Организационный момент Актуализация знаний Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока. Первичное восприятие и осознание нового материала Закрепление и осмысление знаний Обобщение и систематизация знаний Первичное закрепление Рефлексия Информация о домашнем задании Подведение итогов | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Анастасия Сергеевна. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. - Ребята, давайте проверим нашу готовность к уроку. Нам понадобится учебник по русскому языку, тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, карандаш. Всё ли это у вас есть? Отлично. Теперь откройте свои тетради и запишите число, классная работа. Сегодня второе февраля. При письме помните о правильной посадке: - сидеть нужно ПРЯМО; - спиной опираемся на спинку стула; - ноги должны стоять прямо на полу; - руки должны опираться о край парты; - тетрадь нужно придерживать левой (для праворуких) и правой (для леворуких) рукой, и лежать тетрадь должна лежать под наклоном. Урок мы начнём с орфографической минутки. Я буду называть имена существительные, а вы подберите и ним синонимы и запишите их. А что такое синонимы? Зной (жара), мрак (тьма), удача (везение, успех), вьюга (метель), приятель (друг), обязанность (долг). Укажите род имён существительных. Напишите словосочетания в единственном числе: Спелые яблоки (спелое яблоко), тёплые одеяла (тёплое одеяло), старые клёны (старый клён), белые простыни (белая простынь). Определите род имён существительных. Итак, вы знаете, что каждое существительное в единственном числе принадлежит к определённому роду. Повторите, к каким же? Каким местоимением мы заменяем существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Назовите родовые окончания существительных среднего рода. (солнце, гнездо). А как вы думаете, существуют ли существительные, которые могут быть и женского, и мужского рода? Чтобы в этом разобраться, прослушайте, пожалуйста, текст (слайд 2). «Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. - И непоседа,- добавил отец. - А по-моему, ты – умница! – как всегда заступилась бабушка». Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Какая ситуация описана в тексте? Что обозначают слова недотёпа, непоседа, умница? Как думаете, эти слова были адресованы мальчику или девочке? Давайте же с вами это и проверим, подставив в текст имена собственные, прилагательные, а также местоимения. Сначала проверим женский род. Назовите любое женское имя. Хорошо, теперь слушайте внимательно (слайд 3). «ИМЯ, ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. - И страшная непоседа,- добавил отец. - А по-моему, она – умница! – как всегда заступилась бабушка». Как думаете, можно ли применить выделенные слова к существительным женского рода? Теперь работаем с мужским родом. Какое мужское имя мы возьмём для примера? (слайд 4) «ИМЯ, ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. - И страшный непоседа,- добавил отец. - А по-моему, он – умница! – как всегда заступилась бабушка». Всё ли здесь правильно? Оказывается, некоторые слова, например выделенные в тексте, можно применить к существительным как женского, так и мужского рода. Такие слова называются существительными общего рода, и сегодня мы с вами потренируемся находить подобные слова в тексте и определять их род. Итак, тема нашего урока: «Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения» (слайд 5). Запишите тему себе в тетради, не забывая при этом сидеть ровно. - А сейчас я предлагаю вам поработать со Страничкой для любознательных и узнать, в каких существительных определение рода может вызвать затруднение. Откройте двадцать девятую (29) страницу. Кто готов прочесть статью? - Итак, к какому роду чаще всего относятся иноязычные неизменяемые неодушевлённые имена существительные: зимнее пальто, детское кафе? К какому роду относятся существительные кофе и шампунь? - Теперь обратитесь к сорок восьмому (48) упражнению. Прочитайте стихотворение Акима. Что обозначает слово безделица? Обратите внимание, какая цифра над этим словом? Это значит, что нам нужно разобрать его по составу. Работаем у доски. Молодцы. Можно ли сказать, какого рода слово жадина? Почему? Давайте же ознакомимся с правилом. Откройте тридцатую (30) страницу ваших учебников. Статья «Обратите внимание!». Всем ли понятно правило? Тогда давайте выполним пятидесятое (50) упражнение. Прочитайте, спишите, определите род имён сущ-х в каждом предложении. При письме не забываем сидеть ровно. А теперь давайте разомнёмся. Если вы услышите существительное мужского рода – потопайте, женского – похлопайте, а общего рода – поднимите руки вверх. Мальчик, мама, мел, отличник, плакса, товарищ, хорошистка, сластёна, кофе, умница. Вот и вы все умницы! Присаживайтесь. Итак, продолжим работу. Откройте свои рабочие тетради на двадцать третьей странице (23). Обратите внимание на 47е задание: «Прочитайте слова. Как определить их род?». Ребята, а мы можем сразу определить род данных существительных? Почему нет? Хорошо, следующее задание: «Запишите данные имена существительные соответственно их лексическим значениям». Невоспитанный человек. Как думаете, какое существительное из списка подойдёт под это определение? Это слово «невежа», запишите. А знаете ли вы слово, которое очень похоже на слово «невежа»? Только смысл у этого слова совсем другой, и путать их – ошибка. (слайд 6). Невежа и невежда. Согласитесь, звучат похоже. А вы знаете значение