Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Виталия Валентиновича Бианки".
ИКТ – компетентность как средство формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС
Методическое объединение учителей
физико-математического цикла
Учитель информатики
МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки»
Антипова Алёна Геннадьевна
февраль 2017 г.
г. Бийск
Человек образованный — тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Условия возникновения
Понятие о государственных образовательных стандартах (ГОС) в Российской Федерации появилось в 1992 году, когда был принят Федеральный закон об образовании.
Принятый ФГОС основного общего образования нового поколения разрабатывался в 2002-2003 гг. В нём на первое место в учебном процессе выдвинулось развитие учащихся как творческих личностей. В новом документе общие понятия и размытые формулировки заменили конкретные требования к процессу обучения и навыкам, которые должны были получить ученики. Для более эффективного достижения этих целей в своде новых стандартов были введены новые формы обучения. Позднее в действующий ФГОС вносились изменения и дополнения. (Источник: http://www.menobr.ru/article/60080-qqq-16-m7-fgos-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami-2016)
Педагог готов к работе по новым государственным образовательным стандартам, если: Знает, что такое УУД, владеет методами определения уровня их сформированности, знает, как они формируются. Знает, какие УУД могут и должны быть сформированы у ученика определённого возраста вообще и с помощью преподаваемого учебного предмета в частности. Знает, на какой уровень сформированности УУД необходимо выйти в конце учебного года. Знает алгоритмы и способы УУД и владеет ими. Знает, какие типы заданий работают на развитие УУД. Может подобрать задания на формирование УУД для каждого урока, в рамках любой темы. (Источник: http://www.menobr.ru/vvedenie-fgos)
ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г., рег. номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)». В "Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015" обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОСООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.
Это значит, что дети должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.
Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
Актуальность опыта.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.
Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы общего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Цели опыта
Апробация эффективной модели процесса использования ИКТ - компетентности обучающихся, как средства формирования УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в условиях ФГОС.
Сказанное выше определило проблему исследования, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий школьников, в частности влияние использования ИКТ - компетентности обучающихся на формирование УУД.
Проблема определила цель работы: раскрыть потенциал использования ИКТ компетентности школьников для формирования универсальных учебных действий и возможности реализации их в учебной и внеклассной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
изучение и обобщение педагогического опыта;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
анализ результатов ученической деятельности;
устный и письменный опрос учащихся;
тестирование;
анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности использования ИКТ компетентности, как средства формирования УУД в условиях ФГОС школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
Ведущая педагогическая идея опыта.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности как в средней , так и в старшей школе.
Теоретическая база опыта.
Переход к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить эти тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике, использовать ИКТ компетентность для формирования УУД в рамках ФГОС. В чем заключается роль современной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. Эта концепция призвана конкретизировать требования к результатам ОО и дополнить традиционное содержание образовательных программ. Её основателями считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством А.Г.Асмолова.
Проблема работы школьников с глобальными информационными массивами рассматривалась в течении многих лет: Е. С. Полат, А. А. Гин, Зотова Н. К., Куксин А. В., В. М. Шейман, А. М. Хайт, Сиденко А. С., Зиммель., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З. И, А. В. Худякова, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шаталов, Гомулина Н. Н., Кавтрев А., Ф. С. Зайцев, Боревский Л. Я., Дик Ю. И., Хуторской А. В., Собенина Е. С., Кожухова М. Ю.
Работы данных исследователей явились методологической основой предлагаемого опыта.
Немного теории.
Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Формирование УУД на уроках информатики.
В свете модернизации российского образования к учебному процессу предъявляются новые требования. Теперь перед школой стоит задача формирования личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяющегося уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Виды УУД
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Рассмотрим различные педагогические технологии для формирования УУД на уроках информатики:
Педагогические технологии | Приоритетные виды формируемых УУД |
Технология проектного обучения. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Технология проблемного изложения учебного материала. | Познавательные УУД. |
Технология исследовательской деятельности. | Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Технология развития критического мышления. | Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. |
Технология модульного обучения. | Познавательные УУД. Регулятивные УУД. |
Кейс – технология. | Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. |
Технология учебной игры. | Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. |
На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей «Учить ученика учиться в общении».
