СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игумен земли русской - преподобный Сергий Радонежский

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование духовного мира школьников, нравственных и патриотических принципов на примере «Жития преподобного Сергия Радонежского»..

Просмотр содержимого документа
«Игумен земли русской - преподобный Сергий Радонежский»

Московская область, ГО Королёв, МБУ ДО ДШИ



Методический материал



Разработала Панкова Е.А.

Заведующая отделом русских народных

инструментов ДШИ города Королёва





2019г

Вступление

Я, Панкова Елена Алексеевна, работаю преподавателем в музыкальной школе и уроки «Духовное краеведение Подмосковья» не веду, но посещая курсы «Духовно-нравственной культуры» и «Культуры религии», я проводила уроки со своими учащимися и пришла к выводу, что дети мало знают о православной религии, и считаю эту задачу педагогов главной. Дети в школе приобщатся к духовно - нравственным ценностям православия, увидят созданные умелыми руками наших предков произведения православной архитектуры, живописи, иконописи, побывают в святых местах Подмосковья (церкви, монастыри).

Знать историю своей страны, традиции и православную веру - это очень важно для современного человека.

Раньше это знал каждый христианин с детства, а сейчас многие дети редко ходят в храм, дома нет икон, они не крещённые…

Святая Русь всегда была оплотом Государства Российского. Выдающиеся церковные деятели всегда играли огромную роль в истории Российского Государства.

Не зная, как они жили, как мыслили, что любили, невозможно понять ни русской культуры, ни отечественной истории. Без знаний истории родной культуры – человек не может быть культурным. Это будет « Иван – не помнящий родства». Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к Родине, к родному краю. Родина есть только у того, кто её любит. Нельзя человека насильно заставить любить.

Моя работа связана с музыкой. Мне приходится объяснять учащемуся о жизни и творческой деятельности композиторов, объяснять состояние души композитора, связанное с пониманием добра и зла, и выражением этого смысла в различных формах жизни.

Русская культура является видимым отражением проявлением духовной жизни русского народа. Стержнем духовной жизни на протяжении многих веков являлось православное христианство. Христианство учило людей уважительному отношению к ближнему: терпению, смирению, бескорыстной помощи, сочувствию и состраданию.



Цель урока:

  • Формирование духовного мира школьников, нравственных и патриотических принципов на примере «Жития преподобного Сергия Радонежского».

Задачи урока:

  • Рассмотреть этапы духовного пути игумена.

  • Раскрыть знания основных понятий.

  • Развить умение работать с источниками христианской духовной культуры.

Основные понятия:

  • Святая Русь.

  • Святой князь Даниил Московский.

  • Подвиг русских Святых.

  • Преподобный Сергий Радонежский. Монахи Пересвет и Ослябя.

Тема учебника «Духовное краеведение Подмосковья»:

  • Северное Подмосковье. К игумену русской земли – преподобному Сергию Радонежскому.





Ход занятия.



1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

Маршрут духовного краеведения (проверка домашнего задания).

3. Изучение нового материала.





Проблемный вопрос:

1. Чем может быть поучительна жизнь святого для современного человека?

2. Почему спустя века, люди идут в Свято-Троицкую Лавру поклониться батюшке Сергию Радонежскому?

Учитель ставит проблемный вопрос перед учащимися в начале урока, ответ на который необходимо дать в конце урока.

Рассказ учителя о преподобном Сергии Радонежском, о священномученике Ермогене – патриархе Московском.

Рубрика «Из источников христианской духовной культуры» (стр.111.).



В тяжёлые годы XIV века русская земля стонала от татарских набегов. Ссоры князей ослабляли Русь, мешали дать отпор врагам. Русская церковь примеряла князей, объединяла в деле защиты Отечества. Церковная история рассказывает о том, что Промыслом Божиим был дан на Руси великий святой – Преподобный Сергий Радонежский, совершивший великий труд в деле объединения русских сил. Много святых прославлено на Руси, но только он - Сергий Радонежский, был назван «Игуменом Русской земли».

Преподобный Сергий содействовал духовному возрождению и обновлению всей русской земли, освобождению от татаро-монгольского ига. Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, своим силам, вдохнул веру в будущее…

Мы видим, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался с духом, встал на борьбу с поработителями, навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения Дмитрия Донского.



ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО



О жизни Сергия Радонежского мы узнаём от его ученика и монаха Троиц Сергиевой Лавры преподобного Епифания Премудрого. Радонежский Игумен Сергий, в миру носивший имя Варфоломей, родился 3 мая 1314 года в селе Варница под Ростовом Великим, в семье благочестивых родителей – Кирилла и Марии.

