СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ильина Т.И. Тесты по культуре речи для 8 - 11 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии - 12 тестов по культуре речи для 8 - 11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Ильина Т.И. Тесты по культуре речи для 8 - 11 кл.»

Ильина Т.И., учитель МОУ «Лицей №4»

Русский язык

Тесты по культуре речи (методическое пособие для учащихся

8-11 классов)


Аннотация

Данное методическое пособие представляет собой 10 обучающих и 2 контрольных тестов и заданий по культуре речи. Каждый тест снабжен ответами.

Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи человека.

Главным понятием культуры речи является «норма». Норма – это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения, построения предложений и т.д. Норма имеет объективный характер: она не придумывается никем, она проистекает из законов языка. Норма имеет регламентирующий характер: она предписывает всем носителям литературного языка следовать ей.

Культуре речи учат с раннего детства и возможные ошибки должны изживаться в школе в процессе обучения родному языку. Но, к сожалению, не всегда выпускников школы можно охарактеризовать как людей, умеющих правильно говорить и писать. Это объясняется еще и тем, что, планируя уроки, учитель-словесник не всегда имеет возможность уделять достаточное внимание урокам по культуре речи. Но если такая возможность представится (дополнительные часы по русскому языку, спецкурсы), то данное методическое пособие поможет учителю-словеснику организовать работу по культуре речи с учащимися и проконтролировать степень усвоения материала.

При составлении тестов автор опирался на методические разработки, предназначенные для факультета довузовского образования НГЛУ им.Н.А.Добролюбова (составитель – кандидат филологических наук Е.В.Наумова), и тесты по культуре речи для абитуриентов и студентов-иностранцев, изучающих русский язык, составленные преподавателями кафедры русского языка ЧГУ им.И.Н.Ульянова.





















Тест № 1

Определите, в какой форме должно стоять сказуемое:

А) единственное число

Б) множественное число

В) возможно и единственное, и множественное число


1. Большинство студентов успешно сдал… экзамены.

2. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделал… для летнего отдыха детей.

3. Много детей больн… был… гриппом.

4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…

5. Установлен… три новых мировых рекорда.

6. Ряд мер, направленных на повышение производства, принима…тся администрацией предприятия.

7. Полчаса пролетел… незаметно для нас.

8. На экскурсию поехал… двадцать один ученик.

9. Брат с младшей сестрой возвратил…сь(ся) с прогулки.

10. Все девять спортсменов показал… хорошие результаты.


Подобрать к словам из левого столбца соответствующие по употреблению слова из правого столбца

11. одеть

А) пальто

Б) ребёнка


16.командированный

А) человек

Б) документ

12. объёмная

А) сумка

Б) информация

17. проступок

А) честный

Б) неблаговидный

13. дипломатичная

А) женщина

Б) нота

18. цветовая

А) фотография

Б) гамма

14. дефективные

А) люди

Б) книги

19. экстремальные

А) условия

Б) расходы

15. воинская

А) наука

Б) обязанность

20) сытный

А) человек

Б) обед


Укажите, в каких словах ударение падает:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

21. ку-хон-ный

22. ка-та-лог

23. а-пост-роф

24. на-гнать

25. по-зво-нишь

26. квар-тал

27. до-суг

28. жа-лю-зи

29. раз-ви-та

30. ща-вель


Объясните значение фразеологизмов:

31. Пустить утку.

32. Из пальца высосать.

33. Почивать на лаврах.

34. Ахиллесова пята.

35. Авгиевы конюшни.

Ответы к тесту №1

1-В

2-А

3-В

4-Б

5-Б

6-А

7-А

8-А

9-В

10-Б

11-Б

12-А

13-А

14-А

15-Б

16-А

17-Б

18-Б

19-А

20-Б

21-А

22-В

23-В

24-Б

25-В

26-Б

27-Б

28-В

29-В

30-Б

31-распускать ложные слухи

32-из ничего выдумывать что-либо

33-успокаиваться на достигнутом

34-уязвимое место

35-сильно захламлённое место

















Тест №2

Найти предложения с речевыми ошибками:

1. А. В столице туристы ходили в музеи, театры, кино.

Б. Везде: на улицах, площадях, парках – ощущался приход весны.

В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.


2. А. Я люблю хоккей, бокс и плавать в бассейне.

Б. Таня говорила долго и с большим чувством.

В. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.


