СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иконографические типы изображения Богородицы

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок православной культуры с элементами формирования мыслительной активности и умения работать с источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«Иконографические типы изображения Богородицы»

Выскребенцева Татьяна Ивановна

МОУ "Вейделевская СОШ Вейделевкого района Белгородской Области"

ТЕМА УРОКА: «Иконографические типы изображения Богородицы»

ТИП УРОКА: изучение нового материала ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с иконописью, иконографией, образами Богородиц. Создать условия для повышения уровня знаний обучающихся по православной культуре; продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения русской иконописью. ХОД УРОКА: Организационный момент: Приветствие детей. Решение организационных вопросов. Установление эмоционально-психологического контакта. Сосредоточение внимания. Подготовка к восприятию нового материала - Я хочу сегодняшний наш урок начать с небольшого стихотворения: Под сводами Никольского Собора
Акафист Божьей Матери звучит.
А в центре храма пред народным взором,
Икона Богородицы стоит. О радуйся, о радуйся Благая,
Твой светлый образ очень дорог нам.
И сердце чувства так переполняют,
Что хочешь волю дать своим слезам.
И хор поёт так стройно:"Аллилуия."
И свечи пред иконою горят.
Звучит акафист, и душа ликует,
Как будто рядом ангелы парят. -Как вы думаете, ребята, о ком идет речь в этом стихотворении? - Вы правы. Именно о Богородице мы и будем говорить сегодня на нашем уроке. Сегодня мы с вами окунемся в историю русской православной культуры. Познакомимся с русской иконописью, в частности с образом Богородицы в русской иконографии. Активизация мыслительной деятельности. Введение нового материала. Тема Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Сколько молитв было вознесено на русской земле Пресвятой Деве. Сколько икон посвящено Ей. Икона Богоматери... К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются, ею благословляются. Её образ - духовный образ Матери рода человеческого, милосердной утешительницы и заступницы. Домом Пресвятой Богородицы всегда называл русский народ своё отечество. Выходя с оружием в руках, чтобы защитить Родину от врагов, воины как знамена несли особо чтимые иконы Богоматери. Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Их не продавали и не покупали. Старые иконы нельзя было просто выбросить или сжечь - их зарывали в землю или пускали по воде. -А что же такое икона? Действительно, икона - это священный предмет, особенная прекрасная живопись, библейский жанр живописи. На иконах изображается иной , небесный мир.  -А откуда пришла на Русь икона? Кто ответит? -Правильно, ребята. Из Византии. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый образ. Еще икону называют благословением в красках. Древнерусская икона - своеобразное неповторимое явление. -А теперь попробуйте назвать основные персонажи религиозной живописи. Основные персонажи религиозной живописи: Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, пророки, праотцы .Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Многие иконы прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример -- Владимирская икона Божьей Матери, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории. Она была привезена на Русь в начале XIIвека из Константинополя в дар от патриарха Луки Хризоверга. Владимирская икона – самая чтимая и самая известная из богородичных икон на Руси. Но за десять веков христианской культуры создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются в 431 году. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. На Руси известно более 300 сюжетов изображений Богоматери. Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта) Ора́нта (от лат orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической Подобная молитвенная поза известна с библейских времён. Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века. Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (т.е. "Милостивая").Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения. Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Особо мне хочется обратить ваше внимание на то, что существуют еще иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, они немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным,. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоновопроречение",известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец"Итак, мы рассмотрели основные иконографические типы и варианты богородичных икон, которые условно разделяются на четыре группы: "Знамение", "Одигитрия", "Умиление" и "Акафистные".Как мы выяснили с вами выше, иконы пишутся по определённым церковным канонам (правилам), определяющим композицию, цвет, пропорции. Закрепление и обобщение изученного -Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня на занятии, мы с вами рассмотрели лишь не большую часть икон из огромного количества. И если все же обобщить то, о чем мы сегодня с вами говорили, то можно сделать вывод , что в России Пресвятая Богородица считается покровительницей. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.

Домашнее задание: стр. 103-110




























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Закрепление и обобщение изученного

Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня на занятии, мы с вами рассмотрели лишь не большую часть икон из огромного количества. И если все же обобщить то, о чем мы сегодня с вами говорили, то можно сделать вывод , что в России Пресвятая Богородица считается покровительницей. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.( 28слайд)




































Учащиеся отвечают на вопросы, которые задает учитель:

О чем узнали на уроке?

-Что запомнилось, «запало» в душу?

- Считаете ли необходимым изучать иконопись, иконографию?

-Почему русские православные иконы Богородицы – это гордость нашего народа ?












Умение анализировать и отстаивать свое мнение. Закрепление и обобщение полученных знаний

Задание на дом

Спасибо всем за участие в уроке. Ребята, в заключении мне хотелось бы сказать вам о том, что все мы должны гордиться тем, что мы русские православные христиане.. Сколько великих трагедий пришлось пережить нашему народу за свою историю, но всегда русские люди находили в себе силы бороться с врагами, начинать все заново на пепелище, растить детей, верить в лучшее будущее.

- В каждом из нас с вами есть эти могучие духовные корни, идущие от великих русских князей, русских богатырей, сподвижников. Мы должны знать историю нашего народа, историю христианства для того, чтобы сберечь все ценное, что накоплено веками, и предать это своим детям. Спасибо всем!( 29слайд) В качестве домашнего задания я хотела бы попросить вас написать

мини-сочинение на тему:« Моя первая встреча с иконой Богородицы», «Моё восприятие иконы»».






Запись в дневники домашнего задания

Осмысление домашнего задания.




36



 

 

 

УЖЕ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУