ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе рассматривается ИКТ-компетентность как составляющая компонента внедрения в образовательную практику новых методических и педагогических технологий. Делается акцент на подготовку молодых педагогов в области ИКТ как необходимое условие успешности их профессиональной деятельности.
На современном этапе под влиянием информационно-коммуникационных технологий в обществе происходит «смена труда», принципиально меняется содержание и характер выполняемой трудовой деятельности всех ее участников, что, в свою очередь, требует от человека высокого уровня профессионализма, компетентности, ответственности, инициативности, профессиональной адаптивности, способности к принятию самостоятельных решений. В целом за последние годы ИКТ стали одним из центральных элементов мировой экономики, культуры, образования. При этом для системы образования это означает необходимость такой организации обучения школьников, чтобы они были готовы не только воспринимать и потреблять, но и осмысленно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Не рассматривая все детали необходимости и важности ИКТ-подготовки педагогов с целью использования ИКТ в учебном процессе, не секрет, что классная доска часто пока остается единственным средством обучения. Однако, если мы хотим воспитать человека, самостоятельно и творчески мыслящего, умеющего находить ответы и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические технологии. И в данном случае ИКТ-компетентность становится основой таких технологий. Сегодня очевидно, ещё и то, что преподаватель, который ведет занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной «меловой технологии».
Определяя ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий, мы не должны забывать, что само понятие компетентности является более широким, чем знания или умения. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются индивидом и используются им в определенной конкретной ситуации.
Говоря о перечне умений, входящих в состав базовой ИКТ-компетентности, можно условно разделить их на следующие блоки:
информационный блок, включающий умения поиска, обработки, анализа и представления информации;
блок компьютерной и информационной техники, включающий представления о структуре современного персонального компьютера, способах взаимодействия с другой техникой, умений выбора компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;
блок операционной системы, включающий умения настройки пользовательского интерфейса; работу с файлами и использование стандартных программ, работа с поисковыми системами и т.д.
Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Структура ИКТ-компетентности является многомерной. В качестве показателей ИКТ- компетентности можно выделить:
осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;
готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;
наличие высокого уровня коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога;
готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта;
способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной деятельности;
готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования.
Внедрение информационных технологий в образовательную деятельность представляет собой комплексную научно-педагогическую, социальную и организационную проблему, от решения которой существенно зависит интеллектуальный потенциал ближайшего будущего. Успешное начало реализации приоритетного национального проекта «Образование» ставит на повестку дня качественно новую, нетривиальную задачу – формирование открытой, интегрированной с Интернетом школьной информационной среды на основе компьютерных сетей. Современная школа, по сути, становится своеобразной образовательной интернет-площадкой, существенно раздвигающая горизонты познания.
Таким образом, образование и повышение квалификации работников образования сегодня ставятся в один ряд с другими областями жизни, которые качественно изменяются в результате «информационной революции». При этом нужно отметить, что подготовка учителя-предметника, владеющего навыками работы в компьютерной информационной среде, как и любой процесс в системе образования, требует времени.
Говоря о существующей подготовке педагогов с целью «погружения» их в компьютерную информационную среду, можно лишь с сожалением констатировать, что все происходит по привычному сценарию: обучают в компьютерном классе, предлагают выполнить определенным образом подобранные задания на формальном, репродуктивном уровне. Занятия на курсах переподготовки ориентированы на получение навыков, их формальное воспроизведение и закрепление. А это непременно порождает противоречие между осознанием преимуществ использования компьютерных технологий и отсутствием очевидной связи полученных навыков с решением практических задач, с которыми приходится сталкиваться преподавателю в его предметной области. Как показывает социологическое исследование, 30% прошедших переподготовку в области ИКТ и со стажем свыше 10 лет вообще не используют или используют эпизодически компьютер в своей профессиональной деятельности. Это вполне объяснимо: чем богаче жизненный опыт человека, тем сложнее постигать ему то, что не находит опоры в его прошлом опыте. Поэтому наиболее опытные преподаватели, достигающие высоких результатов при обучении учащихся, основанном на традиционных технологиях обучения, чаще всего при изучении нового ищут прямые аналоги в своем прошлом опыте, что не учитывается должным образом в разработанных для них учебных программах повышения квалификации. Происходит обучение использованию компьютерных технологий как инструментария при выполнении операций по освоению той предметной области, в которой учитель является специалистом. Причем использовать их необходимо, прежде всего, там, где видны очевидные преимущества их применения по сравнению с традиционными методами. Осознав это преимущество, учитель будет пользоваться полученными навыками независимо от наличия или отсутствия внешней мотивации. При существующей материальной базе многих учебных заведений сегодня становится возможным реализовать сеть учебных площадок и организовать учебный процесс по единой схеме, при тесной взаимосвязи с преподавателями разных предметных областей.
При такой организации обучения процесс вовлечения преподавателей в компьютерную информационную среду действительно становится необратимым. ИКТ-компетентный педагог будет использовать компьютер в своей профессиональной деятельности, вовлекая, в свою очередь, и учеников, для которых урок по истине будет решать не только обычную задачу получения знаний, но и развития творческого мышления, поиска, выбора и систематизации нужного материала, чтобы знания, добытые сегодня, были стимулом работы на завтра. Не в этом ли заключается успешность профессиональной деятельности педагога? Определяя успешность как достижение намеченных результатов педагогической деятельности в целом, не стоит забывать о достижении успеха личного, выражающегося в признании и уважении своих коллег и основанного на непрерывном процессе работы учителя над собственной личностью. Хороший учитель всегда учится сам, учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим, учится, когда перенимает опыт других педагогов. Необходимо заметить, что проблема сохранения преемственности и целостности образовательной сферы применима не только по отношению к учащемуся, но и педагогам. При этом культурологический аспект преемственности в образовании взрослых (в контексте передачи опыта от старшего поколения педагогов молодому и характера взаимодействия между ними) претерпевает в условиях информатизации существенные изменения. Парадоксально, но по данным статистики 60% педагогов с опытом работы менее 10 лет и использующих активно ИКТ в своей деятельности регулярно и более успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, при этом процент педагогов названной категории, учащиеся которых имеют хорошие учебные и внеучебные достижения, выше в 1,5 раза. То есть складывается довольно хорошая ситуация, когда молодые педагоги посредством владения ИКТ приобретают опыт намного быстрее и самое главное, готовы данный опыт распространять, становясь, равноправными партнерами с коллегами, имеющими больший педагогический стаж.
Таким образом, ИКТ-компетентность молодого педагога позволяет ему создать условия для расширения возможностей профессионального общения, развития и обмена опытом, признания творческих достижений, позволяет реализовывать эффективные и успешные образовательные практики.