Игры с палочками Кюизенера- как эффективная методика интеллектуального развития детей.
Подготовила
воспитатель гр. «Радуга» :
Тарасова Е.А
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой.
Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также подготовку кисти руки к письму.
Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка.
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д.Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.
Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы:
- Палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
- Палочки используются как игровой материал.
- Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
I этап
Игры с детьми 3-5 лет
- Палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Дети быстро учатся переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
- Палочки выступают уже как средство обучения арифметике.
- Дети быстро учатся переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
II этап
Игры с детьми 5-7 лет
Задачи по развитию математических представлений с детьми 3-5 лет:
- Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
- Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
- Формирование способностей к моделированию. Формирование до числовых математических представлений.
- Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
- Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. –
- Знакомство с пространственными отношениями.
Игра «Заборчик» Дети строят забор одного цвета . - Закрепляем понятие цвета и размера. -Развиваем умение классифицировать и обобщать. -Развиваем наблюдательность.
Игра «Человечек» Дети по схеме составляют фигуру человечка. -Развиваем способности к моделированию. -Учим детей составлять фигуру по схеме с цветовым обозначением палочек. -Развиваем пространственную ориентировку. .
Игра «Змейка» Дети выкладывают на столе змейку с поднятой головой. -Учим детей составлять группу из отдельных предметов. -Учим сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, одинаковые по длине.
-Развиваем способности к моделированию, закрепляем понятия «один» и много»
Игра «Разноцветные вагончики» Дети выкладывают из палочек поезд: «Розовая палочка- паровоз, вагончики чередуются, голубой-желтый» -Учим детей классифицировать предметы по цвету и длине. -Учим работать по алгоритму; сравнивая предметы по длине, определяя в каком поезде больше вагонов, без счета( «столько-сколько», «поровну»)
Игра «Строим Дом» Дети по образцу воспитателя, последовательно выкладывают палочки из заданных цветов, моделируя «дом». -Развиваем способности к моделированию. -Учим детей составлять фигуру по схеме с цветовым обозначением палочек. -Развиваем пространственную ориентировку
Игра «Сделай сам» Дети конструируют по собственному замыслу. - Развиваем у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию .
Заключение .
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Проведя, анализ результатов мы определили, что дети нашей группы, проявили себя более уверенными и самостоятельными при организации игр с «цветными цифрами» Х. Кюизенера. Увлеченно выполняют игровые действия, инициативны. Выделяют и называют несколько свойств предметов, находят предметы по указанным свойствам, сравнивают и обобщают. Также порадовало то, что ребята достаточно быстро переходят от одного способа решения возникшей проблемы к другому, не испытывают затруднений в пояснении своих действий. Умеют строить по схеме изображения, понимают поставленную задачу и решают ее самостоятельно. Анализ проведенной работы подтверждает эффективность методического комплекса.