Просмотр содержимого документа
«ИКТ в преподавании физики»
ИКТ в преподавании физики
Выполнила: Невоструева Вика Николаевна
Учитель физики МБОУ «Кезской СОШ №1»
п.Кез, 2022 год
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Создание условий по отношению к учебно-воспитательному процессу по физике означает прежде всего кардинальное обновление учебно-материальной базы. Кабинеты физики должны быть оснащены оборудованием, которое в полной мере сможет обеспечить доступ педагогов и учащихся к электронным образовательным ресурсам. Это компьютеры для педагога и учащихся, объединенные в сеть с доступом в Интернет, интерактивная доска и соответствующее программное обеспечение.
Перспективные образовательные технологии с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют решить несколько важнейших задач:
- - сокращение времени усвоения учебного материала, что необходимо в связи с тем, что количество учебных часов на изучение курса физики не только не увеличивается, а сокращается, при этом объем самого материала не только не сокращается, но и увеличивается, так, например, в курс 7-9 класса введен раздел «Астрономия»;
- - индивидуализация и дифференциация обучения, учитывающая потребности, возможности и интересы учеников, обеспечивающая усвоение всеми курса физики на базовом уровне, а заинтересованным учащимся значительное расширение учебного материала, включая не только теоретические знания, но и практические умения, и творчество;
- - формирование навыков самообразования, метапредметных и предметных умений, развитие способности применять полученные знания на практике через широкое введение в интерактивный процесс обучения самостоятельной работы учащихся.
- Эффективность обучения с использованием ИКТ в значительной степени зависит от качества ЭОР.
- Педагогическая эффективность разрабатываемых программно-педагогических средств не только от самих ЭОР, но и от подготовки учителей к работе с ними, от наличия соответствующего оборудования (проектора, интерактивной доски).
Компьютерные технологии на уроках физики предполагает:
- использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
- интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
- изменение содержания обучения физики;
- реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;
- разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
- обучения учащихся методом коллективного решения проблем;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- использование электронных таблиц для решения задач;
- проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ;
- подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.
- Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".
- Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
- Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Современные ТСО. К современным ТСО относятся:
- - видеопроекторы;
- - цифровые лаборатории
- - цифровой проектор;
- - персональный компьютер;
- - видеокамера и видеомагнитофон;
- - интерактивная доска
Можно выделить несколько направлений в использовании компьютера.
- Самостоятельное моделирование учителем и учениками разнообразных физических процессов и явлений при помощи программы «Живая физика». Учитель может воспользоваться онлайн сервисами для разработки собственных дидактических материалов. Приведём примеры таких сервисов:
- Онлайн сервис для создания карточек BrainFlips http://www.brainflips.com/ . С помощью сервиса можно изготовить карточки по предмету преподавания и тут же начать работать с ними. Онлайн сервис Flashcard Machine http://www.flashcardmachine.com создан для подготовки дидактических материалов в игровой форме в виде наборов карточек. Онлайн сервис JeopardyLabs http://www.jeopardylabs.com предназначен для генерации тематических викторин. Образовательный сайт Zondle http://www.zondle.com не только предоставляет бесплатные онлайн дидактические игры для начальной и средней школы, но и предлагает учителю проявить творчество, подготовить увлекательные игры по любому из учебных предметов.
- 2. Использование обучающих программ по изучению различных тем школьного курса физики. К таким средствам относятся, например, «Открытая физика». Эти программные обеспечения представляют собой электронные учебники содержащие: материалы для углубленного изучения физики, учебные модели, конспекты, лабораторные работы, разбор типовых задач, итоговые тесты, справочный и методический материал, биографии учёных физиков.
- 3. Использование текстовых и графических редакторов для подготовки и проведения уроков учителями и учениками для оформления результатов своей деятельности. Программное обеспечение компьютера позволяет создать современные электронные учебно-методические материалы.
- Например, информационные технологии, используемые для создания дидактического материала. Для этой цели применяются следующие технологии и программы MS Office:
- графические редакторы Paint,Photoshop;
- текстовый редактор Microsoft Word и табличные данные Microsoft Excel.
- технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
- технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.
- 4. Использование информационных ресурсов электронных энциклопедий и Интернет для поиска необходимой информации при подготовке учителя к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся.
- 5. Использование компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения. Традиционные наглядные пособия могут быть заменены компьютером. Компьютерные программы имитируют физические опыты и моделируют явления, встречающиеся в физических задачах, позволяют создать запоминающую картину.
- 6. Использование, при подготовке и проведении урока, сканера, принтера, ксерокса, цифровой видеотехники. Применение этого дополнительного оборудования позволяет значительно увеличить возможности учителя и учеников создавать, распечатывать и размножать дидактический материал, улучшать его содержание, внешний вид.
Каждый учитель при использовании компьютера для организации учебного процесса должен руководствоваться следующими правилами:
- Создание активной познавательной среды, необходимой для взаимодействия учителя и ученика;
- Продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 минут;
- Проблемное, развивающее содержание компьютерных материалов;
- Компьютерные модели должны содержать свойства реального объекта или явления;
- Сочетание разнообразных технических средств.
Усвоение различных приемов использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся можно выявлять по следующим показателям:
- выход в Интернет, создание своего сайта и возможность информационных обменов с другими образовательными учреждениями.
- поиск информации и участие в электронных конференциях
- возможность дистанционного обучения
- использование на уроках интерактивной доски
- использование электронных учебников
- представление информации с помощью мультимедиа
- использование в учебном и научно-исследовательском процессе специальных программ (Excel, Power Point, Adobe Photoshop, Publisher и др.)
• Умеют производить статистическую обработку фактического материала.
• Умеют создавать графики и диаграммы.
• Умеют обрабатывать карты, рисунки, фотографии, схемы.
• Наносить на них информацию, менять цвета, контуры.
• Реставрировать материалы (фотографии, карты)
• Умеют представлять информацию
• Умеют создавать электронные страницы и представлять их.
Спасибо за внимание!