СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение, и на сегодняшний день в образовательной школе остро стоит проблема сохранение здоровья школьников. Создавшееся положение требует активизировать работу в области физической культуры и спорта с целью формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья учащихся.
Особую актуальность приобретает проблема формирования мотивов к учению, познавательного интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование сознательного отношения и потребности к самостоятельным занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
22
Методическая разработка.
Раздел учебной программы по физической культуре «Баскетбол»
«Использование круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
(на примере баскетбола»).
Подготовил Гагарин Павел Борисович
учитель физической культуры
Г. Нижний Новгород
2015 год
Содержание.
Актуальность темы.
Введение.
Глава 1. Технология опыта.
1.1. Общие принципы построения круговой тренировки.
1.2. Планирование круговой тренировки в учебном процессе.
Глава 2.
2.1. Особенности применения метода круговой тренировки на уроках по баскетболу.
2.2. Организация уроков по баскетболу с применением метода круговой тренировки.
2.3. Комплексы упражнений круговой тренировки для уроков по баскетболу.
2.4. Контроль и учёт результатов по физической и специальной подготовленности учащихся 10 класса.
2.5.Результаты анкетирования учащихся «Отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом».
Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.
Актуальность темы.
Неблагоприятные демографические процессы в обществе, противоречия, порождённые социальной ситуацией, неблагоприятная экологическая обстановка и другие причины резко повлияли на ухудшение состояния здоровья детей и подростков. За последние годы уровень здоровья подрастающего поколения резко снизился. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. Здесь необходимо назвать несколько причин: экономические факторы, понижение интереса к физкультуре и спорту и другие. Анализируя результаты диспансеризации школьников, можно отметить, что только чуть больше 30% из них являются здоровыми. В процессе обучения число здоровых детей уменьшается к концу 11 класса. На первое место выходит нарушение осанки, отмечается рост такого серьезного заболевания как сколиоз. Причинами этого являются: использование в школах или дома мебели не соответствующей росту ребенка, длительное пребывание детей у телевизора, в игротеках, за компьютером. Сегодня каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на уроках физической культуры, привлечении детей к занятиям в различных спортивных секциях.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение, и на сегодняшний день в образовательной школе остро стоит проблема сохранение здоровья школьников. Создавшееся положение требует активизировать работу в области физической культуры и спорта с целью формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья учащихся.
Особую актуальность приобретает проблема формирования мотивов к учению, познавательного интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование сознательного отношения и потребности к самостоятельным занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
Введение.
Физическая подготовка школьников является одной из приоритетных задач физического воспитания подрастающего поколения. Это обстоятельство определяет физическую подготовку в качестве необходимого компонента урока физической культуры. Физическая подготовка формирует и совершенствует функциональные системы организма занимающихся и поэтому играет важную роль в решении оздоровительных задач и обеспечении двигательной жизнедеятельности.
Значительное место в этом процессе занимают физические упражнения.
Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И. М. Сеченов рассматривал произвольные движения, как заученные, сознательные и подчинённые воле человека, возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. И.П. Павлов указывал, что произвольность этих движений обуславливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека, а значит, совершенствования его в процессе воспитания.
Таким образом, воздействие физических упражнений тесно связано с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга.
Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает урок физической культуры. Решение задачи физической подготовки школьников, усложняется недостаточной работоспособностью, слабой проработкой и экспериментальной проверкой методических подходов, недостаточными знаниями учителями физической культуры прогрессивных концепций обучения.
Целью этой работы является экспериментальная проверка методических разработок по планированию и организации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, а так же, влияние использования комплексов упражнений, составленных по методу круговой тренировки на уроках физической культуры. На общую физическую и специальную подготовку учеников на протяжении 1 года обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретическую часть.
2. Составить комплекс круговой тренировки для уроков по баскетболу, направленный на повышение интереса учащихся к урокам спортивные игры.
3. Применить комплекс круговой тренировки в эксперименте.
Воспитательное направление – основой является органическая взаимосвязь физического и духовного развития школьников.
Задачи:
1.способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах;
2.создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.
Образовательное направление – обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развитие физических качеств.
Задачи:
1.Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
2.Создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач.
3.Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.
4. Формировать и совершенствовать двигательные умения.
Ведущая педагогическая идея.
Организация учебного процесса направлена на развитие у учащихся с разной физической подготовленностью двигательных навыков. Деятельность учащихся на уроках основана на подлинном интересе, без принуждения, учитель использует новые технологии, в результате которых учащиеся становятся активными субъектами образовательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.
Длительность работы над опытом.
Работа по теме опыта была начата в 2012 году и проводилась на базе старшего звена школьников в течение 2лет.
Были проведены следующие методы исследования:
Анализ литературных источников.
Педагогическое наблюдение.
Тестирование учащихся.
Анкетирование учащихся.
Метод математической статистики.
Диапазон опыта.
Диапазон применения опыта широк, на каждой ступени обучения в общеобразовательном учреждении, используя метод «круговой тренировки» можно добиться хороших результатов в плане развития двигательных способностей и успешно усваивать все разделы учебной программы.
Теоретическая база опыта.
В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых можно достичь гармонического развития детского и подросткового организма и личности в целом.
