Использование интерактивного стола SMART в работе педагога-психолога в ДОУ
Уважаемые коллеги!
Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологий невозможно. Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так как такая интеграция способствует эффективному решению проблемы поиска баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные технологии.
Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки.
Благодаря тому, что наш детский сад, является базовой (опорной) площадкой по реализации проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», у нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду ДОУ при помощи современных информационных средств. Одним из этих средств является интерактивный стол SMART Table, который делает обучение креативным и интересным. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым.
Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков.
Сегодня Multitouch (мультитач) технологии стали частью нашей жизни и воспитанники детского сада с естественным любопытством подходят к первым multitouch интерактивным столам SMART Table, потому, что они знают – это нечто особенное и интересное. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, как мы знаем, залог успеха любой деятельности. Мы увидели, что дети стеснительные, в обычной обстановке сторонящиеся коллектива сверстников, стали более свободными, раскрепощенными, испытывают удовольствие от работы, а иногда даже проявляют признаки лидерства в групповых заданиях
Имея уникальные обучающие свойства, интерактивный стол SMART Table подходит всем детям, включая детей с особыми потребностями.
Программное обеспечение SMARTTableToolkit включает восемь интерактивных приложений
— Многовариантный вопрос – дети отвечают на вопросы, перетаскивая изображение;
— Горячие точки – дети отмечают части диаграммы, перетаскивая надписи на свои места;
— Сортировка по группам – дети распределяют понятия по группам;
— Рисование – дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами;
— Мультимедиа – дети перетаскивают фото и видеофайлы и меняют их размер;
— Сложение – воспитанники вместе решают примеры;
— Паззл – обучающиеся вместе складывают паззл;
— Сложение Плюс – решают математические примеры, используя визуальные объекты.
Каждое приложение позволяет организовать работу над материалом определенным образом
В работе педагога в ДОУ используются при этом любые исходные графические материалы, изображения, видеофайлы и т.д., что позволяет создавать собственные цифровые материалы. Установив на своем компьютере или ноутбуке программное обеспечение SMARTTableToolkit педагог получает возможность выбирать необходимые для обучения интерактивные приложения, создавать и редактировать материалы, действуя по понятному и наглядному алгоритму. Кроме графических материалов педагог может создавать различные фоны, звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения заданий.
Второй большой плюс работы на интерактивном столе – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями.
Например: в приложении «Рисование» можно использовать традиционные психологические методы для развития чувства взаимопонимания, так мною проводится игра «Продолжи рисунок», когда один ребенок начинает рисовать, а другие дети должны понять что он задумал и закончить рисунок. На столе это задание приобретает другой смысл и форму.
Посредством наблюдения педагог может получить ценную информацию о личностных особенностях ребенка, его коммуникативных умениях.
Панель настройки позволяет педагогу выбрать количество воспитанников, которые одновременно смогут работать над заданием (до 8 человек), настроить громкость и ориентацию чувствительной поверхности, перейти к работе с другими приложениями.
Пример из проведенного нами занятия:
Тема НОД «Август хлебосольный», для детей старшей к школе группы.
Целью деятельности стало формирование у старших дошкольников умений работать в паре через сплочение детского коллектива.
На данной НОД были поставлены следующие задачи:
Задачи воспитания: воспитывать представление о прекрасном в окружающем мире; воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Задачи развития: развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу; развивать умения и навыки индивидуальной, групповой работы; развивать воображение; память, мышление, развивать речь, развивать мелкую моторику; способствовать снятию мышечного напряжения.
Задачи образования: расширять кругозор и словарный запас детей в области сезонных изменений в природе (о лете); расширять и уточнять знания детей о фруктах и овощах; развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой
В ходе НОД использовались приложения, в которых содержались следующие игровые, развивающие задания:
Задание «Ассоциация», направленная на формирование умения работать в паре, развитие ассоциативного мышления, развитие общего запаса знаний об окружающем мире через образовательную область Познание и Коммуникация. Дети выбирают картинки, которые у них ассоциируются с августом, потом объясняют, почему они выбрали ту или иную картинку (параллельно идет работа над развитием речи).
Задание «Разбери по корзинам»
Целью данного упражнения явилось развитие операций мышления – классификация и обобщение через образовательную область Познание.
Суть данного упражнения: распределить по корзинам картинки с изображением фруктов и овощей.
Игра «Кастрюля» для развития операций мышления. Была создана проблемная ситуация, поставлен вопрос: «Какое блюдо получится, если положить в него эти овощи?».
Былоотмечено, что дети работают общаясь, развивая свои коммуникативные качества, процессы социальной адаптивности. Такой подход позволяет нам говорить об успешном переходе к открытым системам образования, которые обеспечивают не столько индивидуализацию, сколько персонализацию образования. Обновление содержания дошкольного образования при этом достигается тем, что ребенок получает возможность выстроить образование под себя и двигаться по собственной индивидуальной образовательной траектории.
Мы переходим к открытым системам образования, обеспечивающим не просто индивидуализацию, а персонализацию образования, когда содержание и вся система дают возможность каждому человеку, каждой семье, каждому ребёнку выстраивать образование под себя, двигаться по своей образовательной траектории.
Кроме образовательной и развивающей направленности можно использовать интерактивный стол как средство коррекции эмоциональной сферы детей, например при снятии тревожности.
С приложением «Рисование», работаем как с арттерапевтической техникой, с музыкальным сопровождением.
Очень хорошо стол развивает моторику руки. Он может считывать одновременно до сорока касаний.
Конечно, мы только делаем первые шаги в освоении SMART Table и остается еще одна важная проблема – это подготовка специалистов, готовых учить детей ИКТ. Мы готовы к обучению и освоению новых технологий.