СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "ИКТ на уроках гографии и во внеурочной деятельности, направленные на развитие потенциала одаренных детей".  

Просмотр содержимого документа
«ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Долгополова Оксана Владимировна, учитель географии

МБУ «Школа № 43»


« В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский


Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования второго поколения является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, стимулировать творческую деятельность одаренных детей - задачи, которые стоят перед современным учителем.

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

По мере совершенствования технических характеристик компьютера, усложнения про­граммного обеспечения и расширения дидакти­ческих возможностей его место в процессе обу­чения одарённых детей становится всё более значимым. Компью­терные технологии позволяют строить учебную деятельность в режиме диало­га, реализовать индивидуальное обучение с учётом, как возможностей, так и потребностей уча­щегося, учитывается персональный темп, интересы таких детей.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках и во внеурочной деятельности не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:


  • повышает мотивацию учащихся к учению;

  • активизирует познавательную деятельность;

  • развивает мышление и творческие способности ребенка;

  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Вариативность использования средств ИКТ очень велика. Это выборочное использование дополни­тельного материала; применение тренинговых программ, диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоя­тельных и творческих заданий при помощи ком­пьютера, а также игровых и занимательных программ развиваю­щего или обучающего характера. Одарённый ребёнок больше требует внимания. Помимо традиционных знаний одарённому ребёнку необходим дополнительный материал.

На уроках географии я использую мультимедиа диски при объяснении материала, проверке знаний по курсу (практические работы и тесты), а также в качестве справочника. Диски позволяют в доступной, яркой, наглядной форме предоствить учащимся теоретический материал.

Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. В моем кабинете имеется особая категория медиаобъектов – интерактивные карты. Такие карты имеют ряд преимуществ:

  • возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения;

  • возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты;

  • возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.

При изучении географии Самарской области в 8-9 классах использую видеохрестоматии «Первые исследователи Самарской Луки», «Геологические страницы Самарской Луки», «Путешествие к плиозавру», «На излучине веков». К видеофрагментам подбираю разноуровневые вопросы и задания, направленные на привлечение дополнительной информации, ориентированы на углублённое изучение курса.

Создаю авторские презентации в программе Power Point, а также пользуюсь презентациями коллег в сети Интернет. Особое внимание уделяю индивидуальным, творческим заданиям для детей, интересующихся географией, в ходе которых они, при помощи компьютера, не только исследуют проблему, но и учатся презентовать полученные данные. Результатом этого является неоднократное участие ребят в городском конкурсе поисково-исследовательских работ «Моя малая Родина – Тольятти».

Во внеурочное время вместе с ребятами создаем буклеты в программе Microsoft Publisher на различную тематику, например, «Экологическая ситуация в России, Самарской области, Тольятти» и проводим в рамках недели естественных наук конкурс этих буклетов.

На разных этапах урока использую ЦОР. Работу с ЦОРами я организую следующим образом для фронтальной работы с классом (при изучении нового материала, его закреплении), а также для индивидуальной работы учеников во время урока. Например, во время устного опроса учеников по домашнему заданию по очереди один, два ученика могут поработать за компьютером с предложенным цифровым ресурсом. При проведении уроков стараюсь дать возможность индивидуально поработать с ресурсами разным учащимся. Также рекомендую ЦОРы для домашней работы всем школьникам.

Использование ЦОР формирует у учащихся мышление высокого уровня. Например, использование модели «Происхождение озер» позволит ученику не только проанализировать и сопоставить процессы образования озерных котловин, а также найти сходные черты и различия в этих процессах. Это приводит к тому, что ученик при обучении будет использовать не просто способности своей памяти, но и аналитическое мышление, сопоставление, анализ.

Использование ЦОР развивает у учащихся воображение и качества мышления формирующие креативность. Например, использование интерактивной схемы «Речная система» формирует пространственное воображение. Ведь школьникам 6 класса достаточно сложно ориентироваться в таких понятиях как исток реки, правый и левый берега реки, верхнее и нижнее течение.

Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

На уроках обобщающего повторения и во внеклассной работе я использую электронное приложение «География. Дидактические и развивающиеся игры 6-11 классы». Все эти игры можно проводить как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Игра повышает активность учащихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения: есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, что стимулирует учеников к творческому поиску.

Участие в сетевых телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, фестивалях на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми.

Вместе с ребятами 7-11 классов неоднократно участвовали в городском дистанционном образовательном проекте «Экоград», в Международном образовательном проекте «Home. Свидание с планетой», в Международной Интернет Олимпиаде «Экология и энергетика», в областной заочной викторине «Мой край - Самарская Лука».

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.

В заключении своего выступления хотелось бы вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который говорил: «Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке». А ведь для нас это главное!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!