Форма сотрудничества | Основные составляющие сотрудничества | Формируемые УУД (в приоритете) |
Учебное сотрудничество | Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы Обмен способами действия Взаимопонимание Общение Планирование общих способов работы Рефлексия | Коммуникативные |
Совместная деятельность | Совместная постановка целей работы Совместное определение способов выполнения работы Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы Понимание и учет позиции других участников выполнения работы | Личностные Регулятивные |
Разновозрастное сотрудничество | Работа с позиции учителя по отношению к другому Опробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов действий | Коммуникативные |
Проектная деятельность (как форма сотрудничества) | Распределение обязанностей Оценка ответа товарища Следование правилам работы в группе Переход с позиции обучаемого на обучающегося Выработка индивидуальных стилей сотрудничества | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные |
Дискуссия | Формирование собственной точки зрения Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов с последующим получением сведений о взглядах на проблемы | Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные |
Учебное доказательство | Выдвижение тезиса (утверждения) Предоставление аргументов Вывод умозаключений | Познавательные Коммуникативные |
Рефлексия | Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными Анализ наличия способов и средств выполнения задачи Оценка своей готовности к решению проблемы Самостоятельный поиск недостающей информации | Все виды УУД |
Личностные универсальные учебные действия
действие смыслообразования (интерес, мотивация);
действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
формирование желания выполнять учебные действия;
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Запишите с помощью римских цифр дату своего рождения в формате 12 15 1997 | Личностные УУД Мотивация учения - развитие интереса к информатике, положительное отношение к процессу познания. |
Запишите с помощью вавилонских цифр дату рождения: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Дату полета первого космонавта в космос И т.д. | Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны |
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
· адекватно воспринимать оценку учителя
· различать способ и результат действия
· вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
· проявлять познавательную инициативу
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получит возможность для формирования действий:
· выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
· осознание качества и уровня усвоения.
Работа в парах Что такое кодирование информации? Какие виды кодирования вы знаете? В чем отличие числового и графического кодирования? Что такое алфавит? | Регулятивные УУД Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения. Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоения результата. |
Взаимопроверка Задание 1 ученику: Запиши числа, используя римские цифры: 45, 72, 51, 64, 81 Задание 2 ученику: Продолжи ряд чисел: III, VI, IX … I, II, IV, V, VII, VIII… | Регулятивные УУД Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий) Планирование: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата |
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;
организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев;
использовать знаково-символические средства;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Примером таких заданий являются задания:
Информация о движении поезда представлена в виде схемы. Представьте эту же информацию в виде таблицы:
ст. Зимняя; 10.47.
ст. Весенняя; 10.47, 10.48.
ст. Летняя; 10.30, 10.32.
ст. Осенняя; 10.22, 10.24
ст. Начальная; 10.14, 10.15.
№ | Название станции | Время прибытия | Время отбытия |
| | | |
| | | |
| | | |
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
аргументировать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, это могут быть уроки – конкурсы, уроки – игры, в которых учащиеся разделяются на команды, а команды выбирают капитанов. Задания связаны с материалом учебника и формируемыми универсальными учебными действиями.
Групповая работа – класс делится на 2 группы. Задание - составить кроссворд по теме урока. Далее группы обмениваются кроссвордами | Коммуникативные УУД Структурирование информации по теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. |
Взаимоопрос Учащиеся по очереди задают друг другу вопрос по теме урока. | Коммуникативные УУД Иинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать ответ товарища, не перебивая. |
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Планируемый личностный результат:
актуализация собственного жизненного опыта, эмоциональных переживаний и воспоминаний, возможность поделиться ими с другими, посмотреть (послушать) на себя со стороны, услышать свой устный рассказ, получить возможность его улучшить, дать послушать другим;
формирование собственного информационного поля, включение в него оцифрованных информационных объектов, в том числе, отражающих собственные мысли и воспоминания, оцифрованных графических (семейные фотографии) и телесных объектов;
удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интересней, убедительней, увлекательней сообщить (показать и рассказать) что-то другому.