Подобрать антоним к слову:

3. идентичный А) тождественный

Б) странный

В) различный


4. тривиальный А) оригинальный

Б) банальный

В) ординарный


Указать слово, в котором ударение падает на первый слог:


5. А) це-мент

Б) ат-лас (ткань)

В) на-ча-та

Г) фор-зац


Выберите из скобок подходящий вариант

6. Для регулярного посещения заведений подобного класса необходимо приобрести (абонент - абонемент).

7. На улице было холодно, и мама (одела - надела) ребёнку тёплую шубу.

8. Редактор прочитал рукопись и внёс в неё некоторые (стилевые - стилистические) поправки.

9. Шкатулка была настолько мала, что трудно было (осмотреть - рассмотреть) надпись.

10. В этом сезоне в моду опять входит (искусный - искусственный) шёлк.

11. Результатам долгих и нелёгких переговоров явилось подписание (договора-договорённости).

12. Суд признал подсудимого (виновным - виноватым) в подделке денег.


Объясните значение следующих слов и подберите к ним синонимы:

13. инцидент

14. апостроф

15. аффект

16. ностальгия

17. альтернатива

18. амбиция

19. консенсус

Объясните значения фразеологизмов:

20. Ударить по карману 21. Вавилонское столпотворение.

22. Взятки гладки. 23. Манна небесная.

24. Ход конём. 25. Дать семь очков вперёд.

26. Нож в спину. 27. Соль земли.

28. Отставной козы барабанщик. 29. С открытым забралом.

Ответы к тесту №2

1-Б

2-А

3-В

4-А

5-Г

6-абонемент

7-одела

8-стилистическая

9-рассмотреть

10-искусственный

11-договора

12-виновным

13-случай

14-надстрочный знак в виде запятой

15-сильное возбуждение

16-тоска по родине

17-необходимость выбора

18-обострённое самолюбие

19-согласие по спорным вопросам

20-причинить денежный ущерб

21-скопление народа

22-нечего взять

23-что-то желанное, необходимое, редкое

24-решительное действие

25-значительное превосходство по достоинству

26-предательское отношение

27-выдающиеся представители народа

28-человек, занимающий низкое положение

29-действовать прямо, открыто, честно























Тест №3

Указать, в каких предложениях допущены речевые ошибки при использовании определений и приложений:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня.

2. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

3. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

4. Все герои имеют свои индивидуальные черты.

5. Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

6. Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

7. Птица какаду жила в доме бабушки много лет.

8. Три соседние здания были построены недавно.

9. Упорные бои шли на реке Висла.

10. Теплоход приближался к острову Кипру.


Указать, в каких словах ударение падает:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

11. но-ва 16. крот-ки (прилагательное)

12. чис-ты 17. мо-за-ич-ный

13. дли-нен 18. не-пра-вы

14. де-фис 19. сто-ляр

15. кед-ро-вый 20. тан-цов-щик


Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки:

21. На уроке он изложил главную суть этой книги.

22. Решимость его выступления удивила всех.

23. Физкультура играла большое значение в его жизни.

24. Он не оплатил за проезд в автобусе.

25. Художник изобразил, как Петр I ведёт войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова.

26. Он почитает Пушкина.

27. Необходимо форсировать строительство фермы.

28. В историческом конкурсе участвовали 50 лучших учеников.


Раскройте скобки, выберите нужное слово среди двух паронимов:

29.В этих лесах очень сильны (болотистые – болотные) испарения.

30. Отец (одел – надел) чистую рубашку.

31. На будущей неделе состоятся соревнования по (конному – конскому) спорту.

32. Один из главных пунктов увеличения производительности труда работников шахты – (бережливое – бережное) отношения к технике.

33. Приборы помогают установить, какие детали являются (бракованными – браковочными).

34. На этом предприятии существуют (выборные – выборочные) должности.

35. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни ленинградской блокады.

36. Размеры (гнезда – гнездовья) аиста не способствует его (скрытости – скрытности).

37. Решением жюри (дипломниками – дипломантами) конкурса частушек признаны коллективы из Рязани.

38. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя.


Ответы к тесту №3

1-Б

2-А

3-А

4-А

5-А

6-А

7-Б

8-А

9-А

10-А

11-Б

12-А

13-А

14-Б

15-Б

16-А

17-В

18-Б

19-Б

20-Б

21. На уроке он изложил суть этой книги (плеоназм-повторение одинакового по значению слова).