Основными задачами, которые поставлены перед учителем физического воспитания, являются:
добиться, чтобы каждый учащийся не только хорошо знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой;
используя индивидуальный и дифференцированный подход на уроках и во внеурочное время, способствовать развитию основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств каждого школьника;
постоянно анализировать работу своей школы по физическому воспитанию детей; совместно с родителями учащихся побуждать детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, в том числе самостоятельно.
В основу современного образования заложено удовлетворение разнообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Путь развития личности, как индивидуальности, имеет цель сохранить ее психическое и физическое здоровье, Важно, чтобы образование не отнимало, а сохраняло и укрепляло здоровье.
Развитие физических качеств у детей и подростков зависит от двух основных факторов: возрастного развития физиологических систем и механизмов, их воздействия, обеспечивающих совершенствование деятельности организма как единого целого и тренирующего эффекта регулярной деятельности двигательной активности. Метод «круговой тренировки» ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и контролем за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям, благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. «Круговая тренировка» имеет широкую сферу применения от школьного физического воспитания до большого спорта.
Основополагающей теорией, на которой строится теоретическая база опыта являются: «Теория активизации учебно-познавательного процесса» Т.И. Шамова, «Теория развития познавательного интереса» Т.В. Щукина.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств. Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в больший по объему двигательный режим.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что используя метод круговой тренировки во время занятий, можно добиться повышения познавательного интереса, мотивации, вызывающей потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Глава 1. Технология опыта.
1.1. Общие принципы построения круговой тренировки.
Круговая тренировка – это форма организации занятий, основными методическими принципами построения которой являются следующие положения:
1.Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены «станций»;
2.Расчёт на групповые занятия, что наиболее специфично для игровых видов спорта.
3.Повышение работоспособности баскетболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит как из вспомогательных упражнений баскетболиста, так и специальных.
4.Регламентация нагрузок в комплексах упражнений. Она базируется на основных компонентах развития работоспособности – продолжительности упражнения, интенсивности, числе повторений, строгой последовательности дозированных нагрузок с чётко определёнными интервалами отдыха и между отдельными «станциями» и между кругами. Продолжительность упражнений подбирается с учётом возможности развития аэробных и анаэробных способностей. Интенсивность дозируется по частоте сердечных сокращений.
5.Использовать такую интенсивность (по ЧСС ), которая достигает соревновательной или превышает её, чего не всегда можно добиться специальными средствами. Частота сердечных сокращений даёт возможность оценить воздействие нагрузок и служить критериям воздействия различных упражнений на функциональное состояние систем энергетического обеспечения организма ученика. Распределение упражнений по интенсивности их воздействия позволяет целенаправленно планировать и контролировать нагрузки, строить специальные тренировки для развития того или иного качества.
6.Большие возможности индивидуального дозирования нагрузки (на основе использования определения максимума повторений в каждом упражнении). Мера нагрузки устанавливается равной для всех занимающихся и в тоже время строго индивидуально.
7.Максимальное приближение к специфике баскетбола.
Для этого формируют круги и «станции» по нескольким направлениям:
- набор « станций» с широким профилем разнообразных задач и средств;
- специальный подбор «станций», ставящий задачи силовой, скоростно - силовой подготовки, развития ловкости , быстроты, гибкости, выносливости, технико-тактической и игровой подготовке баскетболиста.
Ценность кругового метода тренировки обусловлена ещё и тем, что он в большей степени стимулирует развитие самостоятельных навыков школьников. Учитель составляет определённый комплекс упражнений с тем, чтобы дать необходимую нагрузку на все или некоторые группы мышц, развить то или иное двигательное качество. Можно использовать не только хорошо известные школьникам упражнения. Но и некоторые новые или модифицированные.
Места для выполнения упражнений «станций» располагают по кругу. Сколько в комплексе упражнений, столько и станций 4-10. Длительность выполнения упражнений на каждой станции примерно 20-30с., перерывы для отдыха и перехода от одной станции к другой – вначале около 30с., затем (с ростом тренированности) меньше 20, 15, 10с. В целом упражнения могут продолжаться до 20 минут. Рекомендуются три варианта проведения тренировки по экстенсивному методу и по интенсивному.
- Первый вариант (экстенсивный) – на каждой станции школьник делает упражнение в удобном для него темпе, не ставя задачу сделать как можно больше повторений.
- Второй вариант (интенсивный) – на каждой станции ученик старается сделать как можно больше число повторений заданного упражнения в течении установленного времени.
- Третий (тоже интенсивный) – выполняя на каждой станции определённое число упражнений, пройти круг как можно быстрее, и таким образом сокращается время, отводимое на отдых между сериями упражнений.
При первом и втором способе вначале все группы занимают места на круге каждая на одной станции. Группы не большие. Затем они по сигналу начинают делать упражнения, и закончив, также по сигналу переходят на другую станцию (по часовой стрелке). При третьем способе для выполнения упражнений на станциях время не устанавливается и учитывается лишь общее время прохождения круга. Чтобы учащиеся не задерживали друг друга на станциях, нужно готовить на каждой по несколько снарядов или применять раздельный старт.
Сущность кругового метода заключается также в индивидуальном планировании нагрузок и контроле, за ростом движений и пульсовой реакцией.