У будущего основателя Троиц Сергиевой Лавры были старший брат Стефан и младший Пётр. Младенчество и детство Варфоломея были обозначены чудесными проявлениями на нём благодати Божией. В продолжение 40 дней от рождения до крещения младенец заставил свою мать соблюдать пост, т.к. не прикасался к её груди, если она в скоромные дни принимала мясную пищу. Спустя много времени после крещения, будущий угодник Божий сам явился великим постником: по средам и пятницам он отказывался от молока матери и оставался без пищи. На 40 день после рождения родители принесли младенца в храм, где иерей Михаил крестил его и назвал Варфоломеем в честь ученика и Апостола Христа. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он был отдан родителями в ученье грамоте. Вместе с ним учились грамоте его братья Стефан и Пётр. В отличие от братьев, которые учились хорошо и успевали в учении быстро, Варфоломей оказался малоспособным к учению. Он часто со слезами втайне молился Богу, чтобы Бог дал ему «разумение грамоты» и молитва его была услышана. Житие повествует о явлении отроку старца, который дал Варфоломею частицу просфоры со словами: «От сего дня Господь дарует тебе уменье грамоты». После этого старец сказал родителям Варфоломея, что Господь даровал им ребёнка, который ради добродетельного жития будет великим перед Богом и перед людьми. Жития святых представляют нам немалочисленные примеры того, как сердца избранных Богом людей воспламеняются благодатной ревностью о спасении с самой ранней юности, с тем, что бы ни потухая, гореть до глубокой старости. Будущий Преподобный Сергий принадлежал к числу избранников Божьих.

В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переехали в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в Хотьковском монастыре, где были погребены после своей кончины. После смерти родителей Варфоломей принял решение не идти для монашества в какой-либо монастырь, а удалиться в пустыню.

Преподобный Сергий вместе со своим братом Стефаном, находившемся в то время в Хотьковском монастыре, вместе ушли, после того они соорудили себе шалаш и помолившись Богу, начали вырубать деревья, чтобы поставить маленькую церковку, которую освятили во имя Святой Троицы. Но вскоре Стефан, не в силах выносить все тяготы пустынного жития, ушёл в Москву. Варфоломей остался один. Прежде всего, он позаботился о том, чтобы стать настоящим монахом. В одном из приходов, он нашёл игумена-старца Митрофана и попросил его постричь в монахи. Митрофан дал ему имя мученика – Сергия. Преподобный Сергий принял монашество в возрасте 23 лет.

В пустыне, в уединении он прожил 4 года. Трудно было терпеть голод, холод. Вокруг его кельи бегали стаи волков, проходил и голодный медведь. Сергий делился с ним своей скудной трапезой. Оставляя ему хлеб на пне. Все лишения Преподобный Сергий преодолевал с молитвой.

1337 год является датой основания Троицкого монастыря. Люди, услышав о подвижнике Божиим, приходили к нему за советом и молитвенной помощью. Некоторые строили кельи и селились рядом. Так строился монастырь, ставший впоследствии, знаменитой Лаврой.

Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: исцелял больных, извёл источник ключевой воды (дождевую воду превратил в обильный источник).

Ему были чудесные явления. Сергию явилась Пречистая Дева с апостолами Петром и Иоанном, и обещала: «Отныне обитель твоя будет иметь изобилие во всем , и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоём к Богу. Я неотступно буду от места сего и всегда буду покрывать его».



Вопросы для закрепления.

  • Какое имя дали святому при крещении?

Зачитайте фрагмент «Жития» рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом (текст учебника стр.101).

  • Какова цель жизни Варфоломея?

  • Почему он стал монахом?

(Монашеский постриг – важнейшее бытие духовной жизни Сергея Радонежского).

  • Какие испытания ему пришлось перенести?

  • Почему к нему шли люди?

(люди ждали помощи, шли за советом, исцелением).

  • Что всегда лежало в основе его жизни?

(Любовь к Богу, к людям, к родной земле).

  • Праведник – благочестивый человек, живущий по заповедям Божиим. В чём Господь помогал Сергею Радонежскому?

  • Какие чудеса он мог творить?

(чудеса исцеления, превращения).



В начале 60-х годов XIV века в Золотой орде пришёл к власти умный и хитрый хан Мамай. Мамай поднялся на Русь со своими полчищами. Преподобный Сергий учил князей христианской братской любви друг к другу, уступчивости, терпению.

Создав Лавру, он объединил князей в едином деле – горячей молитве к Богу об избавлении русской земли от врагов.

Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ единства и любви. Святая Троица становится символом единства Руси. К нему приезжали за советом и молитвенной помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду. Русь собрала силу для решающей битвы.