22. Решительность его выступления удивила всех (паронимы).

23. Физкультура имела большое значение в его жизни.

24. Он не оплатил проезд в автобусе.

25. Художник, придерживаясь манеры Сурикова, изобразил, как Пётр I ведёт войска в бой.

26. Он уважает или будет читать Пушкина.

27. Необходимо ускорить строительство фермы.

28. В конкурсе по истории участвовали 50 лучших учеников.

29 – болотные

30 – надел

31- по конному

32 – бережное

33 – бракованные

34 – выборные

35 – героические

36 – гнезда

37 – дипломантами

38 – драматическая













Тест № 4

Определить, в каких предложениях допущена ошибка при использовании форм числительных:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. Трое юношей и трое девушек исполнили танец.

2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

3. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

4. Город находится в полутораста километров от областного центра.

5. На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено к выборам.

6. Общая сумма не превышала трехсот рублей.

7. К первому январю все готовятся с радостью.

8. В обоих задачах допущены ошибки.

9. Оба цветка распустились одновременно.

10. К двумстам девяносто пяти прибавить два.


Определить, в каких предложениях допущены ошибки при использовании фразеологических единиц:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

11. Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

12. Скрепя сердце он согласился на это предложение.

13. Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик.

14. Я не ударился в грязь лицом и блестяще сдал экзамен.

15. Дети заморили червячков и развеселились.

16. Между тем каша заваривалась большая.

17. Его песня всех брала за душу.

18. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

19. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

20. Иван Иванович по душе не солдат, а крестьянин.


Указать тип ошибки, которая допущена в предложении:

а) тавтология (неоправданное повторение однокоренных слов),

б) плеоназм (повторение одинакового по значению слова)

21. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

22. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию.

23. Не без труда удалось нам решить эти трудные задачи.

24. Все герои имеют свои индивидуальные черты.

25. Пологий берег зарос густыми зарослями.

26. Изысканные и вкусные деликатесы были на столе.

27. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.

28. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

29. Сегодня у нас в гостях гость из Москвы.


Указать фразеологизм-синоним к словам:

30. угождать, льстить

а) бередить душу в) рассыпаться мелким бесом

б) играть в кошки-мышки г) невзирая на лица

Указать, на какой слог падает ударение:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог

31. шар-фы 32. от-час-ти 33. ис-по-кон

34. до-бы-ча 35. дре-мо-та 36. ми-зер-ный


Ответы к тесту № 4

1-А

2-А

3-Б

4-А

5-А

6-Б

7-А

8-А

9-Б

10-А

11-А

12-Б

13-Б

14-А

15-А

16-Б

17-Б

18-А

19-А

20-А

21-А

22-Б

23-А

24-Б

25-А

26-Б

27-Б

28-А

29-А

30-В

31-А

32-Б

33-В

34-Б

35-Б

36-Б
















Тест №5

Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании глагольных форм:

А) есть ошибка, б) нет ошибки


1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются, отмываются холодной водой.

2. Он ложит вещи куда попало.

3. Необходимо оформливать всех прибывших в дом отдыха.

4. Я собираюсь пошить себе новое пальто.

5. Проснулся – и уже опять перед тобою поля, степи.

6. Видишь, проплывает лодка.

7. Вчера на уроке мы зачитали очень интересное стихотворение.

8. Режиссер заснял новую картину.

9. Не махай так сильно руками.

10. Если так будет продолжаться, то я очучусь в затруднительном положении.


Поставить в предложение подходящий по смыслу глагол:

11. Дождь а) хлестает, б) хлещет

12. Крыша а) каплет, б) капает

13. Искры а) брызгают, б) брызжут

14. Надо этот материал а) подготовлять б) подготавливать

15. Кот а) мяукает б) мяучет


Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г) на четвертый слог

16. гна-ла 21. на-чал 26. е-ре-тик 31. ук-ра-ин-ский

17. гна-ло 22. до-зво-нишь-ся 27. фе-но-мен 32. кра-си-ве-е

18. вклю-чат 23. при-ня-лась 28. фак-си-ми-ле 33. тан-цов-щик

19. вру-чат 24. раз-лу-чит 29. из-ба-ло-вать 34. квар-тал

20. тка-ла 25. при-ну-дить 30. ге-не-зис 35. а-фе-ра


Укажите правильный вариант:

36. А). Синий платье-костюм Б). Синее платье-костюм

37. А). Мощные прожекторы Б). Мощные прожектора

38. А). Много апельсинов Б). Много апельсин

39. А). Цвет чая Б). Цвет чаю

40. А). Был в отпуску Б). Был в отпуске

41. А). Хороший алебастр Б). Хорошая алебастра


Объясните значение фразеологизмов:


42. Выйти в тираж. 43. Краеугольный камень. 44.Читать между строк.

