Использование ИКТ
на уроках физики
Использование ИКТ на уроках физики позволяет повысить интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению.
Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ.
Я применяю информационные технологии на уроках физики так же и в следующих направлениях:
- подготовка дидактических материалов для уроков;
- мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
- использую готовые программные продукты по физике;
- используя готовые программы-оболочки.
Постоянно занимаюсь поиском необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; ищу необходимую информацию в Интернете непосредственно на уроке; работаю на уроке с материалами различных Web-сайтов.
Преимущества использования ИКТ
Опыт работы показал, что использование современных ИК-технологий на уроках:
активизирует познавательную деятельность учащихся;
повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
экономит время на объяснение материала;
позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
создаёт комфортность на уроках.
1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.
Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели.
Например, на уроке изучения нового материала демонстрирую видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем демонстрирую анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести опрос учащихся: на экране возникает вопрос по изученной теме – следует ответ учащегося – возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией.
Подобные уроки позволяют отказаться от привычных инструментов в работе мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.
Промежуточные результаты сегодня - это:
1. Использование компьютера, проектора и интерактивной доски.
2. Подготовка презентации к урокам.
3. Тестирование учащихся.
2 Использование компьютерных моделей на уроках физики.
Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
На уроках в 9 классе используются модели по механике, в 10 классе по молекулярной физике, газовым законам, термодинамике.
Промежуточные результаты сегодня - это:
1. Создана база компьютерных моделей по определенным темам.
2. Модели используются на уроках.
3 Использование компьютерной измерительной лаборатории.
Лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Комплекс L-микро с широкими измерительными возможностями предлагает «Росучприбор». Он состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся.
4. Цифровые образовательные ресурсы
Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.
На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7 – 9 классы» Дрофа «Физика 10 – 11 классы» Просвещение, «Виртуальная физическая лаборатория» и другие. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы 10 – 11 классов содержат электронные учебники видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.
5 Использование Интернет - ресурсов
Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.
Интернет - учебная, справочная информация
Интернет - ЕГЭ
Интернет - практикумы, урок
Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.
Такой список может находиться на специальном стенде в кабинете. Полезно и самих учащихся постепенно подключить к работе по составлению небольших аннотаций, тематически соответствующих изучаемому на уроках материалу.
Интернет-ресурсы которые использую в своей работе:
«Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/),
фестиваль «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),
официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/),
ФИПИ (http://www.fipi.ru/),
«Единая коллекция образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Электронные образовательные ресурсы нового поколения ЭОР НП http://fcior.edu.ru
и многие другие.
Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ.
6 Проектная деятельность учащихся.
Учебный проект- это совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат. Продуктом проектной деятельности является доклад, плакат, модель, рисунок, информация, презентация.
Проектная деятельность воспитывает и развивает: самостоятельность в проявлениях (в паре, группе, индивидуально); умение выслушать других; умение высказать свое мнение; коммуникативность и заинтересованность в достижении цели; умение научиться понимать и выражать себя.
Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке домашних проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Учитель ставит пред учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, учитель же оцениваю конечный результат. Важно чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.
Промежуточные результаты сегодня: участие в конкурсах, исследовательских проектах.
7. Дистанционное обучение
Современные технологии позволяют организовать дистанционную форму обучения. Дистанционное обучение (ДО) - это обучение, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение дает возможность ученику самому получать требуемые знания.
От традиционных форм обучения ДО отличают следующие характерные черты:
-появляется возможность заниматься в удобное для себя время, в подходящем темпе и месте. При этом продолжительность освоения курса может варьироваться;
-обучаемый может осваивать данный курс одновременно с основным обучением или главной профессиональной деятельностью;
-возможность формирования индивидуального учебного плана из набора отдельных курсов;
-учащийся может одновременно обращаться к самым различным источникам информации(библиотекам и базам данных, электронным и обычным пособиям). С помощью Интернета возможно общение как с преподавателем, так и с другим обучаемым. Разумеется, возможен и личный контакт;
-эффективно используется как время обучаемого, так и время преподавателя. Снижаются требования к учебным площадям и их эксплуатации;
-применение новейших информационных технологий способствует продвижению и адаптации человека в современном информационном обществе;
-ДО дает равные возможности получения разнообразно образования вне ограничений места проживания, состояния здоровья и других особенностей.
Эффективность ДО, впрочем, как и традиционного обучения, зависит от качества используемых учебных материалов и мастерства педагогов. Однако при организации ДО следует обратить внимание на следующие моменты:
-в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика;
-необходимо, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел работать с этой информацией, используя различные способы познавательной деятельности, обладал необходимыми приемами работы с компьютером и в сети Интернет;
-самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, предусматривающую применение полученных
знаний для решения разнообразных проблем окружающей действительности;
-организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, соответствующих данной форме обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика. Наиболее удачны в этом отношении обучение в малых группах, метод проектов, исследовательские, проблемные методы; подробный конспект занятия с необходимым материалом -необычные сведения, вопросы, творческие задания;
-перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия;
-перечень видов деятельности самого дистантного педагога;
-перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на веб-сайты, собственные веб-квесты, тексты, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM).
Промежуточные результаты сегодня:
- на сегодняшний день действует сайт http://sabinina-m.narod.ru , на котором будет в дальнейшем располагаться вся информация по этому проекту;
- проведение дистанционных олимпиад по физике на базе персонального сайта;
- использование электронной переписки (e-mail) для консультаций и рецензирования научных проектов учащихся, тестирование и самостоятельная подготовка к ЕГЭ и олимпиадам;
- размещение материалов для подготовки к урокам, олимпиадам, научным проектам на страницах сайта.
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.
Модель учебного процесса, в которой используются возможности новых информационных технологий, позволяет эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности.
Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, но дает возможность более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедийных курсов помогает учащимся вникнуть более детально в те физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
Педагогическая эффективность использования программных сред зависит не только от самих электронных средств, но и от подготовки учителей для работы с ними, от наличия оборудования в школе.
Учитель физики Галицын Н. Г.