Московский князь Дмитрий Иванович становится защитником Земли русской. Готовясь выступить в поход, великий князь Дмитрий Иванович счёл своим долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там получить благословение и молитв игумена Сергия на битву с врагом. Князь пришёл за благословением к Преподобному Сергию. Стариц успокоил князя надеждой на Бога, отслужил долгую и Торжественную литургию, по окончании которой пригласил его вместе с другими князьями вкусить хлеба – соли монастырских. Князь отказывался: гонцы один за другим приносили известия о Мамае, но любвеобильный старец умолил Дмитрия Ивановича вкусить хлеба у него в трапезной «Обед сей тебе, великий княже, на пользу. Господь Бог тебе помощник, ещё не пришло время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном, но многим, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечной памятью.».

Преподобный окропил святой водой княжескую дружину, дал в помощь князю двух монахов иноков – бояр Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Пересвет и Ослябя с радость приняли повеление своего любимого старца игумена, который приказал им вместо лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных». Знал Преподобный, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом; ведь если с ними Бог – то кто против них? И храбрость их станет подобно бесстрашному льву.

8 сентября 1380 года Русские войска достигли Куликова поля. В этот день по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. В полдень оба войска сошлись лицом к лицу в устье реки Непрядвы и Дона. Наступил час битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. Уже стоя на поле Куликовом смутился князь видом не сметных полчищ татарских.

И вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков – схимонах Александр Пересвет …

Вместо брони и шлема Александр облачен по завету игумена Сергия в схиму ангельского образа. На одежде на груди и на спине вышито знамение воина Христова – Господень Крест. Пересвет устремился на страшного татарина, ударили друг друга и пали мёртвыми. Боже, даруй нам победу! Неслось со всех сторон.

Пока длилась Куликовская битва, в обители Живоначальной Троицы игумен Сергий собрал всю свою братию и возносил Богу молитвы сердечные за успех великого дела. Телом стоял на молитве в храме Пресвятой Троице, а духом был на поле Куликовом. Видел и называл падших воинов, Сам приносил за них заупокойные молитвы. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов и прославил Бога «Великая победа над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен».



Текст учебника (стр. 104-105)

  • Что говорит «Житие» о ходе битвы и её завершении?

  • Как характеризует Сергий Радонежский этот эпизод?

  • Какими чертами обладает святой?



Всю свою жизнь Преподобный Сергий посвятил служению Богу и людям. Он помогал нуждающимся, исцелял духовные и физические недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призывал на помощь Божественную истину.

«Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге, Отец, Сын и Дух Святой!». Понять эту истину разумом человека трудно, нужна великая вера. Воплощением богословского смысла догмата о Святой Троице в художественной форме стала икона Преподобного Андрея Рублёва «Троица Ветхозаветная».

Земная жизнь Преподобного Сергия Радонежского закончилась 25 сентября 1392года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых. Мощи Преподобного находятся в Свято – Троцкой – Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей со всех концов света. Свято – Троцкая – Сергиева Лавра - уникальный памятник крепостной архитектуры XYI- XYII веков. На её территории находятся несколько храмов, в том числе Сбор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, в честь Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь находятся патриаршие покои, располагается Московская Духовная академия. Надкладная часовня сооружена в конце XYII века над источником.

В этом году 18 июля православная церковь будет праздновать 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

Тысячи паломников со всей земли посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой и получить молитвенную помощь святого.

  • Что говорит «Житие» о нетленных мощах святого?

  • Нужно ли читать «Жития святых»?

  • Чем может быть поучительна жизнь святого для современного человека?



В начале урока мы ставили с вами цель ответить на эти вопросы. И так, сделаем вывод.

Подведение итогов

1. Учитель делает вывод о значении духовно - нравственных ценностей современного человека;

2. Работы учащихся индивидуальные или коллективные. «Я выбираю!», « За – против», «Моё кредо», «Духовное завещание ученикам XXII века».

Учащиеся совместно с преподавателем выделяют качества святого, которые являются важными для современного человека и отвечают на проблемный вопрос, который был задан в начале урока:

«Чем может быть поучительна жизнь святого для современного человека?»

3. Житие святых показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале.

Сергий Радонежский предстаёт, как молитвенник и заступник Земли Русской. Читать Житие святых – узнавать историю своего народа, его культуру. При имени Сергия Радонежского народ вспоминает своё нравственное возрождение. Это возрождение - самый драгоценный вклад Преподобного, положенный в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа исчисляется памятниками деяний на общее благо народа. Эти памятники питают не народное самомнение, а мысли об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга.

Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем себя, пересматриваем нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляя его, и пополняя произведённые в нём траты.

Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.



ЛИТЕРАТУРА

1. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья»;

2. Л.Л. Шевченко «Православная культура». Методическое пособие для учителей. Автор – составитель Е. Владимирова;

3. «Преподобный Сергий Радонежский. Жизнеописание, молитвы, святыни». (ЭКСМО 2012г.)