45. Удельный вес. 46. Мыльный пузырь. 47. Дым коромыслом.

48. Ловить рыбу в 49. Петь дифирамбы. 50. Нажать на все педали

мутной воде.

51. Кровь с молоком.


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

52. А). Более лучший ответ 53. А). Семью тысячами

Б). Гимнастёрка без погон Б). Напои меня водой

В). Поезжайте в Крым В). Подбросить углей

Г) В трёхстах экземплярах Г). Поступить более смелее

Ответы к тесту № 5

1-А

2-А

3-А

4-А

5-Б

6-А

7-А

8-А

9-А

10-А

11-Б

12-А

13-Б

14-Б

15-А

16-Б

17-А

18-Б

19-Б

20-Б

21-А

22-В

23-В

24-В

25-Б

26-В

27-Б

28-Б

29-Г

30-А

31-В

32-Б

33-Б

34-Б

35-Б

36-Б

37-А

38-А

39-А

40-Б

41-А

42-стать негодным

43-сущность чего-либо

44-угадывать

45-относительное значение, роль

46-не оправдавший надежд, ненадёжный

47-беспорядок

48-использовать с выгодой для себя

49-восхвалять

50-быстро

51-здоровый 52-А 53-Г

Тест № 6 (контрольный)


Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог


1. каталог 4. жалюзи 7. танцовщик 10. отчасти

2. апостроф 5. форзац 8. мизерный 11. генезис

3. позвонишь 6. начата 9. шарфы 12. принудить


Указать предложения, в которых допущена ошибка, исправить её

13. На экскурсию поехали 21 ученик.

14. Я люблю футбол, хоккей и плавать в бассейне.

15. Я одел на себя куртку.

16. Все написали свои автобиографии.

17. Пологий берег зарос густыми зарослями.

18. Едь быстрее.

19. Не ложи в портфель книги вместе с тетрадями.

20. Искусство имело большую роль в его жизни.


Замени слова и словосочетания фразеологическими оборотами.

21. Ненадёжный, не оправдывающий надежд.

22. Угождать, льстить.

23. Действовать прямо, открыто, честно.

24. С этого человека нечего взять.

25. Что-то желанное, необходимое, редкое.


Выбери из скобок подходящий вариант


26. В городе (освоено – усвоено) строительство (высоких – высотных) домов.

27. Суд признал подсудимого (виноватым – виновным) в преступлении.

28. Я (одела – надела) красивое платье.

29. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни обороны Москвы.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова


30. А) Огромных башен 31. А) По обоим сторонам

Б) Без ста двадцати одного килограмма Б) Ко второму мая

В) Более ритмичный В) Вслед ему

Г) Попробовает Г) Выйди


Укажите грамматически правильное продолжение предложения


Добившись согласия директора,

32. А) музейные экспонаты были размещены в вестибюле.

Б) мы перенесли уроки физкультуры на воскресенье.

В) был создан уголок живой природы.

Г) в школе была организована секция бокса.





Ответы к контрольному тесту № 6

1-В

2-В

3-В

4-В

5-А

6-В

7-Б

8-Б

9-А

10-Б

11-А

12-Б

13. На экскурсию поехал 21 ученик.

14. Я люблю футбол, хоккей и плавание в бассейне.

15. Я надел на себя куртку.

16. Все написали автобиографии.

17. Пологий берег был покрыт густыми зарослями.

18. Поезжай быстрее.

19. Не клади в портфель книги вместе с тетрадями.

20. Искусство играло большую роль в его жизни.

21. Мыльный пузырь.

22. Рассыпаться мелким бесом.

23. С открытым забралом.

24. Взятки гладки.

25. Манна небесная.

26. В городе (освоено) строительство ( высотных) домов.

27. Суд признал подсудимого ( виновным) в преступлении.

28. Я (надела) красивое платье.

29. Никогда не забудет наш народ (героические) дни обороны Москвы.

