ИКТ технологии используемые в работе с учащимися начальных классов.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаю я себе, приходя сегодня в класс.
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.
Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
Однако, в своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровьесберегающие.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Наиболее часто на уроках я использую данную технологию, которая наиболее полно позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Для того, чтобы данная технология работала наиболее эффективно соблюдаю следующие правила:
- создавать интересные для детей проблемные ситуации;
- ребенок сам должен увидеть проблему как противоречие между потребностью и
сложившимся багажом знаний и умений;
- связывать проблемную ситуацию с жизнью ребенка, игрой, трудом;
- дозировать «уровень сложности» проблемы, т.к. ни слишком трудная, ни слишком
легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников и не сможет решить поставленную задачу.
Проблемные ситуации использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение реализую при помощи следующих методических приемов:
- подвожу школьников к противоречию между имеющимися знаниями и поставлен-
- ной задачей и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос и прошу выбрать верную;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, контролера, исполнителя);
- побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, обнаруживая противоречия;
- демонстрирую конечный результат и прошу восстановить на логику рассуждения или способ достижения результата;
- ставлю теоретические и практические задания-ловушки (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции др.);
- прошу дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации для осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта;
- ставлю детей перед необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Вывод: Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития
коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире .
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
С этой целью несколько лет назад мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем настолько много интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице.
Название этапа | Содержание работ | Время исполнения |
Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом | - определение выбора темы исследования; - выделение предполагаемых направлений работ; - составление плана; - определение консультаций с учителем; - начало выполнения проекта. | За неделю до проектного дня |
Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом | - определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”); - выдвижение гипотез и способов решения; - обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.); - распределение работы между участниками группового проекта; - начало работы по сбору информации. | За два - три дня до начала проекта (в зависимости от темы) |
| продолжение работы по сбору информации; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; - систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение способов оформления конечных результатов; - подведение итогов, оформление результатов. | В день выполнения проекта. |
Заключительный этап | презентация проекта; - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); - рефлексия. | В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы). |
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Мои ученики принимали участие в следующих классных и школьных проектах:
- Математика в устном народном творчестве (Математика в сказках);
- Мир глазами животных (собака);
- Туристические места Баргузинского района ;
- Мама, папа, я – здоровая семья;
Информационно-коммуникативные технологии
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. наблюдений и т.д.); - распределение работы между участниками группового проекта; - начало работы по сбору информации. зависимости от темы) Основной этап - продолжение работы по сбору информации; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; - систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение способов оформления конечных результатов; - подведение итогов, оформление результатов. В день выполнения проекта. Заключительный этап - презентация проекта; - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); - рефлексия. В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы).
Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим - информационным ресурсам;
- способствует повышению качества образования.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми мною являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ считаю:
- развитие мышления;
- формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные развивающие методы и приемы:
1. метод анализа
2. метод сравнения
3. метод обобщения
4. метод классификации
5. формулировка понятий
6. внутренний план действий
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. В данном случае я рассматриваю один из возможных методов- Plickers. Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. Использование технологии Plickers позволяет экономить время во время опроса, представляет собой разновидность игровой формы, помогает улучшить обратную связь между учителем и учениками, вызывает не поддельный интерес у обучающихся, позволяет мгновенно оценить ответы всех учащихся в классе, представляет собой новую информационно-коммуникационную форму обучения, не требует особых затрат и специальной техники, при этом является максимально наглядным средством обучения не только по математическим дисциплинам, но и другим, начиная с начальной образовательной школы.
Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Для более рационального и грамотного использования ИКТ я регулярно повышаю свой уровень, прохожу курсовую подготовку. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы:
Физкультурная минутка - динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время - 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика - применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.
Смена видов деятельности - это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые - игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация - проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положением ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки - это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье.На уроках затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное - обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях- это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя:
1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
2. Аутогенную тренировку (самовнушение)
3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского.) - (индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка»)
4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы
«Обучая посредством игры,
мы учим детей не так, как нам, взрослым,
удобно дать учебный материал,
а как детям удобно и естественно его взять».
Игровым технологиям я уделяю большое внимание, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Для этого ученик ставится в условия поиска, пробуждается интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана.
Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей особенно в младшем школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.
В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие может быть и с использованием ПК, так называемые заочные экскурсии.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание — это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Дидактическая игра — одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
- Подготовительный;
- Игровой;
- Заключительный;
- Анализ результатов.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.
В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.
Считаю, что главное значение этих игр в следующем:
Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Технология разноуровневого обучения.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна гарантировать высокий уровень образования.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Поэтому для реализации системно-деятельностного подхода, повышения качества образования помогают базовые педагогические технологии. Хочу остановиться на технологии разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С).
1уровень (А) - учащиеся с низкими учебными способностями, сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях. Такие учащиеся требуют большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений.
2 уровень (В) - учащиеся со средними способностями, показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.
3 уровень (С) - ученики с высокими учебными способностями, возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Такие учащиеся ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к выполнению заданий.
Технология разноуровневого обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. Часто в работе приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.
Данная технология требует изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету как учителем, так и специалистами. Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Применение технологии разноуровневого обучения помогает поддержать интерес к изучению предметов, значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих способностях. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация.
Кроме того, применение разноуровневых заданий при обучении помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. То есть личностный подход проявляется в праве выбора учениками заданий. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
Данная технология применяется на разных этапах учебного процесса:
изучение нового материала;
учет знаний на уроке;
текущая проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
уроки закрепления.
Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через игру – дорога к сердцу ребенка.
Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на
развитие творческих способностей детей и помогают мне в реализации методической темы. Необходимость использования технологий, которые позволяют существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, делает процесс обучения более эффективным, способствуют формированию ключевых компетенций и универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования на сегодняшний день требует существенной перестройки требований и к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов. В качестве основных целей – ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных. Современный урок должен соответствовать новым требованиям, но в то же время сохраняется и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой начального образования и возрастными особенностями младших школьников.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.