СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ на уроках музыки. Создание цифрового продукта как способ развития творческой компетентности на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках музыки. Создание цифрового продукта как способ развития творческой компетентности на уроках музыки»

Лосева Наталья Александровна, учитель музыки МОУ гимназия №1 г. Мончегорска Создание цифрового образовательного продукта как способ развития творческой компетентности на уроках музыки.

Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного гражданина, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в этом свете, особенно важным видится повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.

Современные социологические опросы показывают, что музыка занимает одно из первых мест в сфере интересов современной молодежи. Однако проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится места шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. В связи с этим, явно видна необходимость усиления работы в направлении формирования музыкальной культуры подрастающего поколения с помощью массового музыкального образование, которое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательной школе и охватывает всех без исключения детей и подростков. Музыкальное образование способствует формированию эстетических чувств, сознания, потребностей, вкуса, ощущению и осознанию красоты и гармонии в искусстве и жизни. С музыкальным образованием каждой личности и общества в целом все чаще связывают перспективы духовного развития народа, повышения его культурного уровня, возрождения национальных традиций, развития интереса к народному искусству.

Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, «поп», «диско», и другие, сугубо развлекательные, направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков. Возможно, это происходит оттого, что  музыкальная педагогика уделяет мало внимания формированию музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде. А учёт этого фактора мог бы послужить важной причиной для возникновения интереса учащихся к музыкальному образованию.
В последнее время всё большее влияние на развитие школьного музыкального образования стали оказывать компьютерные мультимедийные технологии, поскольку одной из обширных областей применения достижений технологий мультимедиа в образовательном процессе является обучение дисциплинам художественно-эстетического цикла, в учебных материалах которых значительное место занимают музыка, иллюстрации, видеоизображения. Компьютерная среда, создаваемая с помощью мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления, а также обеспечивает возможность в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. ТСО очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре.

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.

В своей работе я имею возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так я получаю результат – самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести детей на иной путь реализации практических навыков – творческий.

Одним из способов развития творческой компетентности у учащихся является создание цифрового образовательного продукта, используя программы Power Point и Movie Maker . В программе Power Point учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю и ученикам иллюстрировать свой рассказ. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с использованием программы “Энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Шедевры музыки” знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание, знакомят с историческим памятникам древнего мира и современного искусства. Презентации могут широко использоваться на уроках музыки в 5-8-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю и ученику поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

При изучении темы “М.П. Мусоргский. Оперное творчество композитора. Разбор оперы "Борис Годунов” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить либретто оперы и изучить состав (разобрать её на оперные формы). Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле в теме “Венская классическая школа” на уроке “В.А. Моцарт. Оперное творчество композитора” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.

При работе над темой «Современная музыка» (8 класс) ребятам дается задание подготовить презентацию о любом современном исполнителе и стиле в котором он работает. Используя программу Movie Maker, создать видеоклип к одной из композиций. Работая над клипом учащимся необходимо проанализировать музыкальный материал и текст песни и подобрать подходящие в единой сюжетной линии зрительные образы (картинки, фотографии и т.д.).

Применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует

  • личностному развитию учащихся;

  • повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;

  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

  • изменению самооценки учащихся;

  • воспитанию активности и самостоятельности;

  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

  • созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

  • Развитию творческой компетентности учащихся.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!