Республиканская краеведческая конференция "Юный краевед Карелии".
"Иллюстрированный энциклопедический словарь
Вешкельского сельского поселения"
как источник патриотического воспитания школьников.
Работу выполнил:
Зайцев Матвей,
ученик 7 класса.
Руководитель:
Ефимова Юлия Викторовна
2013-2014 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................3
ГЛАВА I. Из истории создания "Словаря"....................................................................................3-4
ГЛАВА II. Источники патриотического воспитания....................................................................4-6
2.1. Их сила воли - пример для всех нас...........................................................................................4
2.2. Великая Отечественная война в русском искусстве...............................................................4-5
2.3.."... поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…"..5
Заключение.........................................................................................................................................9
Список использованных источников и литературы........................................................................10
Приложение.....................................................................................................................................I-VI
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы на российском книжном рынке появилось огромное количество разного рода справочников, энциклопедий, которые охватывают различные области человеческих знаний: историю, географию, искусство, философию, религию, экономику, спорт т. д.
В 2012 году был издан «Иллюстрированный энциклопедический словарь Вешкельского сельского поселения». И вот есть возможность подержать книгу в руках. За небольшими статьями энциклопедического словаря чувствуется огромная поисковая, исследовательская, экспедиционная работа. Чем же интересен "Словарь..."? В нем собран материал по истории, культуре, традициям, языке, природе, людях небольшого карельского села Вешкелица. Проект не претендует на создание новой концепции истории поселения. Он предполагает читателю панораму событий, лиц, явлений, фактов. Одно из главных достоинств справочника - статьи о жителях села, простых тружениках.
Зачем нужен "Словарь..." Вешкельскому сельскому поселению? Авторы-составители издания считают, "что через словарь можно привить любовь к Отечеству, к «малой родине»". За этим стоит самое простое: любовь к родителям, бабушкам и дедушкам, к месту, где родился и вырос, почитание старших, уважение к традициям своего народа, сохранение природного и культурного богатства. Эта тема актуальна в наше время. Если мы не будем чтить предков, помнить традиции, забудем историю, мы можем превратиться в «Иванов, не помнящих родства», можем исчезнуть как нация...Перед нами возникла гипотеза: может ли "Словарь..." служить источником патриотического воспитания школьников? В связи с этим целью нашей работы является анализ "Иллюстрированного энциклопедического словаря Вешкельского сельского поселения". Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1)познакомиться со «Словарем Вешкельского сельского поселения»; 2)провести опрос жителей с. Вешкелица; оформить результаты опроса в виде диаграмм и таблиц; 3)сопоставить полученные данные с гипотезой, сделать выводы. В работе мы использовали теоретические, статистические методы, методы эмпирического познания (приложение I).
ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СЛОВАРЯ...".
5 декабря 2012 г. в этнокультурном досуговом центре «Вескелюс» с. Вешкелица Суоярвского района состоялась презентация «Иллюстрированного энциклопедического словаря Вешкельского сельского поселения». История его создания - пример того, как инициатива снизу реализовалась в социально-значимый проект. Вешкельские исследователи (как взрослые, так и дети) на протяжении многих лет ведут работу по сохранению традиций коренного населения, истории села. Можно сказать, что в подготовке этого издания участвовала большая часть жителей села и авторский коллектив, в состав которого вошли бывшие и настоящие руководители поселения, зверосовхоза "Вешкельский", педагоги школы, ученики, члены общественной организации "Родной очаг", ветераны. Это "...дань уважения, поклонения, любви к нашей малой родине - Вешкелице", - так характеризуют свой труд авторы сборника.0
ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Патриотизм в России - главная идея и ценность. Он является источником героизма, творческого созидания, изобретательности, трудолюбия, преданности и скромности русского народа. Патриотизм олицетворяет русский национальный характер и сохраняет наши национальные начала и основы жизни. Патриотические чувства россиян направлены на Родину, Отечество, без них невозможно себе представить прошлое, настоящее и будущее нашей страны.
