Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №83 общеразвивающего вида
Доклад на тему: «ИКТ — компетентность современного воспитателя в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Подготовила: воспитатель Шмуликова В.В.
г. Одинцово
2021 год
Требования к ИКТ-компетентности в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего развития. Кроме того, в федеральном законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенция педагога дошкольного образования и учителя.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональная ИКТ-компетенция: квалифицированное использования общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Проникновения современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержания, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей детей в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
В главе четвертой части первой профессионального стандарта педагога сказано, что педагог должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и среднего возраста. В связи с этим хотелось бы заметить, что на сегодняшний день многие воспитатели, имея опыт работы с детьми, не владеют современными компьютерными технологиями, которые в ХХI веке являются неотъемлемой частью жизни. Из собственного педагогического опыта могу сказать, что в данный момент некоторые из воспитателей-стажистов попросту боятся «войти в новы мир». Педагог — ключевая фигура реформирования образования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Создание руководителем детского сада условий для освоения педгогами ИКТ-компетенций являться одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного огбразования. А главная задача современного воспитателя — освоить ИКТ-технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями.
В рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
-
общепользовательская ИКТ-компетентность;
-
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
-
предметно-педагогическая компетентность.
К обще пользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео-съемка, работа с графическими редакторами, а также навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки, необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.
Коллектив нашего детского сада определил точку развития в профессиональном самосовершенствовании использования ИКТ-технологий в образовательном процессе. Возникла задача не просто освоить новые технологии, но и научиться эффективно соединять их с наработанным педагогическим опытом. Мы изучили возможности и преимущества подобных устройств, ознакомились со способами управления всеми инструментами интерактивной доски и использования готового интерактивного материала, получили навыки самостоятельной подготовки слайдов для занятий с интерактивной доской в процессе самообразования (вэбинары, изучение тематических сайтов). Все возможные онлайн конференции, конкурсы и семинары помогают нам не только набирать опыт, но и транслировать свои наработки коллегам, как в России, так и за рубежом. Это очень ценно для планирования дальнейшей деятельности.
С использование интерактивного оборудования в образовательном процессе нашего детского сада появилась прекрасная возможность оживить и разнообразить образовательные ситуации. Используя такую доску, мы смогли сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Повысилась эффективность образовательной деятельности за счет наглядности изучаемого материала, возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения, моделирования, конструирования, эксперимента. Педагог всегда в центре внимания своих воспитанников, смотрит на них, говорит с ними, и в то же время демонстрирует свои материалы, управляя компьютером, находясь с детьми в постоянном контакте. Я считаю, что этому нужно учиться и другим педагогам.
На ровне с воспитателем ИКТ-технологии также должны осваивать и его воспитанники. Чему же должен научить детей педагог? В первую очередь, он должен обучая развивать, т. е. не только насытить знаниями, но и научить ребенка ориентироваться в информационном пространстве, которое очень велико.
Подводя итог, можно сказать, что современный мир больше не может обойтись без ИКТ-технологий, т. к. эти технологии упрощают жизнь людей, делая их мобильнее и более гибкими. А всевозможные курсы, интернет сообщества и т. п. делают процесс освоения намного интереснее и разнообразнее. Сам образовательный процесс, в который включены интерактивные технологии, наиболее интересен для детей.