Школа VIII вида» |
Аналитическая справка по использованию ИКТ в логокоррекционной работе |
Анализ
учителя-логопеда ИКТ в логокоррекционной работе
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ . В 2010 году кабинет логопеда был оснащён компьютером.
Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.
За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:
Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:
Компьютерные логопедические программы
№ п/п | Наименование программы |
1 | Баба-Яга учится читать. |
2 | Azbuka Pro |
3 | Репка. Как мышонок читать учился. |
4 | Читаем сами. |
5 | Я учусь читать слова. |
6 | Обучение грамоте. |
7 | Письмо. Соединение букв. |
8 | Учимся писать. |
9 | Учимся писать буквы. |
10 | Слова на букву. |
11 | Знакомимся с буками. |
12 | Учим буквы. |
13 | Весёлые игры для развития речи и слуха. |
14 | Учимся говорить правильно 1. |
15 | Учимся говорить правильно 2. |
16 | Звук [с]. |
17 | Звук [з]. |
18 | Звук [р]. |
19 | Трудные звуки (аудиапрограмма). |
20 | Логопедические распевки. Автор: Овчинникова Т.С. |
21 | Детские песенки. |
22 | Тренируем память. |
23 | Коррекция психических процессов для детей 5-6 лет. |
24 | Коррекция психических процессов для детей 6-7 лет. |
25 | Коррекция психических процессов для детей 7-9 лет. |
26 | Лучшая азбука в стране букв. |
Особенный интерес для учителя-логопеда представляет программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», авторы - Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко. Используя эту программу в легкой, веселой и ненавязчивой форме обучаю ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Знакомлю детей с основами письменной речи, учу устанавливать связь буквы и звука, формирую навыки чтения. Увлекательные задания программы помогают мне расширять кругозор, увеличивать словарный запас, развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Большое значение в изучении алфавита русского языка, развитии навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слогообразования и построения предложений имеет обучающая компьютерная программа «Баба-яга учится читать». Благодаря использованию данной программы формирую у детей с интеллектуальным недоразвитием навыки чтения и речи на русском языке, развиваю наблюдательность, тренирую зрительную память. В ходе совместной работы по программе «Баба-яга учится читать» ребёнок запоминает алфавит, расширяет свой кругозор, изучая одновременно с буквами и словами различные предметы и явления. В программе имеется 10 игровых обучающих и развивающих заданий; множество сказочных персонажей; азбука в стихах; частушки про буквы; красочная мультипликация и анимация; качественный звук; вся навигация в игре осуществляется с помощью мышки.
Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы:
Компьютерные презентации
№ п/п | Наименование презентации |
1 | Учимся читать по слогам. |
2 | Развиваем навык чтения. |
3 | Скорость чтения. |
4 | Звукослоговой анализ слов. |
5 | Буквы. |
6 | Буквы в «живых» картинках. |
7 | Тру-ля-ля. |
8 | Артикуляционная гимнастика для звука [с]. |
9 | Буква Е. |
10 | Буква Я. |
11 | Звук и буква И. |
12 | Буква Ю. |
13 | Звук и буква У. |
14 | Звук и буква Э. |
15 | Звук и буква А. |
16 | Звук и буква О. |
17 | Звук и буква Ы. |
18 | Дифференциация Ш-Ж. |
19 | Различай звуки [ш]-[ж]. |
20 | Различай звуки [с]-[ц]. |
21 | Различай звуки [щ]-[с']. |
22 | Различаем звуки [л]-[р]. |
23 | Автоматизация звука [ж] в предложениях и тексте. |
24 | Приключения пчёлки Жужу. |
25 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ж]. |
26 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ж] в предложениях. |
27 | Фонетические рассказы. Звук [з]. |
28 | Фонетические рассказы. Звук [ц]. |
29 | Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях. |
30 | Звук [ш]. |
31 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ш]. |
32 | Обобщённые слова при автоматизации звука [ш]. |
33 | Развитие мелкой моторики при автоматизации шипящих. |
34 | Лабиринт на [л]. |
35 | Образование множественного числа существительных при автоматизации звука [л]. |
36 | Развитие памяти при автоматизации звука [л] в закрытом слоге. |
37 | Развитие памяти при автоматизации звука [л] в словах. |
38 | Фонетические рассказы. Звук [л]. |
39 | Артикуляционная гимнастика и автоматизация звука [р] в слогах. |
40 | Развитие памяти при автоматизации звука [р] в обратном слоге. |
41 | Развитие памяти при автоматизации звука [р] в словах. |
42 | Развитие памяти при автоматизации звука [р] в предложениях. |
43 | Автоматизация звука [р] в словах. |
44 | Автоматизация звука [р] в предложениях и тексте. |
45 | Автоматизация звука [р] в связной речи. |
46 | Образование множественного числа существительных при автоматизации звука [р]. |
47 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [р]. |
48 | Звуки [б], [б'], буква Бб. |
49 | Звуки [г], [г'], буква Гг. |
50 | Звуки [в], [в'], буква Вв. |
51 | Звуки [д], [д'], буква Дд. |
52 | Звуки [т], [т'], буква Тт. |
53 | Звуки [н], [н'], буква Нн. |
54 | Звуки [х], [х'], буква Хх. |
55 | Звук и буква Сс. |
56 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [c]. |
57 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [c] в словах, предложениях и тексте. |
58 | Обобщение при автоматизации звука [с]. |
59 | Автоматизация звука [c] в словах, предложениях и тексте. |
60 | Звуковой и слоговой анализ при автоматизации звука [ч]. |
61 | Бабочки. На развитие дыхания. |
62 | Формирование слоговой структуры слова 1. |
63 | Формирование слоговой структуры слова 2. |
64 | Антонимы (6 презентаций). |
65 | Звукоподражания. Кап-куп. |
66 | Учим глаголы (2 презентации). |
67 | Называем игрушки. |
68 | Слова-предлоги. |
69 | Развитие речи 1. |
70 | Развитие речи 2. |
71 | Составление рассказа по опорным словам. |
72 | Составление рассказа на тему «Транспорт». |
Мультимедийные презентации позволялили привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Презентационные материалы применяю для:
развития речевого дыхания;
автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия,
развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи и познавательных способностей и т.д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
С помощью мультимедийных презентаций провожу физминутки и зрительную гимнастику.
Использую мультимедийные презентации на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.
Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.
Использую задания для коррекции письменной речи в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.
Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.
Использую аудиапрограммы:
Использую данную программу для автоматизации и дифференциации звуков речи. Работу начинаю с простейших чистоговорок и заканчиваю сложными по интонации, содержанию и речевому материалу песнями. Каждый музыкальный раздел программы завершается стихотворениями для проговаривания, которые применяю как своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции.
С помощью упражнений и заданий данной аудиапрограммы
автоматизирую поставленные звуки: Р, Л, Ж, Ш, Ч, Щ, С, 3, Ц с помощью чистоговорок и скороговорок.
Использую для коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.
Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
Регулярно использую в работе интернет-ресурсы.
Имею диск со справочной, учебной, методической литературой по логопедии, на котором содержится около 600 источников.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.