Каждый ученик вначале выполняет так называемый максимальный тест, исходя из чего, высчитывается в процентах исходный уровень нагрузки, от урока к уроку повышается нагрузка, периодически измеряется и записывается пульс. В этом заключается основной смысл метода.
Физическое воспитание при такой системе предполагает самостоятельную работу каждого ученика, способствует развитию инициативы, стремлению к физическому совершенствованию.
Моделирование физических упражнений в круговой тренировке связано с такой организационно-методической формой занятий, которая разрешает в комплексе задач развитие профессионально важных двигательных качеств, совершенствование умений и навыков. Упражнения в комплексах круговой тренировки предусматривают:
- гармоническое развитие личности;
- повышение физической подготовленности к труду и занятиям в школе.
В ходе работы использовались методы, методические приемы, технологии, принципы.
Методы:
словесный, наглядный, проблемный,
«по описанию» движения в сочетании с показом, соревновательный.
Методические приемы:
подготовительные упражнения,
самостоятельное выполнение упражнений,
оценка и поощрение, соревнования
Принципы:
сознательности и активности, наглядности,
систематичности, последовательности,
доступности, постепенности, индивидуализации .
Технологии:
личностно-ориентированного обучения,
группового обучения,
разноуровневого обучения.
1.2. Планирование круговой тренировки, в учебном процессе.
Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, где каждый год циклически повторяет программу, но на качественно более высоком уровне. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя её можно добиться большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной.
Круговая тренировка включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся. Она должна органически вписываться в конкретную серию учебных занятий, помогать учителю, выполнять учебную программу.
По плану распределения учебного материала, в нашей школе, на баскетбол запланировано 18 часов, которые делятся на три четверти по 6 часов. Вот на этих 6 смежных уроках и внедрена круговая тренировка.
На первом году обучения применение круговой тренировки начинается по упрощённому варианту, т.е. по типу круговой тренировки, где не ведётся учёт в карточках достижения и предлагается стандартная нагрузка с использованием различных вариантов упражнений для дифференцированного подхода к учащимся. Контроль осуществляется лишь на 1 и 6 уроках, результаты фиксируются в рабочих протоколах и журнале учителя.
Цикл уроков по баскетболу с применением круговой тренировки на год.
1 четверть – 6 уроков с №14 по №18 – комплекс №1 – общеразвивающей направленности.
3 четверть – 6 уроков с №45 по №50 – комплекс №2 – направленность на совершенствование техники владения мячом.
4 четверть – 6 уроков с №51 по №56 – с направленностью на совершенствование игровых действий в парах.
Глава 2.
2.1. Особенности применения метода круговой тренировки на уроках по баскетболу.
Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое повторение различных целевых комплексов моделируемых в соответствии с учебной программой. Поэтому в комплексы введены физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам запланированных школьной программой. Вместе с тем упражнения в баскетболе нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например: держание, передачи и ловля мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.
Успех овладения упражнением зависит от его правильного начала, медленного развития и постепенного повышения скорости до тех пор, пока отрабатываемые основы техники не будут прочно закреплены учащимися. Поэтому при составлении комплексов обязательное условие предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися.
Все три комплекса различны по своей направленности и учитывают конкретный этап обучения.
Комплекс №1 имеет направленность на преимущественное воспитание и совершенствование физических качеств, закрепление навыков и умений прикладного характера, с которыми учащиеся знакомятся на уроках в разделе «лёгкая атлетика.
Комплекс №2 имеет направление на закрепление и совершенствование индивидуальной техники и приёмов владения мячом, с этими упражнениями учащиеся знакомятся на обучающих уроках в первой четверти.
Комплекс №3 имеет направление главным образом на обучение игровым навыкам и приёмам с партнёром (защитник, нападающий). С этими действиями они знакомятся в режиме: «показ – объяснения – показ», имитация, выполнение, исправление ошибок, закрепление.
Выстроенная таким образом «цепочка» взаимосвязанных между собой уроков и применяемых специальных комплексов в условиях ограниченного и жёсткого лимита времени и строгой регламентации частей урока даёт эффективное развитие двигательных качеств, умений и навыков.
Конечно, при обучении и совершенствовании игре в баскетбол включаются и другие аспекты подготовки игрока, такие как тактическая и психологическая подготовка, и каждый из этих разделов требует своих упражнений. Однако главным для овладения игрой является освоение и закрепление навыков владения мячом, таких как ведение, броски и передачи мяча, что отрабатывается индивидуально. На что и направлены упражнения комплекса №2. Кроме того при обучении игровым навыкам и приёмам требуется партнёр – защитник, нападающий, поэтому в комплекс №3 круговой тренировки включены упражнения в парах, которые также содействуют становлению и развитию следующих для баскетболиста качеств:
- ориентировка во время действия с мячом,
- зрительно – моторной координации (правильные действия с мячом),
- предвидения – необходимого для овладения свободным мячом и постоянной готовности к действиям,
- уверенности в обращении с мячом, благодаря постоянным и многократным повторениям движений,
- надёжности (уменьшению количества потерь мяча),
- ловкости и быстроте.
Комплекс №1 является переходным и служит для подготовки функциональным возможностям организма к работе по методу круговой тренировки и способствует росту общей физической подготовки.