2.1. Их сила воли - пример для всех нас.
Сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпийских, Паралимпийских играх. Россия - великая держава, это доказали наши спортсмены, принося медали. Алексей Бугаев, обладатель Кубков мира 2012/2013 по горнолыжному спорту в слаломе и гигантском слаломе, Наталья Братюк, бронзовый призёр в Сочи - 2014 по биатлону, – спортсмены с ограниченными возможностями.0 Глядя на этих людей, понимаешь, что всё преодолимо. Они - пример для всех нас: как не опустить руки и сделать зачастую самое сложное- победить не только обстоятельства, но и себя? Гордость от победы наших спортсменов и одновременно радость - это и есть патриотизм.
2.2. Великая Отечественная война в русском искусстве.
Глубоко патриотическая тема - подвиг русского человека в Великой Отечественной войне - закономерно заняла на долгое время главенствующее место в русском искусстве. Вышли в свет фильмы "Они сражались за Родину", "Живые и мертвые", "Судьба человека", в которых показаны защитники нашей Родины, вполне рядовые люди, но их жизнь - подвиг, который будет изумлять потомков и вызывать у них чувство преклонения.0 С началом войны художники принимают активное участие в борьбе с врагом. Часть из них сражалась на фронте, другие - в партизанских отрядах. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов "Боевой карандаш" и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.0
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Эти строки были сочинены И.Лебедевым - Кумачом в первые дни войны. Вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.0 Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
Любовь к Отечеству и ненависть к врагу - вот источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны своё вдохновение наша лирика. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио, переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Наиболее известными поэтами того времени были Н. Тихонов, А. Сурков, О. Берггольц, К. Симонов. Проза этого периода была представлена публицистическим и очерковыми жанрами, военными рассказами, героическими повестями. А. Толстой, М. Шолохов, В. Вишневский воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму.
2.3."... поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…"
Мы широко используем в своей жизни все виды фольклора: сказки, пословицы и поговорки, песни и хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера. Представление о нравственных ценностях: что такое добро и зло, правда и верность, красота и трудолюбие? Знакомясь со всем этим народным богатством, мы приобщаемся к общим человеческим ценностям. Художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор нравственных ориентиров. Книга является неизменным помощником в этом деле. "Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…",- говорится в "Повести временных лет"0 (приложение II). Мы выдвинули гипотезу: может ли книга (в нашем случае "Иллюстрированный энциклопедический словарь Вешкельского сельского поселения") служить источником патриотического воспитания подрастающего поколения?
В словаре 184 статьи и 111 фотографий, рисунков. Немного. 32 страницы. Но это первая книга о Вешкелице как поселении со своей историей и людьми, поэтому она нам дорога. Идет время, и вот уже нет тех деревень, которые входили в состав Вешкелицы. Ахвенламба, Богди, Буля, Барти...А ведь многие односельчане родом с этих мест! Кто сейчас знает, что в д. Буля в 1960 г.г. действовала мельница?! Это значит был свой хлеб, не покупной. А через д. Савилатчу проходит 32 меридиан! Мало кто знает об этих и других неизвестных фактах, а ведь это все мы, наши предки, история села, которую необходимо знать, чтобы не быть, как упоминалось выше, "Иванами, не помнящими родства". Сколько лет нашему селу? Всегда ли оно так называлось? В словарной статье можно узнать, что первое упоминание о Вешкелице было в 1582-1583 г.г. Когда появилась первая библиотека, школа, Дом Культуры? Когда начал свою деятельность зверосовхоз? Куда исчезла церковь Покрова Богородицы? Почему Братская могила расположена на холме? Кто старожилы села? Какие традиции существуют в старинном карельском селе? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в нашем "Словаре..." Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, мы провели опрос жителей с. Вешкелица (приложение III). Участниками стали 91 человек в возрасте от 12 до 85 лет. Анализируя ответы участников опроса, выяснили, что 83 человека (91%) знакомы со словарём, 2 человека (2 %) - только "поверхностно", 6 (7%) участников ответили "нет, не знакомы" (смотри диаграмму № 1).