30-Г

31-А

32-Б




















Тест № 7

Указать предложения, в которых допущены ошибки при использовании причастий и причастных оборотов:

А) есть ошибка, б) нет ошибки

1. В эссе были представлены размышления об увиденном и наблюденном.

2. В работе необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты.

3. Это был законодательный проект, выражавший объективную необходимость.

4. Великолепный «Пейзаж» В.Д.Шмаринова, написанного в той же манере, приковывает внимание посетителей выставки.

5. Это был конкурс-игра, являвшийся испытанием одной из способностей соревнующихся.

6. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

7. Задания, получаемые студентами, вовремя были выполнены.

8. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.

9. Заказ, выполняющийся нашей фирмой, особый.

10. Все увидящие эту картину не могут не возмутиться.


Определить, на какой слог падает ударение в словах:

а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог г)на четвертый слог


11. вер-тя-щий 16. под-ня-та 21. плом-би-ро-вать 26. ка-та-лог

12.вклю-чен-ный 17. раз-ви-та 22. хри-сти-а-нин 27. ста-ту-я

13. за-няв-ший 18. при-ня-ты 23. ал-ко-голь 28. у-про-че-ни-е

14. на-ча-тый 19. у-мер-ший 24. за-ку-по-рить 29. эк-сперт

15. от-дан-ный 20. со-гну-тый 25. оп-то-вый 30. це-мент


Указать предложения, в которых нарушенный порядок слов создает двусмысленность или неясность речи:

а) есть ошибка, б) нет ошибки


31. Есть немало произведений о детстве писателя в мировой литературе.

32. Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

33. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

34. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь.

35. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина.

36. Произошел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина, с участием понятых.

37. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

38. В магазин поступили коляски для детей различных расцветок.

39. Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге.

40. Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.


Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите к ним синонимы:

41. Интервенция

42. Коммивояжёр

43. Кредо

44. Мизантроп

45. Перманентный

46. Прецедент

47. Раритет



Ответы к тесту № 7

1-А

2-А

3-Б

4-А

5-Б

6-А

7-А

8-Б

9-А

10-А

11-Б

12-Б

13-Б

14-А

15-А

16-В

17-В

18-А

19-Б

20-А

21-Г

22-Г

23-В

24-б

25-Б

26-В

27-А

28-Б

29-Б

30-Б

31-А

32-Б

33-А

34-А

35-А

36-А

37-А

38-А

39-Б

40-А

41-вторжение

42-разъездной представитель торговой фирмы

43-убеждение

44-человеконенавистник

45-непрерывный

46-случай

47-ценная вещь




Тест № 8

Указать сложноподчиненные предложения, в которых

а) есть речевая ошибка б) нет ошибки

1. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.

2. Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника.

3. Роман кончается, что сын Болконского слушает разговор Николая Ростова и Пьера.

4. В детстве мы любили играть в парке, который, думаю, что сейчас нельзя узнать.

5. Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

6. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено.

7. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».

8. Все силы были направлены, чтобы удержаться от ужаса и не поддаться панике.

9. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

10. Татьяна по ночам читала романы, в героев которых верила и мечтала.

11. Лермонтов показывает Печорина и на какой-то маленькой станции, где он встречается с Максимом Максимовичем, и на Кавказе, в Кисловодске, в Тамани.

12. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

13. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

14. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

15. Он исхудал за одну ночь, что только кожа и кости.


Указать, какой тип ошибки допущен в предложении с деепричастным оборотом:


а) действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам;

б) оборот употреблен в безличном предложении;

в) ошибка в употреблении вида деепричастия;

г) деепричастный оборот употреблен в предложении со страдательным оборотом.


16. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

17. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

18. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

19. Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям.

20. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

21. Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, выводим формулу.

22. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и, соскочив с них, бросились к воде.

23. Проходя мимо телятника, чувство гордости охватывает нас.

24. Вернувшись на стройку, было еще темно.

25. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.

Указать предложения, в которых:

а) допущена ошибка при употреблении слова в несвойственном ему значении;

б) допущена логическая ошибка.


26. Рейд выявил целую плеяду жуликов.

27. Возникла ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

28. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская.

29. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

30. Мелочную рыбу отдали кошке.

31. Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку.

32. Достоевский – писатель-психиатр.

33. Индеец ехал на коне с голубыми перьями.

34. Несмотря на недостаточность образования, Давыдов является носителем нашей культуры.

35. Пушкин любил природу, искусство, живопись, но ненавидел самодержавие.