Метапредметные результаты включают:
формирование базовых представлений о возможности воспроизведения зафиксированной информации, об именах информационных объектов; первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта.
формирование базовых представлений об универсальности компьютера как информационного устройства (в частности как устройства, использующегося для хранения информации), об общей природе различных информационных объектов, об общем информационном пространстве и личных пространствах.
освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед аудиторией и аргументированной дискуссии.
Планируемый предметный результат:
знакомство с принципами работы различных средств ИКТ; формирование базовых представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) записанной информации; освоение практических навыков работы.
приобретение простейших технических навыков по подключению устройств, и переносу файлов.
приобретение навыка работы с инструментами, позволяющих создавать и редактировать визуальный ряд.
Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. В основу опыта положены принципы педагогической техники, предложенные А. А. Гином:
-принцип деятельности — освоение учеником компетенций преимущественно в форме деятельности;
-принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии, где возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью;
-принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;
-принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения.
Ожидаемые результаты уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения:
1.Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала |
Объект оценки |
Личностных результатов | Метапредметных результатов |
-самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося; -смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; - морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости | -способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; -умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; -умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; -умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; -способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. |
2.Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе |
3.Успешная адаптация и социализация учащихся |
Технология опыта.
Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД на ступени ООО, обеспечивающим его результативность, является ориентация школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять.
Формированию ИКТ- компетентности способствует метод учебного проекта. Это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает:
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.
Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ
Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.
Использование ИКТ компетентности учащихся дает возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.
Широко использую на своих уроках ЕК ЦОР – Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов — это дополнительные программы, презентации, анимированные материалы, интерактивные задания, электронные плакаты. (http://school-collection.edu.ru/)
Обучение учащихся созданию презентаций.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.
Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
Я использую презентации практически на каждом уроке. При изучении нового материала, презентация, благодаря своей наглядности, незаменима для лучшего усвоения материала. Компьютер приходит на помощь с его неограниченными возможностями. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения текста, иллюстраций, фотографий, графиков, диаграмм, схем. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
Применение дистанционного обучения.
Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.
Дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося.
Использование электронных физминуток.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.
Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках я использую физминутки, созданные в программе PowerPoint .
ИКТ-компетентность - фундамент для формирования УУД в современной массовой школе
Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является "активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры". Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата (Г.А. Цукерман). На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе , а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.
При каких условиях, используя ИКТ можно получить устойчивые положительные результаты.
Необходимы следующие условия:
мотивационные (способствующие устойчивым положительным мотивам обучения : интерес, новизна, доступность);
кадровые условия (прохождение курсов, использование Интернет — технологий, учебных электронных программ, информационных и педагогических технологий),
материально-технические условия (свободный доступ в компьютерный класс, наличие компьютера, Интернета и множительной техники дома);
научно-методические условия (свободный доступ в Интернет, наличие учебно-методического комплекса по предмету на электронных носителях);
обязательным условием получения устойчивых результатов является проведение диагностики образовательных и информационных компетенций.
Результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить с помощью положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.
В основе предлагаемых критериев лежат теоретические положения, разработанные к. п. наук С. Зайцевым:
-наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;
-наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;
-переживание учеником субъективного открытия;
-отношение к новому знанию как к личностной ценности.
Формы изучения данного опыта:
Участие в семинарах
Открытые уроки
Доклады на школьных МО
Заключение
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС ООО.
Используемые источники:
1. ИКТ-компетентность как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС. Панина Л.А.( http://obrazovanie.slovarik.org/pedagogicheskie-tehnologii-02/data-id5646)
2. Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам
3. http://www.menobr.ru/article/60080-qqq-16-m7-fgos-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami-2016
4. http://www.menobr.ru/vvedenie-fgos
5. http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/02/06/programma-monitoringa-uud-v-5-klassakh
6. http://wikikurgan.orbitel.ru›…Горбунова_О…КП-2014…4.docx
14