![]()
При ответе на второй вопрос "Какие статьи показались Вам наиболее интересными?" 39 участников ответили "всё понравилось", 12- (13%) ответили "история", "статьи о людях" -15 (16%), "зверосовхоз"- 7 (8 %), "нет ответа" - 5 (5%), "природа"- 3 (3 %) , "никакие" - 3 (3%), "топонимика"- 2 ( 2%), "не читал" -2 ( 2%), "не знаю"- (1 %).
Диаграмма № 2.
"Что бы Вы изменили в содержании словаря?" - так звучал следующий вопрос нашей анкеты. 30 опрошенных односельчан (30%) ответили - "ничего", "добавить о людях села" - 17 (19%), "редакция (фотографии, картографии, редакция текста") - 26 (29 %)," история села" - 12 ( 13%) (диаграмма №3).
![]()
Четвёртый вопрос нашей анкеты: "Как Вы думаете, нужен ли "Иллюстрированный энциклопедический словарь" жителям села. Почему?" 88 (97 %) человек ответили «Нужен», 1 (1%) человек ответил «Нет» и 2 ( 2%) человека не ответили. На вопрос «Почему?» 26 (29%) человек ответили «это история села», 36 (40%) ответили «для поколений», 12 (13%) - «для учения поколений», 7 (8 %) ответили «патриотическое воспитание» и 10 (11%) ответили «нет». (Приложение № IV)
На 5 вопрос «Да» ответили 82 (90%) человек, «Нет» ответили 6 (7%) человек, 3 (3%) человек «Затрудняюсь ответить». На вопрос «Почему» 14 человек (15 %) ответили «Узнают односельчан и будут гордиться ими», «Узнают о с. Вешкелица и будут гордиться своим селом» так ответили 20 (22%) человек, 18 (20%) ответили «Любовь к Вешкелице – малой Родине», 18 (20%) человек ответило «Это должность учеников», «История села» 6 (7 %) человек, и 21 (23%) человек не ответили. (Приложение № V). На 6 вопрос 5 (5 %) человек ответили «Всеми», «О природе» ответили 6 (7%), 2 ( 2%) ответили «Дом Культуры, дет.сад, дет. дом, школа и т. д», «Статьями о Вов» воспользовались 2 ( 2%) человек, «Статьями» 2 (2%), «Историей» 1 ( 1%), «Людьми» 4 ( 4 %), «Ничем» 4 (4%), Не ответили 65 (73%) человек. (Приложение № VI).
Вывод. Таким образом, патриотизм олицетворяет русский национальный характер и сохраняет наши национальные начала и основы жизни. В своей работе мы говорили о таких источниках патриотического воспитания, как кинофильмы, живопись, музыка, поэзия, книга, спортивные достижения, хотя этот перечень, естественно, не является исчерпывающим - источники патриотизма разнообразны: это и государственная символика, и русский (родной) язык и многое другое. При проведении опроса выяснилось, что большая часть жителей знакома со словарём, почти все статьи показались интересными; 19%опрошенных добавили бы в словарь материал о людях села, 29% считают, что некоторые статьи нужно отредактировать. 97% односельчан говорят о том, что словарь "нужен". 90% населения сказали, что словарь "может служить источником патриотического воспитания школьников", так как дети «узнают односельчан и будут гордиться ими», "узнают о с. Вешкелица и будут гордиться своим селом». Исходя из полученных данных, мы считаем, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, доказана: "Иллюстрированный энциклопедический словарь Вешкельского сельского поселения Суоярвского района" может служить источником патриотического воспитания школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания школьников занимает, например, изучение истории, фольклора, людей, родного края. Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
«Словарь Вешкельского сельского поселения» - первая книга о культуре, истории, людях нашего села.
