СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения»»

Конспект урока:

Дата:

Школа:

Класс: 3 «Б»

Предмет: Русский язык

Студент:

Тема урока: «Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения»

Тип урока: усвоение новых знаний

Методист:

Учитель:

Цель: научить детей распознавать имена существительные общего рода, определять род имён существительных иноязычного происхождения.

Задачи:

- Обучить согласованию имён существительных общего рода и имён прилагательных.

- Развивать память, внимание, обогащать словарный запас обучающихся.

- Воспитывать интерес к предмету.

УУД:

Личностные:

- Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Познавательные:

- Извлекать информацию представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.).

- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- Понимать точку зрения другого

Оборудование: конспект урока; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 3 класс. Часть 2» Москва «Просвещение» 2013; ноутбук; проектор; презентация; экран; мел для работы у доски; листы с тестами.

Литература:

  1. Существительные общего рода: [Электронный ресурс] URL: https://videouroki.net/razrabotki/sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda-1.html (Дата обращения: 26.01.2022).




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент


















  1. Актуализация знаний




















  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.











































  1. Первичное восприятие и осознание нового материала








































  1. Закрепление и осмысление знаний








































  1. Обобщение и систематизация знаний






























  1. Первичное закрепление





































  1. Рефлексия






  1. Информация о домашнем задании
















  1. Подведение итогов






- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Анастасия Сергеевна.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Ребята, давайте проверим нашу готовность к уроку. Нам понадобится учебник по русскому языку, тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, карандаш. Всё ли это у вас есть?

Отлично. Теперь откройте свои тетради и запишите число, классная работа. Сегодня второе февраля.

При письме помните о правильной посадке:

- сидеть нужно ПРЯМО;

- спиной опираемся на спинку стула;

- ноги должны стоять прямо на полу;

- руки должны опираться о край парты;

- тетрадь нужно придерживать левой (для праворуких) и правой (для леворуких) рукой, и лежать тетрадь должна лежать под наклоном.

Урок мы начнём с орфографической минутки. Я буду называть имена существительные, а вы подберите и ним синонимы и запишите их. А что такое синонимы?

Зной (жара), мрак (тьма), удача (везение, успех), вьюга (метель), приятель (друг), обязанность (долг).

Укажите род имён существительных.


Напишите словосочетания в единственном числе:

Спелые яблоки (спелое яблоко), тёплые одеяла (тёплое одеяло), старые клёны (старый клён), белые простыни (белая простынь).

Определите род имён существительных.

Итак, вы знаете, что каждое существительное в единственном числе принадлежит к определённому роду. Повторите, к каким же?

Каким местоимением мы заменяем существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

Назовите родовые окончания существительных среднего рода. (солнце, гнездо).

А как вы думаете, существуют ли существительные, которые могут быть и женского, и мужского рода?

Чтобы в этом разобраться, прослушайте, пожалуйста, текст (слайд 2).

«Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

- И непоседа,- добавил отец.

- А по-моему, ты – умница! – как всегда заступилась бабушка».

Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Какая ситуация описана в тексте?


Что обозначают слова недотёпа, непоседа, умница?

Как думаете, эти слова были адресованы мальчику или девочке?

Давайте же с вами это и проверим, подставив в текст имена собственные, прилагательные, а также местоимения.

Сначала проверим женский род. Назовите любое женское имя.

Хорошо, теперь слушайте внимательно (слайд 3).

«ИМЯ, ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

- И страшная непоседа,- добавил отец.

- А по-моему, она – умница! – как всегда заступилась бабушка».

Как думаете, можно ли применить выделенные слова к существительным женского рода?

Теперь работаем с мужским родом. Какое мужское имя мы возьмём для примера? (слайд 4)

«ИМЯ, ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

- И страшный непоседа,- добавил отец.

- А по-моему, он – умница! – как всегда заступилась бабушка».

Всё ли здесь правильно?

Оказывается, некоторые слова, например выделенные в тексте, можно применить к существительным как женского, так и мужского рода. Такие слова называются существительными общего рода, и сегодня мы с вами потренируемся находить подобные слова в тексте и определять их род. Итак, тема нашего урока: «Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения» (слайд 5). Запишите тему себе в тетради, не забывая при этом сидеть ровно.

