СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иллюстрирование любимого литературного произведения

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование урока

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрирование любимого литературного произведения»

ИЛЛЮСТРирование
ЛЮБИМОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Цели: познакомить учащихся с понятием «графика», особенностями графического искусства, иллюстрацией как одним из видов графики, с произведениями художников-иллюстраторов; учить находить решение композиционных задач, передавать пропорции сложных по форме предметов; выражать свое отношение к изображаемому средствами художественной выразительности.

Оборудование: слайды или репродукции иллюстраций художников Д. А. Дубинского к рассказу А. Гайдара «Чук и Гек» и В. В. Лебедева к стихотворению С. Я. Маршака «Багаж» (1926 г.); образец педагогического рисунка.

Словарь: книжная графика, иллюстрация.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я на внимание:

– Какое слово здесь лишнее?

Фреска, натюрморт, с к у л ь п т у р а, пейзаж, мозаика.

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Взяв в руки книгу, мы быстро начинаем листать ее, ища в ней картинки, иллюстрации. Иногда иллюстрации совпадают с нашими представлениями о героях книги, а иногда у нас складываются свои образы.

Вот сегодня вы будете в роли художников-иллюстраторов, создающих иллюстрации для своего любимого литературного произведения. Интересно, что у вас получится?

III. Изучение нового материала.

1. И л л ю с т р а ц и я к а к о д и н и з в и д о в г р а ф и к и.

Графика – один из самых древних видов искусства. Изображения, сохранившиеся на стенах пещер, созданы задолго до нашей эры. Человек передавал свои мысли и чувства другим людям с помощью рисунков, процарапанных на камне. Само название «графика» произошло от греческого слова «графо», что значит – пишу, рисую.

Характерная особенность графического искусства заключается в немногословности его художественного языка. Художник может довольно быстро на листе бумаги изобразить портрет, пейзаж.

Рисунок в графике – основное средство выражения замысла художника. Линии, а также чередование светлых и темных пятен на белом фоне листа бумаги позволяют давать точные, правдивые изображения.

Цвет вводится в произведения графики сравнительно редко и ограниченно. Исключение составляют акварель, гуашь и пастель.

Эти виды техники стоят как бы на грани между графикой и живописью.

Графика позволяет очень быстро и остро реагировать на события в плакатах, карикатурах, шаржах. Особый раздел этого вида искусства составляет иллюстрационная графика. Среди художников-иллюстраторов большой известностью пользуются Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский и многие другие.

2. Б е с е д а п о т е м е «Иллюстрации к рассказу А. Гайдара «Чук и Гек»».

Биограф Аркадия Гайдара Б. Емельянов пишет: «Летом 1939 года Гайдар уехал в село Солотчу Рязанской области… Однажды с товарищами он ночевал в лесу. Ночью Гайдар и задумал написать рассказ. Утром он написал жене: «Начал я работу. Рассказ пишу маленький, но он будет светлый, как жемчужина».

Таким и получился рассказ «Чук и Гек». Он покоряет читателей задушевностью и простотой. Творчество художника-иллюстратора Д. А. Дубинского созвучно творчеству Гайдара. В иллюстрациях те же простота и задушевность, те же тонкий лиризм и легкий юмор. В них показана жизнь людей в нелегких условиях, дано представление о героях рассказа, их чувствах и переживаниях. Иллюстрации, выполненные тушью, отличаются высоким реалистическим мастерством. Они не только сопровождают текст писателя, но и дополняют литературное повествование, позволяют понять характеры героев. Рисунки показывают тот детский мир, который создан писателем.

Зрительные образы подчас сильнее художественного слова, так как понятны всем детям. Иллюстрации подкупают зрителя глубиной и силой чувств, простотой и гармоничностью рисунка, поэтичностью композиций. Смотришь на них и начинаешь жить вместе с Чуком и Геком то в их доме, то в поезде, то в тайге.

Посмотрите на эти иллюстрации. Не правда ли, нельзя без смеха или улыбки смотреть на рисунки, где Чук и Гек оказываются в нелепом положении? А какой обаятельный образ матери этих ребят! А как мужественны отец Чука и Гека и его товарищи! Для таких людей не страшны дремучие леса, хищные звери, морозы и холодные ветра. Они спокойно переносят все лишения, зная, что их труд нужен Родине.

Как видите, художник создал такие образы героев рассказа, которые входят неразрывной частью в художественное произведение.

3. З н а к о м с т в о с и л л ю с т р а ц и я м и В. В. Лебедева к стихотворению С. Я. Маршака «Багаж».

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Кто не знает этих веселых стихов С. Я. Маршака? Они ритмично постукивают, как колеса на стыках, и везут, везут через всю книжку, повторяя на каждой странице неизменный список вещей. И вслед за поэтом перечисляет на каждой странице эти вещи первый иллюстратор «Багажа» Владимир Васильевич Лебедев.