Вешкельские исследователи на протяжении многих лет ведут работу по сохранению традиций коренного населения, истории села; в подготовке этого издания участвовала большая часть жителей села.
Источниками патриотического воспитания служат кинофильмы, музыкальные произведения, литературное творчество, живопись, участие спортсменов в Олимпиадах и особенно в Паралимпиадах, а также книга, в "книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть…", - как написано в "Повести временных лет".0
Анкетирование, проведённое нами среди жителей села в возрасте от 11 до 85 лет, подтверждает выведенную нами гипотезу: «Иллюстрированный Энциклопедический словарь Вешкельского сельского поселения» может служить источником патриотического воспитания школьников. Среди самых распространённых ответов на вопрос: "Может ли словарь служить источником патриотического воспитания?" были такие: «Узнают односельчан и будут гордиться ими», «Узнают о нашем селе и будут гордиться им», «Любовь к Вешкелице», «Это долг учеников» и т.д.
В ходе проделанной работы мы доказали, что «Словарь…» действительно может служить источником патриотического воспитания школьников. Думаем, «Словарь Вешкельского сельского поселения» станет больше в объеме, а также, будет продолжать знакомить людей с нашими традициями, народом, фольклором; помогать, школьникам защищать и любить свою Родину – место, где ты родился и вырос…
Список использованных источников и литературы:
1) Вставай, страна огромная. История песни [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post105029909 свободный.
2) Из похвалы князю Ярославу и книгам (отрывок "Из повести временных лет"). Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учрежЛ64 дений. В 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. В.Я,. Коровина.-17-е изд. - М. : Просвещение, 2009. С. 52.
3) Иллюстрированный энциклопедический словарь Вешкельского сельского поселения И 44 Суоярвского района Республики Карелия / [авт.-сост.: Л. П. Воробьев и др.; фот.: П. А. Андреев и др.]. - Петрозаводск: Версо, 2012. - 32 с.: ил.
4) Лукин Ю. "Когда позвала Родина". Встп. статья./ Шолохов М. М. "Они сражались за Родину". Марийское книжное издательство. 1981г. С 4.
5) Первый словарь о карельском селе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knk.karelia.ru/2013/01/pervij-slovar--o-karel-skom-sele.html свободный.
6) Российские паралимпийцы выиграли 14 медалей в седьмой день игр! [Электронный
ресурс]/Olymps.ru. – Режим доступа :www. olymps.ru/sochi-2014/rossijskie-paralimpijcy/.
7) Советское искусство 1941-1945 годов [Электронный ресурс]//История русского изобразительного искусства.- Режим доступа: www. bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/14. htm свободный.
0 Первый словарь о карельском селе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knk.karelia.ru/2013/01/pervij-slovar--o-karel-skom-sele.html свободный.
0 Российские паралимпийцы выиграли 14 медалей в седьмой день игр! [Электронный ресурс]/Olymps.ru. – Режим доступа :www. olymps.ru/sochi-2014/rossijskie-paralimpijcy/.
0 Лукин Ю. "Когда позвала Родина". Встп. статья./ Шолохов М. М. "Они сражались за Родину". Марийское книжное издательство. 1981г. С 4.
0 Советское искусство 1941-1945 годов [Электронный ресурс]//История русского изобразительного искусства.- Режим доступа: www. bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/14. htm свободный.
0 Вставай, страна огромная. История песни [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post105029909 свободный.
0 Из похвалы князю Ярославу и книгам (отрывок "Из повести временных лет"). Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. В.Я,. Коровина.-17-е изд. - М. : Просвещение, 2009. С. 52.
0 Из похвалы князю Ярославу и книгам (отрывок "Из повести временных лет"). Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учрежЛ64 дений. В 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. В.Я,. Коровина.-17-е изд. - М. : Просвещение, 2009. С. 52.