муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Творишинская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности
"Игры с мячом"
по спортивно-оздоровительному направлению
Капитанова Марина Владимировна
5 класс
2016-2017 уч.год.
Творишино
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
«Внеурочная деятельность учащихся.» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г. , «Физическая культура. Рабочие программы. 2-е издание. Москва «Просвещение», 2012г.
Базисного учебного плана образовательных учреждений Брянской области, утвержденный приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 26 09 – 04 – 0 от 13.04.2016 г.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Программа рассчитана 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Данная программа рассчитана на учащихся основного общего образования (5 класс)
Содержание программы сформирована с учетом пожеланий учащихся 5 класс и их родителей (законных представителей) традиционных форм, проведения подвижных игр, которые будут повышать не только познавательный интерес, но будут способствовать воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков.
Содержание программы
Кружок “Игры в мяч” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Особенности возрастной группы детей
Учеба в 5 классе для ребят является серьезным испытанием, так как совершенно меняется сам стиль обучения. Ученики привыкли в младших классах к одному ритму, но в средней школе он заметно меняется. Ребята растут, становятся взрослее. Поэтому учителем физической культуры все это приходится учитывать. Стоит помнить о том, что начиная с 5 класса, усиливаются индивидуальные различия школьников, и это существенный момент.
Программа рассчитана 34 часа в год – 5 класс, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Уровни результатов работы по программе:
1) формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
2) формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия; развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
3) привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
результаты обучения предоставляются в проведенных соревнованиях и конкурсах.
Тематический план
№ | Разделы | Кол-во часов | Количество часов |
| | | Теория | Практика |
1 | Русские народные игры | 19 | 2 | 18 |
2 | Эстафеты | 8 | 2 | 6 |
3 | Игры народов России | 7 | 1 | 6 |
| итого | 34 | 5 | 29 |
| | | | |
Планируемый результат:
- у выпускника основной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано представление о культуре движения;
- школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Календарно - тематическое планирование
«Игры в мяч»
Класс: 5
Учитель: Капитанова Марина Владимировна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности основного общего образования, автор В. И. Лях. - М.:Просвещение, 2014 г.
Творишино
3.6 | Раздел | Тема занятия | Формы организации образовательного процесса | Количество часов | Сроки |
план | факт |
1 | Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи – 6 часов | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр. Строевые упражнения | 1 | | |
2 | Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок» | «Беседа о гигиене» Правила игр. | 1 | | |
3 | Игры на развитие памяти. | Игры «Художник» « Все помню» | 1 | | |
4 | Игры на развитие воображения. | Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. | 1 | | |
5 | Игры на развитие памяти | «Два мороза».Эстафеты с примерами на сложение и вычитание. | 1 | | |
6 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку». | 1 | | |
7 | Народные игры (6часов) | Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 1 | | |
8 | Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами» | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | 1 | | |
9 | | Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | | |
10 | Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | 1 | | |
11 | Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | | |
12 | Русская народная игра « Удар по веревочке» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | | |
13 | Подвижные игры (15 часов) | Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» | Беседа: «Чтоб здоровыми остаться надо….». Составить слова по карточкам: здоровье, спорт, зарядка Знакомство с правилами и проведение игр | 1 | | |
14 | | Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами | Беседа: Составление упражнений для утренней гимнастики. Работа с карточками. Эстафеты с обручами | 1 | | |
15 | | Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты с баскетбольным мячом. | Эстафеты на развитие быстроты, силы, ловкости. Беседа о физ. Качествах сила , быстрота, ловкость. | 1 | | |
16 | | Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | 1 | | |
17 | | Весёлые старты со скакалкой. | Упражнения со скакалкой. Эстафеты со скакалкой. | 1 | | |
18 | | Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | 1 | | |
19 | | Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву», | Проведение игры. Формирование правильной осанки | 1 | | |
20 | | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | | |
21 | | Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | 1 | | |
22 | | Игры на лыжах «Биатлон» | Правила игры. Проведение игры. | 1 | | |
23 | | Игры зимой:«Охота на куропаток» | Игры со скакалкой, мячом. | 1 | | |
24 | | Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов» | Построение. Строевые упражнения перемещение. | 1 | | |
25 | | Игра «Салки с мячом». | Правила игры. Проведение игры. | 1 | | |
26 | | Игра «Прыгай через ров» | Совершенствование координации движений. | 1 | | |
27 | Спортивные игры (3 часа) | Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 1 | | |
28 | Футбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. | 1 | | |
29 | | Футбол | Проведение игры. | 1 | | |
30 | Спортивные праздники ( 5 часов) | Спортивный праздник. | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. | 1 | | |
31 | | Олимпийские игры | Эстафеты с предметами | 1 | | |
32 | | Большие гонки | Эстафеты с предметами и без | 1 | | |
33 | | Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр» | Эстафеты с надувными шарами | 1 | | |
34 | | Игры по выбору детей | По желанию детей | 1 | | |
Информационно – методическое обеспечение:
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел - “Русские народные игры”;
раздел - “Игры народов России”;
раздел - “Подвижные игры”;
раздел - “Эстафеты”.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
“Русские народные игры”
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
“Игры народов России”
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
“Подвижные игры”
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
“Эстафеты”
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
26