ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Подсосенская СОШ»
Бахтина Эльмира Ильгаровна
Современный образовательный процесс, как и работу каждого конкретного учителя, осуществляющего образовательную деятельность в современных условиях, невозможно представить без использования информационно- коммуникационных технологий.
Актуальность
информационное общество требует трансформации образования для удовлетворения потребностей учащихся. Образование должно обеспечить получение знаний посредством практики, приобретения опыта и выполнения учебных исследований под руководством учителя.
В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.
В условиях информатизации образования важную роль играют информационно - коммуникационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер. Широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций и т.п. К средствам ИКТ относятся глобальная компьютерная сеть Интернет, электронная почта, автоматизированные поисковые системы, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска, средства дистанционного образования, электронные издания.
Использование ИКТ возможно только при наличии соответствующей техники в классе! В кабинете должны быть созданы условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и использования технических средств обучения. Компьютер с выходом в Интернет и установленным необходимым программным обеспечением, проектор, экран
Применение ИКТ на уроках позволяет: усилить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность обучающихся; реализовать идеи развивающего обучения; повысить темп урока; увеличить объем самостоятельной; работы обучающихся; повысить качество образования
Использование ИКТ позволяет: проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения; повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний; рационально организовать учебный процесс; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам; сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Использование компьютерных технологий в школе позволяет:
1 . Расширить границы образования
2. Повысить вовлеченность учащихся в учебный процесс
3. Распространить обучение за пределы учебного класса
4. Способствовать развитию навыков использования ИКТ
5.Стимулировать творческое мышление
6.Сформировать созидателя нового общества, способного к производству знаний и инновациям
«Предмет во много раз понятней, если на компьютере занятие»
- Происходит адаптация методов обучения к потребностям учеников
- На экран можно вывести любой текст, иллюстрацию, цитату, таблицу, диаграмму, анимированную карту не тратя время на работу на доске или ведя поиск в учебнике.
- Развивается информационная культура учащихся
- Появляется возможность организации внеурочной проектной деятельности учащихся
- Повышается производительность урока
- Устанавливаются межпредметные связи
Используя в преподавании функции сети ИНТЕРНЕТ
- Педагоги получают возможность пользоваться большим количеством ресурсов, что помогает уменьшить текущий объем работы: методическаую литературу, книги, газеты, журналы; обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике компьютерные программы; справочные файлы, словари, энциклопедии , каталоги, поисковые системы, ЭОР, ЦОР, «Решу ЕГЭ» и др.
- Учащиеся могут использовать Microsoft Office для совместной работы, поисковые системыYandex или Bing для поиска информации и др.
Для применения информационно – коммуникационных технологий желательно освоить следующие умения и навыки:
использовать приложение Microsoft Word для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам;
использовать электронные таблицы Microsoft Excel для обработки результатов проверочных и контрольных работ;
создавать презентации, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
использовать справочные ресурсы Интернета: словари, справочники, сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные сайты, посвящённые поэтам и писателям;
использовать электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM др.
самостоятельно разрабатывать тесты, проводить компьютерное тестирование;
В ходе урока ИКТ используют на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяют: на уроке изучение нового материала; для обобщения и систематизации заданий; при выполнении практических работ, творческих заданий; при контроле знаний и умений.
Дидактический материал ИКТ
видеоролики
кроссворды
тесты
презентации
ребусы
тренажеры
творческие задания
задания развивающего характера
Рассмотрим применение ИКТ на некоторых этапах урока. На этапе актуализации . Цель: использование презентации, интерактивной доски как средства повторения изученного материала, как материал для устного счета, Результат: быстрое включение в работу, повышает активность учащихся На этапе изучения нового материала. Цель: использование презентации, интерактивной доски как наглядного пособия и источника учебной информации. Результат: визуальное представление информации На этапе закрепления изученного. Цель: использование презентации, интерактивной доски как средства проверки усвоения материала (тесты, дидактические игры, диктанты). Использование системы интерактивного опроса и голосования как средства быстрого получения обратной связи. Результат: определение уровня усвоения изученного материала
Ожидаемый результат: использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса. - повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей - расширить объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся; - улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); - повысить качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы; - повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшилось качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя.