СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ильины три поездочки» (стихотворный текст былины)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Ильины три поездочки» (стихотворный текст былины)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 12







Технологическая карта урока

по литературному чтению

«Ильины три поездочки»

(стихотворный текст былины)







Соломина Алла Александровна,

учитель начальных классов









г. Шадринск, 2020

Тема: «Ильины три поездочки» (стихотворный текст былины).

Предмет: литературное чтение

УМК «Школа России», АООП вариант 4.1

Класс: 4 А

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»;

Задачи: 1.Формировать знания о былинах; учить правильно, читать былины, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с реальными историческими событиями;

2. Развивать выразительное чтение, па­мять, связную речь, мышление, воображение; умение работать с учебником, умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитать интерес к народному фольклору, к истории родной страны.

4. Коррекция развития зрительного восприятия через рассматривание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: личностно -ориентированный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: беседа, проблемный метод, работа с книгой.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», словарь С. И. Ожегова; карточки со смайликами для рефлексии учебной деятельности; Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.-Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение.- 2020г., Литературное чтение. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 4 ч. Ч.1/[Л.Ф. Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2020.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке; анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли; от­веты на вопросы учебника на основе художественного произведе­ния;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.


Структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

содержание деятельности обучающегося

формируемые способы деятельности учащихся

I.Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Дети проверяют готовность к уроку

Эмоциональный настой на урок.

Слушать и понимать речь других.

II.Речевая разминка

— Прочитайте жужжащим способом.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

- Прочитайте медленно. Прочитали с ускорением, но шёпотом.

- Читаем выразительно.

- Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали?

Кто был главным героем былины?

- Про какого богатыря говорится в отрывке былины?






Читают медленно, потом шёпотом и с ускорением.

Читают выразительно




-Мы читали отрывок из былины

Главным героем былины был богатырь

Говорится об Илье Муромце

Осуществлять актуализацию речевого аппарата, личного жизненного опыта

III. Актуализация знаний

- Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

- Песни о героических подвигах богатырей в народе называли...

- Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знае­те?


- Назовите имена богатырей, которые вы знаете.

- Прочитайте название произведения на стр. 7 учебника, рассмотри­те иллюстрации к тексту на с. 8—11.

- Предположите, о чем это произведение.




В народе называли былинами.

«Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.

Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.




Ответы детей

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Определять последовательность действий на уроке.

IV.Сообщение темы и постановка целей урока


- Что сегодня мы будем изучать на уроке?


- Какую цель поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы будем изучать былину.

Познакомится с былиной «Ильины три поездочки».

Целеполагание, планирование. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

V. Работа по теме урока

- Что такое былина?

Почитаем определение в словаре И. Ожегова.

- Откроем рабочие тетради на странице 13 и запишем определение былины

- От какого слова образовалось былина?

- Что значит быль?

Почитаем определение в словаре И. Ожегова.

Запишем в рабочей тетради на стр. 13

определение быль.

- Ребята, у былины есть отличительные черты: Былинный зачин, по­вторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.

- Кто такие богатыри?

Почитаем определение в словаре И. Ожегова.

Открыли учебники на стр. 7 (Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на стр. 7-12 учебника.)

- Следите за моим чтением, отмечаем непонятные слова и выражения.

- После того как я прочитаю, ответите на следующий вопрос: «Почему богатырь выбирал, куда ему ехать?»

(Учитель читает былину)

- Почему богатырь выбирал, куда ему ехать

ответы детей

Былина это русская народная эпическая песня о богатырях.

(дети записывают определение)


Образовалось от слова быль.

Ответы детей

Быль- это то, что было в прошлом, в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

(дети записывают определение)





Ответы детей

Богатырь- герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.








Ответы детей

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Работа с информацией, моделирование.

Воспитывать интерес к былинам.

V.Словарная работа


- Какие слова и выражения вам были непонятны?

Застава- сторожевой или наблюдательный укреплённый пункт отряда служилых людей с военным начальником.

Булатной броне – стальные и узорчатые доспехи, их надевают поверх одежды, укрывая жизненно важные части тела во время боя.

Яхонты- одно из устаревших названий ювелирных минералов, камней.

Кремневёньких- из кремня

Деревенщина – житель деревни, простоватый, грубый, неотесанный человек

Кряковистый - громкий, пронзительный, резкий (о голосе)

Убранство- украшение, внешняя отделка

Смета–несметное, несчитанное богатства

Сажень- 2,134 метра (заршина)

Росстань- перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье

Палицей- старинное оружие, тяжёлая дубина с утолщенным концом.

- Теперь при работе с текстом трудностей в понимание у нас не будет.

Дети перечисляют слова


Читают значение выделенных слов в синей рамке в словаре учебника на стр. 124

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять анализ произведения. Ориентироваться в прочитанном тексте.