- А сейчас я предлагаю вам поработать со Страничкой для любознательных и узнать, в каких существительных определение рода может вызвать затруднение. Откройте двадцать девятую (29) страницу. Кто готов прочесть статью?

- Итак, к какому роду чаще всего относятся иноязычные неизменяемые неодушевлённые имена существительные: зимнее пальто, детское кафе?

К какому роду относятся существительные кофе и шампунь?

- Теперь обратитесь к сорок восьмому (48) упражнению. Прочитайте стихотворение Акима.

Что обозначает слово безделица?


Обратите внимание, какая цифра над этим словом?

Это значит, что нам нужно разобрать его по составу. Работаем у доски.


Молодцы.

Можно ли сказать, какого рода слово жадина?

Почему?


Давайте же ознакомимся с правилом. Откройте тридцатую (30) страницу ваших учебников. Статья «Обратите внимание!».

Всем ли понятно правило?

Тогда давайте выполним пятидесятое (50) упражнение. Прочитайте, спишите, определите род имён сущ-х в каждом предложении. При письме не забываем сидеть ровно.


А теперь давайте разомнёмся. Если вы услышите существительное мужского рода – потопайте, женского – похлопайте, а общего рода – поднимите руки вверх.

Мальчик, мама, мел, отличник, плакса, товарищ, хорошистка, сластёна, кофе, умница.

Вот и вы все умницы! Присаживайтесь.

Итак, продолжим работу. Откройте свои рабочие тетради на двадцать третьей странице (23). Обратите внимание на 47е задание: «Прочитайте слова. Как определить их род?». Ребята, а мы можем сразу определить род данных существительных?

Почему нет?


Хорошо, следующее задание: «Запишите данные имена существительные соответственно их лексическим значениям».

  1. Невоспитанный человек.

Как думаете, какое существительное из списка подойдёт под это определение?

Это слово «невежа», запишите. А знаете ли вы слово, которое очень похоже на слово «невежа»? Только смысл у этого слова совсем другой, и путать их – ошибка.

(слайд 6). Невежа и невежда. Согласитесь, звучат похоже. А вы знаете значение этих слов? Невежу мы уже записали. Напомните, кто же это?


А кто такой «невежда»?

Давайте разберёмся (слайд 7).

Значит, невежда – это малообразованный человек, а невежа – грубый и невоспитанный. Всем понятно? Тогда продолжим выполнение сорок седьмого упражнения.

Теперь приступим к следующему заданию. Упражнение сорок восьмое (48). Подчеркните лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.

Работа со словарём

Молодцы. Как видите, существительные общего рода очень часто встречаются в разговорной речи. Поэтому давайте проверим, знаете ли вы, что означают эти слова: забияка, злюка, непоседа, рёва, обжора, егоза, задира, подлиза?





Как много слов вы знаете. Значит, следующее задание будет для вас простым. Мы поиграем в игру «Доскажите слово». Я читаю стихотворение, пропускаю какое-то слово, а вы называете слово, которое, на ваш взгляд, было пропущено.

В доме грязь, черна рубаха,

А зовут его (неряха).


Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Ну и (жадина) ты, Петя!»


Круглый год у нас потери:

Календарь – на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь (растяпа) этот – я!

А вы знаете, что раньше существовало слово ряха, которое означало «красиво одетый человек»? Сейчас такого слова нет, и оно всегда пишется с не слитно!

Теперь обратите внимание на ваши столы. У всех ли есть листы с заданием? Я предлагаю вам выполнить Тест «Существительные общего рода».

Давайте проверим. Если вы ответили на вопрос правильно, поставьте себе +.

У кого все +? А у кого были ошибки? На каком вопросе?

Итак, с какими существительными мы сегодня познакомились?

Назовите примеры таких существительных.

К какому роду чаще относятся названия животных?

Назовите род слова кофе.

Молодцы. Что ж, у меня для вас есть ещё одно испытание. Сейчас вы увидите на слайде фотографию человека или изображение сказочного персонажа, а вам нужно охарактеризовать его каким-то существительным общего рода (слайд 9 -13 до сладкоежки).

Хорошо. Сложно ли вам было?

А сможете ли вы на слух поймать ошибку? Я прочту вам текст о вожатом лагеря и мальчике, а вы должны понять, что же не так в их словах.

- Однажды в лагере произошла вот какая история. Среди ухоженных аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров. Вот что из этого получилось.

ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, -говорит вожатый,- ты такая большая неряха!

МАЛЬЧИК – Неверно, - ответил мальчик.- Я не большая неряха. Я мальчик.

ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, -возразил вожатый,- посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

МАЛЬЧИК возмутился - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь?

-Какую ошибку допустил вожатый в беседе с мальчиком?


Действительно, горе-вожатый не понял секрета существительных общего рода. А вы молодцы, поймали ошибку.

Теперь давайте оценим свою работу с помощью лесенки успеха (слайд 14).

Нижняя – я ничего не понял; средняя – в целом всё понял, но были трудности, верхняя – всё понял.

Что же, давайте запишем домашнее задание. Откройте свои дневники, не забывайте сидеть при этом ровно.

Д/з: упр. 49 (с. 30). Прочитайте, объясните, кого та называют. Мы с вами разобрали много различных слов, поэтому это задание не должно вызвать у вас много трудностей. Дальше: какие иена существительные близки по значению? Выпишите синонимы группами. Например, первое слово – грязнуля. Среди предложенных слов мы должны найти такое слово, которое схоже с ним по смыслу. Всем ли понятно задание?

Ребята, а обратили ли вы внимание, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить?

Правильно ли это?

Конечно нет. В каждом человеке можно найти что-то хорошее, выделить в нём не только недостатки, но и достоинства.

Как думаете, а каким существительным общего рода можно охарактеризовать каждого из вас?

Я думаю, что это слово умницы! Вы согласны со мной?

На этом наш урок подошёл к концу. Мне было приятно с вами работать, всем спасибо, до свидания.

Здороваются.






Проверяют.





Записывают.










Это слова, различные по звучанию, но близкие по значению.

Подбирают синонимы.


Указывают род.


Записывают.



Яблоко –ср., одеяло – ср., клён – м., простынь – ж.р..



К мужскому, женскому или среднему


Он/ она/ оно.


Окончания –е и –о.


Отвечают.



Слушают.




Ребёнок совершил какой-то проступок, родители ругаются на него, а бабушка, наоборот, заступается.

Это качества людей.

Отвечают.







Называют.








Можно.


Называют.






Да.










Записывают.





Читают.




К среднему роду.



К мужскому.



Читают.

Нечто, не имеющее значения, не имеющая цены вещь.

2.

БЕЗДЕЛИЦЕЙ (приставка БЕЗ, корень ДЕЛ, суффикс ИЦ, окончание ЕЙ, основа БЕЗДЕЛИЦ)


Нет.

Мы не знаем, о лице какого пола идёт речь.



Читают.




Выполняют упражнение с объяснением.

1 – мужской, 2 – женский, 3 – мужской, 4 – мужской, 5 – женский.






Выполняют упражнение.




Выполняют.


Нет.


Потому что мы не знаем, о лице какого пола идёт речь.

Выполняют.




Отвечают.



Отвечают.



Невоспитанный человек.



Отвечают.




Выполняют упражнение.


  1. Грязнуля. Здесь все сущ. Среднего рода, а грязнуля – сущ. общего рода.

  2. Умница, общий род.

  3. Плакса.


Отвечают:

Забияка – зачинщик ссор и драк.

Злюка – тот, кто постоянно злится.

Непоседа – подвижный человек.

Рёва – тот, кто часто плачет.

Обжора – тот, кто слишком много ест.

Егоза – беспокойный, непоседливый человек.

Задира (как и забияка) – зачинщик ссор и драк.

Подлиза - льстивый, угодливый человек.






Называют пропущенные слова.





















Выполняют.

Проверяют.




Сущ. Общего рода.



Муж.

Муж.




Выполняют.



Нет.





















Разговаривая с мальчиком, нужно говорить «большой неряха», «такой неряха», а не «большая» или «такая».




Оценивают.







Записывают.









Люди больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.


Нет.




Называют.





Прощаются.


Учитель ___________

Методист __________

Оценка ____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!