Указать наречия, в которых ударение падает:


а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог

36. доверху 44. наголову (разбить)

37. отчасти 45. донизу

38. поутру 46. навек

39. отроду (не видел) 47. на миг

40. (биться) насмерть 48. на дом

41. на смех 49. внаймы

42. по двое 50. без толку

43. напрочь


Указать существительные, в которых ударение падает:

а) на первый слог б) на второй слог


51. ломоть

52. кремень

53. лоскут

54. призыв.

55. свекла

56. хаос (беспорядок)

57. цыган

58. созыв

59. агент

60. искра



















Ответы к тесту № 8

1-А 2-Б

3-А 4-А

5-Б 6-Б

7-А 8-А

9-А 10-А

11-Б 12-А

13-Б 14-А

15-А 16-А

17-Г 18-А

19-Б 20-Г

21-В 22-В

23-А 24-Б

25-Г 26-А

27-Б 28-Б

29-А 30-А

31-А 32-А

33-Б 34-Б

35-Б 36-А

37-Б 38-В

39-А 40-А

41-А 42-А

43-А 44-А

45-А 46-Б

47-Б 48-А

49-Б 50-А

51-Б 52-Б

53-Б 54-Б

55-А 56-Б

57-Б 58-Б

59-Б 60-А






















Тест № 9

Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании форм

а) существительного б) прилагательного в) глагола


1. К завтраку было подано кофе с молоком.

2. Микула пахает землю.

3. У ребенка проявлялись и более худшие привычки.

4. Их восхищения были безграничны.

5. Я лежал на береге на пляже.

6. Он знал множество историй, стихотворений, басней и песней.

7. Эта пьеса играется впервые.

8. Он сознавает свои ошибки.

9. Брат был более добрее, чем сестра.

10. Много болгаров поехало на соревнования.

11. Шумное, многолюдное Осло.

12. Ложи сюда!

13. Вдали показалась большая серая кенгуру.

14. Купите мне пару носок.

15. Первый учение отвечал бойчее, чем второй.

16. разделите все это на несколько равных доль.

17. Дерево развешало густые ветки.

18. через год закончил институт и возвращается на работу инженером.

19. Это был летчик самого высокого экстра-класса.

20. Графитовый стержень затем красился и отправлялся на сушку.


Определите, на какой слог падает ударение в слове:

б) на первый б) на второй в) на третий


21. веселы 25. диагноз 28. прожит

22. весела 26. нанял 29. прожита

23. созван 27. наняла 30. прожиты

24. созвана


Объясните значения фразеологизмов:

31. Тёртый калач 36. На чём свет стоит.

32. Наклеивать ярлыки. 37. До морковкина заговенья

33. Чужими руками жар загребать. 38. Выеденного яйца не стоит.

34. Обрасти мхом. 39. Перейти Рубикон.

35. Потёмкинские деревни. 40. На блюдечке с золотой каёмочкой.


Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки:

41. Весной в результате таяния снега увеличился уровень воды в реке.

42. Недавно состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели.

43. Я хочу выразить мысль следующего свойства.

44. В актовом зале царила деловая суета.

45. в проходной следили за снятием верхней одежды.

46. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор.

47. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.

48. На новом предприятии имеются свободные вакансии.




Ответы к тесту № 9

1-А

2-В

3-Б

4-А

5-А

6-А

7-В

8-В

9-Б

10-А

11-А

12-В

13-А

14-А

15-Б

16-А

17-В

18-В

19-Б

20-В

21-А

22-В

23-А

24-В

25-Б

26-А

27-В

28-А

29-В

30-А

31- опытный

32- оценивать односторонне

33- пользоваться результатами чужого труда

34- иметь запущенный вид

35- показной блеск

36- отчаянно

37- неограниченно долго

38- ничего не стоит

39- сделать решительный шаг

40- без усилий, даром

41- уровень воды повысился

42- съезд модельеров

43-хочу выразить следующую мысль

44- следили за тем, чтобы снимали верхнюю одежду

45- осталось огласить приговор

46- в том или ином виде

47- имеются вакансии





Тест № 10

Найти ошибки

1. А. Закончив ужин, вечером нас ждала экскурсия.

В. Вопреки усилиям репетиторов, мальчик учился плохо.

С. Везде: на улицах, площадях – ощущался скорый приход весны.

Д. Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.