2.2. Организация уроков баскетбола с применением круговой тренировки.
Урок, организуемый с применением круговой тренировки, структурно не отличается от обычного урока.
Время по частям урока распределяется следующим образом: вводная часть – 8-10 минут, основная часть – 30 минут, заключительная – 3-5 минут. Круговая тренировка проводится в основной части урока и занимает от 8 до 20 минут. (15%-40%) от общего времени урока.
Время на выполнение комплекса:
10 класс №1 – (8 – 16)минут; №2 – (10 – 20)минут; №3 – (10 – 20)минут.
11 класс №1 – (9 – 18)минут; №2 – (10 – 20)минут, №3 – (10 – 20)минут.
Планируемая нагрузка при внедрении комплекса в серии.
1 урок – 1 круг 4 урок – 3круга
2 урок – 2круга 5 урок – 2 круга
3 урок – 2 круга 6 урок – 2 круга
Перед началом круговой тренировки обязательно проводится пульсометрия (ЧСС) общая и выборочно. В ходе работы проводится индивидуальное измерение ЧСС учителем, также сразу после окончания круговой тренировки и после 1,2,3 минут отдыха.
Комплексы №1,№2, №3 отличаются не только целевой направленностью, но и режимом работы.
Комплекс №1 – 25- 30 секунд работа + 30 секунд отдых.
Комплекс №2 –40- 45 секунд работа + 30 секунд отдых.
Комплекс №3 – 50-60 секунд работа + 30 секунд отдых.
2.3. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ УРОКОВ ПО БАСКЕТБОЛУ
(10 – 11 классы).
Комплекс №1
Упражнения без элементов баскетбола.
10 класс
1 станция. Челночный бег с преодолением скамейки, дистанция 10 метров.
2 станция. Передвижение из упора лёжа вперёд по прямой.
3 станция. Темповые прыжки на гимнастическую скамейку с передвижением вперёд.
4 станция. Вис на согнутых руках, касаясь подбородком перекладины, удерживать 3-5 секунд, повторить несколько раз.
5 станция. Стоя спиной к гимнастической стенке, перебирая руками рейки, переходить в положение «моста» и возвращаться в исходное положение.
6 станция. Прыжок-падение с шагом вперёд на руки с отведением правой (левой) ноги вверх-назад и сгибанием рук в локтевых суставах. Затем встать и повернуться на 180 градусов для повторения упражнения.
7 станция. Быстрые шаги вперёд. Назад. Влево, вправо с касанием пола рукой при каждой смене направления.
Комплекс №2
Упражнения с элементами баскетбола.
10 класс
1 станция. Скоростное ведение с обводкой стоек, расстояние 9 метров.
2 станция. Переводы мяча перед собой. На месте, вести мяч перед собой., переводя его попеременно с руки на руку. Перейти постепенно в положение приседа.
3 станция. Передача одной рукой за спину, стоя боком к стене на расстоянии 2-3 метров поочерёдно правой, левой рукой.
4 станция. Бросок одной рукой в прыжке по кольцу.
5 станция. «Мишень» Ведение мяча, посылая его в точку на полу: а) одной рукой передвигаясь вокруг точки бегом; б) одной рукой, передвигаясь приставными шагами; в) попеременно правой и левой рукой, передвигаясь бегом.
6 станция. Бросок мяча в прыжке по кольцу с шагом в лево и последующим ударом мяча об пол, и двумя прыжковыми шагами с мячом в руках.
7 станция. Темповые броски баскетбольного мяча в стену двумя руками от груди с последующей ловлей после отскока.
8 станция. Ведение двух мячей одновременно с постепенным приседанием.
Комплекс №3
Упражнения с элементами баскетбола в парах.
10 класс
1 станция. Ведения мяча с переводом с правой руки на левую с обводкой защитника.
2 станция. Подталкивание сопротивляющегося партнёра вперёд на отрезках прямой 3 метра с последующей сменой.
3 станция. Передача мяча с отскоком от пола в движении приставными шагами и с ведением мяча.
4 станция. Бросок по кольцу после приёма передачи в движении с шага в прыжке одной рукой.
5 станция. Передача двух мячей одновременно с отскоком от пола и передача верхом.
6 станция. Борьба за мяч под щитом, после овладения мячом, атака корзины с пассивными действиями защитника и активной борьбой после броска.
7 станция. Выбивание мяча сзади у ведущего, партнёр забирает мяч и продолжает ведение мяча в том же направлении, потерявший мяч тем же способом отбирает мяч.
8 станция. Бросок теннисного мяча одной рукой в цель, дистанция 6-8 метров, партнёр ловит мяч и также бросает.
Комплекс №1
Упражнения без элементов баскетбола.
11 класс
1 станция. Темповые прыжки через скамейку с продвижением вперёд и поворотом во время прыжка на 180 градусов.
2 станция. Передвижение из упора присев по прямой спиной вперёд 10 метров.
3 станция. Жим лёжа «блина» от штанги весом 10 кг.
4 станция. В быстром темпе поднимать туловище, прогибая спину, отводить голову назад, руки за головой.
5 станция. Прыжки с разбега двух шагов махом одной и толчком другой ноги с доставанием сетки под кольцом.