VI. Физкультминутка


Встанем, отдохнем.

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!



Дети встали

Руки на пояс

Ладонь приставили к глазам

Ноги на ширине плеч

Повернулись вправо

Посмотрели

Повернулись влево

Ещё раз так повернулись и Посмотрели

Руки на пояс

Наклоны

Подняли руки, как силачи.

Воспитывать здоровый образ жизни.

VII. Продолжение работы по теме урока


Отдохнули, продолжаем работать.

- Как необходимо читать текст былины?

- Какой темп мы вы­берем?

- Ребята. Былины в старину рассказывались одним человеком -сказителем. Сопровождался рассказ игрой на музыкальном инструменте, обычно это были гусли. ... Исполнялись былины речитативом, в сопровождении спокойной тихой музыки. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон.



Ответы детей












Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.


Выразительно читать.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Слушать и понимать речь других.

VIII. Анализ текста

- Кто главный герой?

- Куда поехал богатырь?


- Что увидел на пути своем Илья Муромец?

-Найдите и прочитайте, что было написано на камне.

- Какой пусть выбрал Илья?


- Почему богатырем был выбран путь поехать прямо?

- Прочитайте, каким стало небо, когда Илья поехал прямо.

- Кто выскочил из кустов?


- Как описаны разбойники, найдите и прочитайте.

- Кого по описанию вам напомнили разбойники?

- Почему они названы разбойниками, как вы думаете?

- Как разбойники разговаривали с богатырем?

- Что хотели отобрать у Ильи Муромца?

-Выполнили свою угрозу разбойники? Почему?

- Что написал Илья Муромец на камне, найдите и прочитайте.

- Чему учит нас былина?


Главный герой Илья Муромец

Богатырь поехал на Западную сторону, на дозор.

На пути Илье повстречался камень с надписью.

Прямо ехать – убитому быть!..


Богатырь решил ехать прямо.

Ответы детей


Навалилась туча чёрная…


На пути богатыря появились разбойники.

Голоса у них горластые, а щиты у них крестастые…

Напомнили воинов крестоносцев


Ответы детей

Разговаривали с угрозой, грозили гибелью

Хотели ограбить и забрать коня

Ответы детей


Надпись новую написал…


Ответы детей

Осуществлять анализ произведения. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию.

Самостоятельно находят нужную информацию в предложенном тексте, используют её для решения учебно-познавательных задач.


IX. Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу побегут.


Много –много раз моргнут.

Глазкам стало хорошо.

Увидят мои глазки всё!

Закрывают глаза.

делают глубокий вдох.

Открывают глаза. Делают круг глазами.

Моргают глазами.

Касаются глаз ладошками рук.

Глаза открыты.

Снимать зрительное напряжение. Воспитывать здоровый образ жизни.

X. Закрепление.


— Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой карти­ны В.М. Васнецова «Витязь на распутье» стр. 8

- Расскажите, что вы видите. Как изображен богатырь на картине?

- Соответствует ли образ богатыря на картине, образу Ильи Муромца, прочитанному в произведение? Почему вы так думаете?

Ребята, а вы знаете, что первый вариант картины был окончен в 1877 г., и через год ав­тор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке. В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова — предпринимателя и мецената.


Ответы детей

В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Автор желает показать единство помыслов воина и его Правого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах. Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Нелегко славному воину на чужбине, он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Развивать зрительное восприятие.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте.


XI. Рефлексия.

- Что было трудным?

-Что лег­ко удавалось выполнить?

- Что было интересным?

- Что захотели узнать?

-Оцените свою работу на уроке.

- Выберите смайлики:

смайлик с улыбкой – вы активно работали и всё получилось на уроке;

смайлик подмигивающий – хорошо работал, но не всё получилось, как вы хотели;

смайлик грустный - вам нужно дополнительно изучить данную тему.


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Осуществлять контроль по результату

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

XII. Итог

- Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былинах. Что такое былина?


- Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей?



-Каковы отличительные черты былины?

Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.

Богатырь — герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Былинный зачин, по­вторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

XIII.Домашнее задание

  • Дома выразительно почитать былину стр. 7-12, в рабочей тетради стр. 13, ответите на вопросы.

  • По желанию можно составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

Литература:

  1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.-Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение.- 2020г.

  2. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 4 ч. Ч.1/[Л.Ф. Климанова и др.]. - М.: Просвещение.- 2020г.- 127 с.

  3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.- к УМК Л. Климановой и др. «Школа России».- М.: ВАКО, 2017 – 432 с.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой.- 12-е изд., стереотип., - М.: Рус.яз., 1978.- 846 с.

  5. https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-853067.html

  6. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html

  7. https://nauka.club/fizkultura/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoly.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!