2. А. Не без труда удалось мне решить эту сложную проблему.

В. Затянувшаяся жара была гибельна для всего живого.

С. К десяти часам бывает тихо, хоть глаз выколи.

Д. Вам нужно немедленно оплатить телефонные переговоры.


Определить слова с ударением:

3. на первом слоге 4. на втором слоге 5. на третьем слоге

А. занятый (делом) А. черпать А. начата

Б. звонишь Б. угольный (бассейн) Б. благовест

В. зубчатый В. дремота В. средства


Раскройте скобки, выберите нужную форму:

6. Полный (недоверия – недоверчивости), он оглянулся искоса на Чичикова.

7. Всем иногородним студентам будет (представлено – предоставлено) общежитие.

8. Выпускники Гиттиса овладели (сценическими – сценичными) приёмами мастерства.

9. В новых районах столицы будут открыты (специальные – специализированные) магазины по продаже мебели.

10. В вариантах «трюмы-трюма» (нормативным – нормированным) является вариант с окончанием «-ы».

11. Нужны (веские – весомые) аргументы, чтобы изменить технологию литья.

12. Личными интересами никогда (не загородиться – отгородиться) от общественных.

13. Вы не можете упрекнуть меня в (легкомыслии – легкомысленности).

14. В районах жилой (застройки – постройки) комплексное благоустройство стало главным.

Выберите правильный ответ:


15. А. Выпил стакан чаю или Б. Выпил стакан чая.

16. А. В клуб направлены лекторы или Б. В клуб направлены лектора.

17. А. Из полутора метров материи или Б. Из полтора метров материи.

18. А. Огромный жираф или Б. Огромная жирафа.

19. А. Мощная ракета-носитель или Б. Мощный ракета-носитель.

20. А. Красивый георгин или Б. Красивая георгина.

21. А. К восьмистам девяноста пяти или Б. К восьмиста девяносто пяти.


Определите значение фразеологизмов:

22. Очертя голову.

23. Не хватать звёзд с неба.

24. Не в бровь, а в глаз.

25. Кануть в Лету.

26. Палка о двух концах.

27. Содом и Гоморра.

28. Сидеть между двух стульев.

29. Демьянова уха.

30. Держать порох сухим.


Ответы к тесту № 10

1- А

2-С

3-А

4-В

5-А

6- недоверия

7- предоставлено

8- сценическими

9- специализированные

10- нормативным

11- веские

12- отгородиться

13- в легкомыслии

14 – застройки

15- А

15- А

17- А

18- А и Б

19- А

20- А и Б

21- А

22- быстро

23- без особых талантов

24- точно

25- исчезнуть

26- то, что допускает и хороший, и плохой исход

27- сильный шум и гам

28- придерживаться одновременно различных точек зрения

29- что-то назойливо предлагаемое

30- быть готовыми к войне






















Тест № 11

Найдите ошибки

1. А. Кора сосны груба, морщиниста, красна.

В. В тысячу девятьсот пятьдесят восьмом году в Москве проходил Международный конкурс имени П.И.Чайковского.

С. Готовые пельмени уносили на железных листах в кладовку – морозить.

Д. Наступило утро двадцать пятого октября, в которое приказано было дивизии нажать на Балаклаву.


2. А. Бочонок, наконец, выкатывается и почему-то, вопреки законам природы, катится назад и опять застряет в дверях.

В. Гаршин тщетно названивал профессору – трубка, видимо, была снята.

С. Мечты о путешествиях приобрели новую окраску, наполнились новым содержанием.

Д. Не раз поднималось в ее душе почти непреодолимое желание высказать все без утайки.


3. А. Пристанет Басаврюк, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист.

В. Тут тропинка снова постепенно полезла на отлогую длинную гору.

С. Среди товарищей и сверстников я пользовался всегда большой любовью и сочувствием.

Д. До вас никто еще этого браслета не одевал.


4. А. Приятно мне видеть, что вы знаете пути к сердцу человеческому.

В. На коротком брифинге вице-губернатору были заданы важные вопросы.

С. Как человек замечательно умный, он, Базаров, не встречал себе равных.

Д. «А что?» - с готовностью осведомился предупредительный со всеми доктор.


Образуйте формы, указанные в скобках, от следующих слов:


5. (Родит. падеж, мн.ч.) сапоги, солдаты, полотенца, чуваши, апельсины, заморозки.