6 станция. Падение вперёд на руки с отведением правой (левой) ноги вверх-назад и сгибанием рук в локтевых суставах. Затем через упор присев встать и повернуться на 180 градусов.
7. Быстрые шаги с касанием пола рукой (2-3 шага) при каждой смене направления.
Комплекс 2
Упражнения с элементами баскетбола
11 класс.
1 станция. Многоскоки на одной ноге с ведением мяча, расстояние 9 метров, с ускорением в обратном направлении.
2 станция. Ведение мяча на месте вокруг себя, затем переводы мяча между ног (восьмёркой).
3 станция. Передачи двух мячей у стены, расстояние 3-3,5 метров.
4 станция. Финт на ведении, бросок, игрок делает шаг, удерживая мяч перед грудью, затем, приставляя ногу обратно, можно оттолкнуться и выполнить бросок.
5 станция. Кистевые броски в стену с расстояния 60 см от стены, руки выпрямлены, работают только кисти. Сначала двумя, потом попеременно правой и левой рукой.
6 станция. Бросок мяча в отметку, при отскоке мяча добивание в прыжке в отметку.
7 станция. Финт ногами влево, движение вправо (или наоборот), ведение и бросок в кольцо одной рукой снизу.
8 станция. Стоя на месте, подбрасывание (1,5-2метра) и ловля мяча с одновременным касанием одной рукой пола.
Комплекс №3
Упражнения с элементами баскетбола в парах
11 класс.
1 станция. Скоростное ведение, партнёры стартуют из положения сидя спиной к мячу, до мяча 9 метров, после оббегания стойки взять мяч и вести его до стойки и обратно несколько раз.
2 станция. Выталкивание из круга спиной, боком, грудью.
3 станция. Передача мяча в движении одной рукой за спину, расстояние между партнёрами 2-3 метра.
4 станция. Бросок по кольцу после ведения с пассивным защитником и поворотом перед защитником с одновременным переходом мяча в другую руку, ведением и броском по кольцу.
5 станция. Прыжки через партнёра со сменой мест. «Чехарда» с ведением мяча, исходное положение партнёра упор присев, мяч на коленях, дистанция 18 метров.
6 станция. Бег спиной вперёд, с передачей мяча игроком, двигающимся лицом к нему, находясь на расстоянии 2-3 метра со сменой мест.
7 станция. Штрафной бросок, со сменой партнёра после двух бросков.
8 станция. Точное метание с места малого мяча партнёру в руки из-за головы, расстояние 15-20 метров, партнёр ловит мяч двумя руками.
2.4. Контроль и учёт результатов по физической и специальной подготовленности учащихся 10 – 11 классов.
В соответствии с методическими рекомендациями, тестирование учащихся проводится по общей физической подготовленности (по региональным тестам) 2 раза: в начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май). В связи с применением комплексов круговой тренировки №1 и №2 в первом полугодии большой интерес представляет их влияние на общую физическую подготовку. Поэтому в мае текущего года был проведён срез по ОФП в 10 классе.
Наибольший прирост наблюдается у девушек в челночном беге 3,2 балла, у юношей +2,5 балла. Это отражает положительный перенос физических упражнений круговой тренировки на развитие скоростных качеств учащихся.
Наименьший эффект достигнут в развитии скоростно-силовых качеств. В прыжке с места прирост составляет всего 1,8 балла у юношей и 1,6 балла у девушек. Возможно, в этих комплексах недостаточно представлены упражнения, влияющие на развитие этого качества и необходима коррекция набора упражнений. Положительное влияние наблюдается в развитии силовых качеств +2,3 балла у юношей и +3,1балл у девушек. Объясняется это тем, что в комплексах достаточно упражнений на развитие силы, т.е. упражнений с собственным весом, с отягощениями. Также наблюдается положительная динамика в развитии выносливости у юношей +2,6 балла у девушек +1,4 балла (Протоколы прилагаются).
С учётом применения комплекса круговой тренировки на уроках по баскетболу проводится текущее тестирование специальной и технической подготовки учащихся.
На контроль был взят 10 «А» класс, первое тестирование проводилось на первых уроках по баскетболу, а второе после цикла проведения комплекса круговой тренировки в первой – четвёртой четверти. Результаты заносятся в протокол (протокол прилагается) и по итогам года строятся диаграммы, где наглядно отражается тенденция уровня специальной подготовленности учащихся и влияние применяемых комплексов.
Здесь приведены результаты после применения трёх комплексов.
На диаграмме видно, что по всем тестам специальной подготовки на начальном этапе показатели имеют положительное значение. Это вполне объяснимо, так как у учащихся есть навык в упражнениях с мячом. Первый комплекс круговой тренировки 10 «А» класса был проведён с направленностью на развитие двигательных качеств без элементов баскетбола. Второй и третий комплекс круговой тренировки был направлен на совершенствование технической и тактической подготовки учащихся. На этих уроках в основной части проводилось совершенствование технике ловли, передачи и ведение мяча. Этот комплекс должен был в большей мере отразиться на специальной подготовке учащихся. Анализируя влияние применения этих двух комплексов на специальную подготовленность учащихся, видно, что наибольший положительный эффект достигнут в передачах мяча у стенки за 30 секунд, у девушек, прирост +3,6 раза, у юношей +2,7 раза; в ведении мяча «змейкой» прирост составил +1,2 сек. и у юношей, и +1,2 сек. у девушек. В штрафных бросках прирост составил +2,1раза у юношей и столько же +2,1раза у девушек. Незначительный прирост составил в «челночном беге» с ведением мяча +0,7 сек. у юношей и +1 сек. у девушек. Протоколы прилагаются.
