Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Осознание своей значимости в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными ценностями.
В настоящее время владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, одна из важных задач – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Бесспорными помощником в решении этих задач является Информационно-коммуникационные технологии.
Понятие коммуникационных и информационных технологий Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ.
Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – технологии, основная задача которых заключается в обеспечении фиксации информации, ее обработки, передачи, распространении и раскрытии. ИКТ подразумевает под собой методы и программно-технологические средства, которые позволяют в значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации.
ИКТ включают в себя компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
Они делятся на три группы:
1. Сберегающие – технологии, которые призваны хранить данные.
2. Рационализирующие – автоматические системы поиска и заказов.
3. Творческие – технологии, которые с помощью которых человек включается в активную работу с информацией.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:
сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.
экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Достоинства внедрения информационных технологий
повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
возможность компьютерного моделирования объектов и явлений;
возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач;
организация индивидуальной работы школьников;
повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных эффектов;
развитие наглядно – образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
формирование навыков работы с информацией, способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
развитие познавательной самостоятельности и творчества школьников;
оцениванию подлежат все учебные действия учащегося;
предполагается постоянный возврат к пройденному материалу.
Недостатки внедрения
информационных технологий
долгое пребывание за компьютером отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащегося;
при конструировании процесса обучения сложно разработать гибкий путь оказания помощи и поддержки учащемуся при освоении учебной темы;
уменьшается возможность непосредственного контакта между учителем и учеником;
беспристрастность оценивания снижает личностную мотивацию учащегося;
требуют дополнительных затрат, с целью приобретения вычислительных средств и программного обеспечения;
постоянное обновление информационных технологий;
использование ИКТ зависит от человеческого фактора;
требует от учителя на подготовку к уроку больших временных затрат.