Укажите, в каких словах ударение падает:

6. на первый слог 7. на второй слог 8. на третий слог

А. ко-клюш А. зво-нишь А. на-ме-ре-ние

В. эк-сперт В. за-сня-та В. до-кле-ить

С. при-нять С. про-спа-ла С. до-гна-ла

Д.све-кла Д. сре-дства Д. га-зо-про-вод


Определите род имен существительных:

(м.р., ж.р., ср.р., общ.р.)

9. тюль 13. вуз 17. шимпанзе

10. шампунь 14. Батуми 18. бери-бери

11. вуаль 15. такси 19. НЭП

12. платье-костюм 16. Онтарио 20. выскочка


21. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить

ВРАЖЕСКИЙ?

А). Василий чувствовал себя совершенно одиноким в огромном ВРАЖДЕБНОМ мире.

Б). В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей, в произведениях устного

народного творчества иногда выступают животные и растения.

В). Легендарной дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону.

Г). Друзья совершенно не ожидали такого ВРАЖДЕБНОГО приёма.

Ответы к тесту № 11

1-В

2-А

3-Д

4-В

5-сапог, солдат, полотенец,

чувашей, апельсинов, заморозков

6-Д

7-А

8-С

9-м.р.

10-м.р.

11-ж.р.

12-ж.р.

13-м.р.

14-м.р.

15-ср.р.

16-ср.р.

17-м.р.

18-ж.р.

19-м.р.

20-общ.р.

21-В





























Тест № 12 (контрольный)


Укажите, в каких словах ударение падает:

А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог Г) на четвертый слог

1. развита 4. эксперт 7. силос 10. прожита 13. благовест

2. оптовый 5. цемент 8. ломоть 11. средства 14. зубчатый

3. упрочение 6. кремень 9. свекла 12. газопровод 15. коклюш


Укажите, в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


16. А) бантЫ 17. А) нАчавший 18. А) красивЕе

Б) ободралА Б) кУхонный Б) звОнит

В) кухОнный В) бАловать В) снЯла

Г) лекторОв Г) создАла Г) зАгнутый


Укажи правильный ответ

19. А) сильные тренеры или Б) сильные тренера

20. А) много помидоров или Б) много помидор

21. А) выпить чая или Б) выпить чаю

22. А) плантация чая или Б) плантация чаю

23. А) был в отпуску или Б) был в отпуске


Найди и исправь ошибки в предложениях

24. Все увидящие эту картину, не могут не возмутиться.

25. Есть немало произведений о детстве писателя в мировой литературе.

26. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь.

27. Пользуясь калькулятором, расчёт производился быстро.

28. На новом предприятии имеются свободные вакансии.

29. После суда опальный поэт был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.


Выбери правильный ответ


30. А) к девятиста девяноста пяти или Б) к девятистам девяноста пяти

31. А) из полтора метров ткани или Б) из полутора метров ткани

32. А) красивый платье-костюм или Б) красивое платье-костюм

33. А) белый тюль или Б) белая тюль

34. А) хороший шампунь или Б) хорошая шампунь

35. А) еёная дочь или Б) её дочь

36. А) евоный отец или Б) его отец

37. А) их дом или Б) ихний дом


Замените слова и словосочетания фразеологизмами

38. Быть готовым к войне.

39. Сильный шум и гам.

40. Очень точно.

41. Без особых талантов.

42. Исчезнуть.

43. Пользоваться результатами чужого труда.




Ответы к контрольному тесту № 12

1-В

2-Б

3-Б

4-Б

5-Б

6-Б

7-А

8-Б

9-А

10-В

11-А

12-Г

13-А

14-Б

15-Б

16-Б

17-Б

18-Г

19-А

20-А

21-Б

22-А

23-Б

24. Все видевшие эту картину, не могли не возмутиться.

25. Есть немало произведений в мировой литературе о детстве писателя.

26. Жителям пострадавшего от засухи района была оказана помощь.

27. Пользуясь калькулятором, можно быстро произвести расчёт.

28. На новом предприятии имеются вакансии.

29. После суда опальный поэт был отправлен в Сибирь, где находился долгие годы.

30-Б

31-Б

32-Б

33-А

34-А

35-Б

36-Б

37-А

38-держать порох сухим

39-Содом и Гоморра

40-не в бровь, а в глаз

41-не хватать звёзд с неба

42- кануть в Лету

43-чужими руками жар загребать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!