Можно отметить, что уровень технической подготовки, как показали два среза, повышается (в ведении мяча, в передачах мяча и бросках по кольцу), прирост составляет от +0,7 до 2,1 балла.
2.5. Результаты анкетирования учащихся МБОУ СОШ № 66
«Отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом».
Цель: изучение мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Форма проведения: анкетирование.
Время проведения: сентябрь 2012 года, май 2013 года.
Количество учащихся: 300 человек.
Учащимся предлагалось ответить (утвердительно «Да», отрицательно «Нет») на анкету, состоящую из 8 вопросов.
Исходя из полученных данных, можно описать результаты анкетирования.
В ответах на вопрос «Занимаешься ли ты в спортивной секции?» в сентябре преобладали положительные ответы у 55% учащихся, отрицательные – у 45% учащихся, а в мае положительные ответы у 68% учащихся, а отрицательные у 32% опрошенных. На вопрос «Участвуешь ли ты в спортивных соревнованиях класса, лицея»? В сентябре положительные ответы преобладали у 60% опрошенных, у 40% учащихся – отрицательные, а в мае положительные ответы у 65% учащихся, а отрицательные у 35% опрошенных. По отношению к занятиям физкультурой и спортом, (3 вопрос) в сентябре у 94% учащихся отношение положительное, отрицательное – у 6%, а в мае у 97% опрошенных положительное отношение и у 3% опрошенных отрицательное отношение. В сентябре 62% учащихся занимаются физкультурой и спортом не только в школе, но и в свободное время, а 38% учащихся – только в школе, а в мае 70% учащихся занимаются физкультурой и спортом и в школе, и в свободное время, а 30% учащихся – только в школе (4 вопрос). Большинству учащихся в сентябре 84% нравятся уроки физкультуры, отрицательно ответили 5% учащихся, а в мае 90% учащимся нравятся уроки физкультуры, а 3% ответили отрицательно. Наличие дома литературы по физкультуре и спорту в сентябре отсутствует у 44% учащихся, у 23% учащихся – они имеются, 33% учащихся затруднились ответить на поставленный вопрос, а в мае у 34% опрошенных отсутствует дома литература по ф. к. и с., у 40% имеется, и 26% учащихся затруднились ответить. (6). Значимость и важность уроков физкультуры по сравнению с остальными предметами в школьном расписании (7 вопрос) в сентябре отметили 71% учащихся, и 29% учащихся не придают данному уроку важность и значимость в сравнении с другими предметами, а в мае 85% отметили важность предмета, а 15% считают не таким важным, как другие. Профессионализм, уровень организации уроков физической культуры, удовлетворенность данными уроками в нашем учебном заведении в сентябре отметили на высоком уровне 76% учащихся, затруднялись ответить или воздержались 24% учащихся, а в мае 90% учащихся удовлетворены данными уроками, а 10% затруднялись ответить или воздержались.
Результаты данного анкетирования показали, что к занятиям физкультурой и спортом, отношению к урокам физической культуры, мотивации учащихся в данном направлении не только преобладает устойчивое положительное отношение, но и видна положительная динамика.
Заключение.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:
Выгодный режим для повышения функциональных возможностей создаётся благодаря тому, что воздействия комплекса круговой тренировки гораздо выше воздействия отдельно взятых упражнений в него включённых.
Сам комплекс круговой тренировки является результатом воздействия, как на опорно - двигательный аппарат, так и на жизненно важные системы обеспечения организма.
Таким образом, круговая тренировка, введённая в урок физической культуры, повышает общую и моторную плотность, делает уроки более разнообразными, эмоциональными и интересными для учащихся, давая простор индивидуальным возможностям и личной инициативе.
На уроках с использованием круговой тренировке решаются вопросы оздоровительной направленности. В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность не велика, именно такие уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только заниматься в школе на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни.
Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения эксперимента в классе повысился уровень физической и специальной подготовленности, а также повысился уровень познавательного интереса учащихся к физической культуре и спорту.
Приложение.
Анкета «Отношение учащихся лицея к занятиям физической культурой и спортом».
Диаграммы результатов анкетирования учащихся.
План распределения учебного материала по годам обучения.
Распределение в учебном году образовательной программы по физической культуре и объёма учебных часов.
План-конспект урока по баскетболу по методу «круговая тренировка» в 10 классе.
Диаграммы по физической подготовленности учащихся 10 «А» класса.
Диаграммы техники владения мячом. (Специальная подготовка).
Список использованной литературы.
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат. — Омск, 2002.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., МГУ. 2002.
3. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 2005.
4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе №7. 2002.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 2004.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000.
7. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. — М.: ФиС, 2002.
8. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А. Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.
9. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол — Минск, Полынья. 2006.
10. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. — М., Просвещение, 2001.
11. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол. — Киев, 2004.
12. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. — Мн., Новое знание. 2000.
13. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. Теория и практика физической культуры №10. 2000.
14. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. — М., А Генетю "ФАИР"/ 1997.
15. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Атореферат. — М., А Генетю "ФАИР"/ 2000.
16. Деркач А.А., А.А. Исаев. Творчество тренера. — М., ФиС. 2002.
17. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. — М., Физкультура и спорт. 2003.
18. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. — М., Физкультура и спорт.2001.
19. Дъячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов. — М., Физкультура и спорт. 2002.
20. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. — М., Физкультура и спорт, 2004.
21. Зинин А.М. Детский баскетбол. — М.: Физкультура и спорт. 2000.
22. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. — Волгоград, 2004.
23. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М., Физкультура и спорт, 2004.
24. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. — М., Физкультура и спорт, 2005.
25. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. — М., "Физкультура и спорт", 2000.
26. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, — М., Физкультура и спорт. 1999.
Приложение №1.
Анкета
«Отношение учащихся лицея
к занятиям физической культурой и спортом»
Фамилия___________ Класс__________
1. 1. Занимаешься ли ты в спортивной секции?
а) да б) нет
2. Участвуешь ли ты в спортивных соревнованиях класса, школы?
а) да б) нет
3. Как ты относишься к занятиям физической культурой и спортом?
а) положительно б) отрицательно
4. Занимаешься ли ты вне урока физической культуры каким-либо видом спорта?
а) да б) нет
5. Нравятся ли тебе уроки физкультуры?
а) да б) нет в) не знаю
6. Есть ли у тебя дома книги по физкультуре и спорту?
а) да б) нет в) не знаю
7. Считаешь ли ты урок физкультуры таким же важным, как и все остальные?
а) да б) нет
8. Чем бы ты хотел заниматься на уроках физкультуры?
а) оставить все как есть б) другой ответ: ______
Приложение №2.
Диаграммы результатов анкетирования
учащихся МБОУ СОШ № 66
Приложение №6
План распределения учебного материала по годам обучения 10-11 классы .
№ | Разделы программы | Количество часов | 10класс | 11класс |
1 | Основы знаний о физкультурной деятельности:
| 12
4
4
4 | 6
2
2
2 | 6
2
2
2
|
2 | Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью: 2.1 Практические умения 2.2 Гимнастика с основами акробатики 2.3 Лыжная подготовка 2.4 Лёгкая атлетика 2.5 ОФП (тренажёрный зал) | 66
8 12
28 12 6 | 33
4 6
14 6 3 | 33
4 6
14 6 3
|
3 | Способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью (баскетбол, волейбол): 3.1 Практические умения 3.2 Техническая подготовка 3.3 Тактическая подготовка 3.4 Интегральная подготовка в т. ч. игры | 70
10 40 10 10 | 35
5 20 5 5 | 35
5 20 5 5 |
Приложение№7
Распределение разделов в учебном году образовательной программы по физической культуре и объёма учебных часов со спортивной направленностью баскетбол 10-11 классы.
Четверть учебного года. |
Разделы программы.
|
Количество часов | |||||
Общая направленность | Спортивная направленность. | ||||||
Теория. | Практика | Теория | Практика |
| |||
1 | 1 | Л/атл. -8ч. ОФП (тренаж. Зал) -2ч. | 1 | Б/бол-6ч | 18ч. | ||
2 | 1 | Гимнастика- 8ч. | 1 | В/бол-6ч. | 16ч. | ||
3 | 1 | Лыжная подготовка-10ч. | 1 | Б/бол-6ч. | 18ч.
| ||
4 |
| Л/атл. -6ч. Практические умения - 2 | 1 | Б/бол-5ч. Практические умения-2ч. | 16ч. | ||
Итого: | 3 | 36 | 4 | 25 | 68 |
Примечание:
1.Организация теоретических занятий осуществляется в ходе урока.
2.В объёме часов на практику обще прикладной направленности включены часы на формирование практических умений (2 часа в год) т.е. организация и проведение контроля, за физическим состоянием, организация и проведение совместных занятий физическими упражнениями, различные формы активного отдыха, организация самостоятельных занятий.
3.В объёме часов спортивной направленности также включены часы на формирование практических умений по баскетболу, т.е. использование специальных терминов и понятий, тестирование, проведение самостоятельных занятий. Обучение судейству, а специально развивающих упражнений (6 часов в год) распределяются равномерно на весь год и выполняются в ходе урока.
Приложение№8
План конспект урока по баскетболу по методу «круговая тренировка» в 10классе.
Тема урока: Баскетбол.
Цель: Освоить технику основных элементов игры.
Тип урока: закрепляющий, совершенствующий.
Задачи:
1. Совершенствовать ведение мяча без зрительного контроля.
2. Совершенствовать изученные элементы игры: ведение, остановки, передачи, броски.
3. Развивать координацию движений.
4. Воспитывать чувство коллективизма и уверенность в себе.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, стойки, гимнастические скамейки.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: 45 минут.
Часть урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно - методические указания |
Под- готови- тельная- часть.
Основная часть.
Заключи- тельная часть.
|
I. Построение, сдача рапорта, объявление задач урока. II. Строевые упражнения.
III. Ходьба: - обычная;
- на носках; - на пятках; - перекатами с пятки на носок; - на внешней стороне стопы; - на внутренней стороне стопы - в полуприседе; - в приседе.