Обыкновенные бытовые вещи, хорошо знакомые всем. И как Маршак не описывает, а просто называет их, так и художник не рисует подробности, ограничивается строгой схемой, графическим знаком вещи, плоско уложенным на белую бумагу страницы. Графический прием Лебедева крепко спаян с лаконичной и четкой стихотворной техникой Маршака. Недаром они много лет работали вместе и прекрасно понимали друг друга.

Присмотримся к тому, как это делает художник в «Багаже». Вот он разложил на странице весь багаж, все вещи, перечисленные в стихах: диван с пестрой обивкой, чемодан, туго перетянутый ремнями, полосатый саквояж, корзину с висячим замком и т. д., поставил тут и даму, хозяйку багажа: здесь все, что нужно для рассказа, но все-таки это еще не рассказ – не сценка на перроне или в багажной конторе. Это только «действующие лица», расставленные по порядку, как игрушки, приготовленные для игры.

И вот начинается веселая игра в «багаж», ее тему задают стихи Маршака. А играть в нее, двигать по страницам фигурки-игрушки, художник будет как бы вместе с читателем. То на вещах появляются одинаковые наклейки, то вещи перемещаются в темноту вагона, то переворачиваются вверх дном.

Мы рассмотрели первый вариант иллюстрирования этого произведения. В дальнейших изданиях тот же художник уже от схематичных иллюстраций переходил к правдоподобию.

4. Б е с е д а п о т е м е.

Учитель. Вы познакомились с иллюстрациями, выполненными разными художниками в разной манере.

Чем эти иллюстрации отличаются друг от друга?

Ученик. Иллюстрации Д. А. Дубинского к рассказу А. Гайдара нарисованы реалистично, правдиво. В. В. Лебедев выполнил свои рисунки схематично, так, как это делается, например, на плакате.

Учитель. Но можно ли по образам, созданным художниками, дать характеристику героев, судить об отношении иллюстраторов к ним?

Ученик. Да, можно. Глядя на рисунок Д. А. Дубинского, где изображены отец мальчиков и его товарищи, сразу чувствуешь, что художнику нравятся такие сильные, мужественные люди. А вот если мы посмотрим на даму, то увидим, что ни художник, ни автор стихов не сочувствуют ей. Им она явно антипатична из-за ее надменности, неуважения к людям, жадности.

Учитель. А какие иллюстрации вам понравились больше всего? (Ответы учащихся.)

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. П о с т а н о в к а з а д а ч и.

– Сегодня вам предстоит самим стать иллюстраторами своего любимого литературного произведения. Это могут быть и рассказ, и повесть, и стихотворение, и поэма. Каждый из вас к сегодняшнему уроку подобрал тот отрывок из книги, который он хочет проиллюстрировать. В этом фрагменте из текста литературного произведения могут описываться природа или же герои, а может быть, какие-то события.

Н а п р и м е р:

На низкую изгородь спустилась сорока. Красивая, чистая, в черной шубке, в белом фартучке. Села и начала стрекотать – видно, ей тоже понравилось, что снег выпал. Но тут из своей конуры выскочил Снежок и с лаем бросился ловить сороку. Сорока уже давно улетела, а Снежок все бегал по снегу и звонко лаял – ему-то, конечно, нравилось, что кончились дождь да слякоть. А зимний мороз Снежку не страшен – вон у него шуба-то какая! (Л. Ф. Воронкова «Командир звездочки».)

И л и:

– А куда твои глаза глядят?

– А глядят они, Светлана, через окошко, вот на ту желтую поляну, где пасется хозяйская корова – за поляной, я знаю, гусиный пруд есть, а за прудом водяная мельница, а за мельницей на горе березовая роща. (А. Гайдар «Голубая чашка».)

– После того как вы выбрали тему своего рисунка, необходимо найти правильное его композиционное решение. Это значит, что надо определить, что в вашем рисунке будет главным, что второстепенным, и выделить для главного лучшее место. Затем легкими штрихами добавляем второстепенные детали и проверяем правильность композиционного размещения предметов.

И только после этого приступаем к детализации рисунка, проработке мелких деталей.

2. У с т н о е р и с о в а н и е.

Учащиеся зачитывают подобранные для иллюстрирования отрывки и рассказывают, что они собираются нарисовать.

V. Практическая работа.

З а д а н и е: нарисовать иллюстрации к любимому литературному произведению (карандаш, акварель, гуашь).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнемся друзьям вместе,

Раз – присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.

VI. Итог урока.

1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

– Оказывается, каждый из вас представляет героев книг совершенно по-разному. У каждого своя манера рисования. И все-таки есть у вас всех общее. Вы сумели в своих рисунках передать свое отношение к любимому литературному произведению, его героям. И я думаю, всем вам было интересно работать над этими иллюстрациями. Молодцы!

3. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации по теме «Книжная графика» для оформления в словаре соответствующего раздела


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!