СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.»

Дутова Ирина Викторовна,

учитель технологии МОУ Шилкинская СОШ №2



ИКТ как средство  развития

творческих способностей учащихся

на уроках технологии.

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом  определяется тем, что мы  вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как  способностями к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

 В поведение человека, его деятельности можно выделить два основных вида поступков. Первый: воспроизводящий или репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже знакомых приемов, навыков. Второй: творческий, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.     

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

 

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера.

Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое, он должен опираться на уже  известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные  ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности.  Должна быть организована мотивация к действию.

Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Пробуждения интереса к действию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.

     И в этом случае невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными наглядными средствами обучения.     Мультимиедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.

   Применение средств информационных технологий на уроках технологии:

• Повышает эффективность учебного процесса;

• Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;

• Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых

выводов, решений, обобщений;

• Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;

• Развивает активность и самостоятельность учащихся;

• Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;

• Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;

   От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Есть несколько методических условий, выполнение которых

обеспечивает успешное использование наглядных  мультимедийных средств обучения:

1) хорошее обозрение;

2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;

3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения

сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной

учебной информации;

 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в

наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного

характера.

     Выполнение      данных    условий    при    использовании   средств

информационных технологий значительно повышает эффективность уроков.

      Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия.      Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!