IV.Бег в медленном темпе (без задания). V.Бег с заданием: -правым боком приставными шагами, -левым боком приставными шагами, -спиной вперёд, - по диагонали с подскоками, - без задания, - по диагонали с ускорением, - без задания; - змейкой спиной вперёд, - без задания.
VI.Ходьба.
VII.Общеразвивающие упражнения в кругу: Упр.1. И. п. - основная стойка. Наклоны головы: 1-вправо 2-влево, 1-вперёд 2-назад. Повороты головы: 1- вправо 2-влево. Упр.2 И. п. – стойка ноги врозь. Вращение прямых рук вперёд, назад.
Упр.3. И. п. – тоже, руки за головой. Повороты: 1-вправо, 2-влево. Упр. 4. И. п. – тоже, руки на поясе. Наклоны: 1- вправо 2-влево. Упр. 5. И. п. – стойка ноги врозь: 1-пружинистый наклон вперёд, 2-и.п.,3-пружинистый наклон назад, 4- и. п. Упр. 6. И. п. – о. с. Приседания. Упр. 7. И. п. – упор присев, правую ногу в сторону, руки за голову. 1-перенос веса тела на левую, 2- и. п. Упр.8. И. п. – упор присев, 1-упор лёжа, 2- и. п. Упр.9. И. п. – упор лёжа. Отжимание.
Упр.10. Выпрыгивание из глубокого приседа. Упр.11 Разминка кистей: круговые вращения кистями, «волна», сжимание и разжимание пальцев.
I.Круговая тренировка с элементами баскетбола: Объяснение задания, получение инвентаря.
1круг. 1 станция. Скоростное ведение с обводкой стоек, расстояние 9 метров. Смена станций. 2 станция. Переводы мяча перед собой. На месте, вести мяч перед собой, переводя его попеременно с руки на руку. Перейти постепенно в положение приседа. Смена станций. 3 станция. Передача одной рукой за спину, стоя боком к стене на расстоянии 2-3 метров поочерёдно правой, левой рукой. Смена станций. 4 станция. Бросок одной рукой в прыжке по кольцу. 5 станция. «Мишень» Ведение мяча по кругу, посылая его в точку на полу одной рукой бегом. Смена станций. 6 станция. Бросок мяча в прыжке по кольцу с шагом влево и последующим ударом мяча об пол, и двумя прыжковыми шагами с мячом в руках. Смена станций. 7 станция. Темповые броски баскетбольного мяча в стену двумя руками от груди с последующей ловлей после отскока. Смена станций. 8 станция. Ведение двух мячей одновременно с постепенным приседанием. Отдых. Подведение итогов. Замечания. 2круг Повторение станций.
I.Учебная игра в баскетбол.
I.Построение.
II.Подведение итогов урока. III.Организованный уход в раздевалки.
| 15мин.
1,5 мин.
1 мин.
1,5мин.
2мин.
2мин.
1 круг
8 раз
8 раз
10 раз 10 раз
12 раз
12 раз
10 раз
10 раз 10 раз
10 раз
Ю-15р. д.-10р.
7 раз
По 10 раз
25мин.
2мин.
1мин.
20сек. 1мин.
20сек. 1мин.
20сек. 1мин.
1мин.
20сек. 1мин.
20сек. 1мин.
20сек. 1мин.
1мин.
10мин.
6-7мин.
3-5мин.
1,5мин.
1,5мин.
|
Направо, налево, кругом.
Направо! В обход налево шагом марш! Дистанция 2 шага. Выше на носки. Руки за голову, спина прямая. Руки произвольно.
Спина прямая.
Руки согнуты, работают вдоль туловища. Ноги слегка согнуты, руки согнуты вдоль туловища или на коленях, туловище наклонено вперёд. Выше подскок. Смотреть через плечо.
Смотреть через плечо, соблюдать дистанцию.
Восстанавливаем дыхание.
Наклон ниже.
Поворот до упора.
Руки не сгибать, амплитуда максимальная.
Повороты глубже, увидеть всё, что сзади вас.
Наклоны ниже, точно в сторону.
Ноги не сгибать, касаться пола руками.
Спина прямая. Ногу выпрямлять, спина прямая.
В упоре лёжа прогнуться.
Туловище прямое, руки выпрямлять полностью.
Выпрыгивать выше
Вращение кистей по максимальной амплитуде.
Контроль ЧСС. Класс делится на 8 команд (2-3чел.). Начинаем и заканчиваем работу по свистку, с построением в шеренгу, (успеть построиться пока учитель делает 3 свистка). На право, к следующей станции бегом марш! Также успеть сменить станцию и построиться в шеренгу, за 3 свистка. .
Обводка стоек дальней рукой. В обе руки мяч не брать.
Стараться без зрительного контроля. В стойке баскетболиста.
.Определить точку на стене и стараться попадать в неё.
Руку выпрямлять, кисть «захлёстывать». Посылать мяч в точку прицельно.
Бросок должен быть результативным.
Следить за правильной техникой броска.
Стараться иногда без зрительного контроля.
Контроль ЧСС.
Контроль ЧСС.
Делимся на 3-4 команды. Замену производим после каждого забитого мяча.
Упражнение на координацию движений. Отметить самых активных учеников, указать на ошибки.
|