МБОУ Творишинской СОШ 

Просмотр содержимого документа
«Игры с мячом для 5 класса»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Творишинская средняя общеобразовательная школа











Программа внеурочной деятельности

"Игры с мячом"

по спортивно-оздоровительному направлению



Капитанова Марина Владимировна

5 класс





















2016-2017 уч.год.



Творишино



Пояснительная записка

Планирование составлено на основе:

  • методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности основного общего образования, автор В. И. Лях. - М.:Просвещение, 2014 г.

  • «Внеурочная деятельность учащихся.» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г. , «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2012г.

  • Базисного учебного плана образовательных учреждений Брянской области, утвержденный приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 26 09 – 04 – 0 от 13.04.2016 г.


Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Программа рассчитана 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Данная программа рассчитана на учащихся основного общего образования (5 класс)

Содержание программы сформирована с учетом пожеланий учащихся 5 класс и их родителей (законных представителей) традиционных форм, проведения подвижных игр, которые будут повышать не только познавательный интерес, но будут способствовать воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков.

Содержание программы

Кружок “Игры в мяч” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Особенности возрастной группы детей

Учеба в 5 классе для ребят является серьезным испытанием, так как совершенно меняется сам стиль обучения. Ученики привыкли в младших классах к одному ритму, но в средней школе он заметно меняется. Ребята растут, становятся взрослее. Поэтому учителем физической культуры все это приходится учитывать. Стоит помнить о том, что начиная с 5 класса, усиливаются индивидуальные различия школьников, и это существенный момент.

Программа рассчитана 34 часа в год – 5 класс, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Уровни результатов работы по программе:

1) формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

2) формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия; развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

3) привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

результаты обучения предоставляются в проведенных соревнованиях и конкурсах.



















Тематический план

Разделы

Кол-во часов

Количество часов




Теория

Практика

1

Русские народные игры

19

2

18

2

Эстафеты

8

2

6

3

Игры народов России

7

1

6

 

итого

34

5

29







Планируемый результат:

- у выпускника основной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано представление о культуре движения;

- школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.




























Календарно - тематическое планирование

«Игры в мяч»







Класс: 5

Учитель: Капитанова Марина Владимировна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности основного общего образования, автор В. И. Лях. - М.:Просвещение, 2014 г.





































Творишино

3.6

Раздел

Тема занятия

Формы организации образовательного процесса

Количество часов

Сроки

план

факт

 1

Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи – 6 часов

Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 

Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр. Строевые упражнения

1



2

Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок»

«Беседа о гигиене» Правила игр.

1



3

Игры на развитие памяти. 

Игры  «Художник» « Все помню»

1



4

Игры на развитие воображения.

Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок.

1



5

Игры на развитие памяти

«Два мороза».Эстафеты с примерами на сложение и вычитание.

1



6

Игры на развитие мышления и речи.

Игры  «Угадай чей голосок»»,  «Определим игрушку».

1



7

Народные игры (6часов)

Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки»

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1



8

Русские народные игры: «Зайка»,  «Прыгание с перевязанными ногами»

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

1



9


Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун»

Правила игры. Проведение игры.

1



10

Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив».

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

1



11

Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей»

Правила игры. Проведение игры.

1



12

Русская народная игра « Удар по веревочке»

Правила игры.  Проведение игры.

1



13

Подвижные игры

(15 часов)

Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты»

Беседа: «Чтоб здоровыми остаться надо….». Составить слова по карточкам: здоровье, спорт, зарядка Знакомство с правилами и проведение игр

1



14


Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами

Беседа: Составление упражнений для утренней гимнастики. Работа с карточками.   Эстафеты с обручами

1



15


Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты  с баскетбольным мячом.

Эстафеты на развитие быстроты, силы, ловкости. Беседа о  физ. Качествах сила , быстрота, ловкость.

1



16


Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка».

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

1



17


Весёлые старты со скакалкой.

Упражнения со скакалкой. Эстафеты со скакалкой.

1



18


Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде»

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

1



19


 Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву»,

Проведение игры. Формирование правильной осанки

1



20


Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам»

Правила игры. Проведение игры.

1



21


Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель».

Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель.

1



22


 Игры  на лыжах  «Биатлон»

Правила игры. Проведение игры.

1



23


 Игры зимой:«Охота на куропаток»

Игры со скакалкой, мячом.

1



24


Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов»

Построение. Строевые упражнения перемещение.

1



25


 Игра «Салки с мячом».

Правила игры. Проведение игры.

1



26


 Игра «Прыгай через ров»

Совершенствование координации движений.

1



27

Спортивные игры

(3 часа)

Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

1



28

Футбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов.

1



29


Футбол

Проведение игры.

1



30

Спортивные праздники ( 5 часов)

Спортивный праздник.

Игры, эстафеты, Весёлые минутки. 

1



31


Олимпийские игры 

Эстафеты с предметами

1



32


Большие гонки

Эстафеты с предметами и без

1



33


Спортивный праздник  «Фестиваль подвижных игр»

Эстафеты с надувными шарами

1



34


Игры по выбору детей

По желанию детей

1


















Информационно – методическое обеспечение:

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - “Русские народные игры”;

  2. раздел - “Игры народов России”;

  3. раздел - “Подвижные игры”;

  4. раздел - “Эстафеты”.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

Русские народные игры”

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

Игры народов России”

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Подвижные игры”

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Эстафеты”

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

26