этих слов? Невежу мы уже записали. Напомните, кто же это? А кто такой «невежда»? Давайте разберёмся (слайд 7). Значит, невежда – это малообразованный человек, а невежа – грубый и невоспитанный. Всем понятно? Тогда продолжим выполнение сорок седьмого упражнения. Теперь приступим к следующему заданию. Упражнение сорок восьмое (48). Подчеркните лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор. Работа со словарём Молодцы. Как видите, существительные общего рода очень часто встречаются в разговорной речи. Поэтому давайте проверим, знаете ли вы, что означают эти слова: забияка, злюка, непоседа, рёва, обжора, егоза, задира, подлиза? Как много слов вы знаете. Значит, следующее задание будет для вас простым. Мы поиграем в игру «Доскажите слово». Я читаю стихотворение, пропускаю какое-то слово, а вы называете слово, которое, на ваш взгляд, было пропущено. В доме грязь, черна рубаха, А зовут его (неряха). Ничего на целом свете Не поделит с вами Петя: Ни ватрушку, ни игрушку, Ни забавную зверушку… И кричат мальчишке дети: «Ну и (жадина) ты, Петя!» Круглый год у нас потери: Календарь – на той неделе, В прошлом месяце – билет, В этом – книга и пакет. Невиновна вся семья, Ведь (растяпа) этот – я! А вы знаете, что раньше существовало слово ряха, которое означало «красиво одетый человек»? Сейчас такого слова нет, и оно всегда пишется с не слитно! Теперь обратите внимание на ваши столы. У всех ли есть листы с заданием? Я предлагаю вам выполнить Тест «Существительные общего рода». Давайте проверим. Если вы ответили на вопрос правильно, поставьте себе +. У кого все +? А у кого были ошибки? На каком вопросе? Итак, с какими существительными мы сегодня познакомились? Назовите примеры таких существительных. К какому роду чаще относятся названия животных? Назовите род слова кофе. Молодцы. Что ж, у меня для вас есть ещё одно испытание. Сейчас вы увидите на слайде фотографию человека или изображение сказочного персонажа, а вам нужно охарактеризовать его каким-то существительным общего рода (слайд 9 -13 до сладкоежки). Хорошо. Сложно ли вам было? А сможете ли вы на слух поймать ошибку? Я прочту вам текст о вожатом лагеря и мальчике, а вы должны понять, что же не так в их словах. - Однажды в лагере произошла вот какая история. Среди ухоженных аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров. Вот что из этого получилось. ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, -говорит вожатый,- ты такая большая неряха! МАЛЬЧИК – Неверно, - ответил мальчик.- Я не большая неряха. Я мальчик. ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, -возразил вожатый,- посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха. МАЛЬЧИК возмутился - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь? -Какую ошибку допустил вожатый в беседе с мальчиком? Действительно, горе-вожатый не понял секрета существительных общего рода. А вы молодцы, поймали ошибку. Теперь давайте оценим свою работу с помощью лесенки успеха (слайд 14). Нижняя – я ничего не понял; средняя – в целом всё понял, но были трудности, верхняя – всё понял. Что же, давайте запишем домашнее задание. Откройте свои дневники, не забывайте сидеть при этом ровно. Д/з: упр. 49 (с. 30). Прочитайте, объясните, кого та называют. Мы с вами разобрали много различных слов, поэтому это задание не должно вызвать у вас много трудностей. Дальше: какие иена существительные близки по значению? Выпишите синонимы группами. Например, первое слово – грязнуля. Среди предложенных слов мы должны найти такое слово, которое схоже с ним по смыслу. Всем ли понятно задание? Ребята, а обратили ли вы внимание, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить? Правильно ли это? Конечно нет. В каждом человеке можно найти что-то хорошее, выделить в нём не только недостатки, но и достоинства. Как думаете, а каким существительным общего рода можно охарактеризовать каждого из вас? Я думаю, что это слово умницы! Вы согласны со мной? На этом наш урок подошёл к концу. Мне было приятно с вами работать, всем спасибо, до свидания. | Здороваются. Проверяют. Записывают. Это слова, различные по звучанию, но близкие по значению. Подбирают синонимы. Указывают род. Записывают. Яблоко –ср., одеяло – ср., клён – м., простынь – ж.р.. К мужскому, женскому или среднему Он/ она/ оно. Окончания –е и –о. Отвечают. Слушают. Ребёнок совершил какой-то проступок, родители ругаются на него, а бабушка, наоборот, заступается. Это качества людей. Отвечают. Называют. Можно. Называют. Да. Записывают. Читают. К среднему роду. К мужскому. Читают. Нечто, не имеющее значения, не имеющая цены вещь. 2. БЕЗДЕЛИЦЕЙ (приставка БЕЗ, корень ДЕЛ, суффикс ИЦ, окончание ЕЙ, основа БЕЗДЕЛИЦ) Нет. Мы не знаем, о лице какого пола идёт речь. Читают. Выполняют упражнение с объяснением. 1 – мужской, 2 – женский, 3 – мужской, 4 – мужской, 5 – женский. Выполняют упражнение. Выполняют. Нет. Потому что мы не знаем, о лице какого пола идёт речь. Выполняют. Отвечают. Отвечают. Невоспитанный человек. Отвечают. Выполняют упражнение. Грязнуля. Здесь все сущ. Среднего рода, а грязнуля – сущ. общего рода. Умница, общий род. Плакса. Отвечают: Забияка – зачинщик ссор и драк. Злюка – тот, кто постоянно злится. Непоседа – подвижный человек. Рёва – тот, кто часто плачет. Обжора – тот, кто слишком много ест. Егоза – беспокойный, непоседливый человек. Задира (как и забияка) – зачинщик ссор и драк. Подлиза - льстивый, угодливый человек. Называют пропущенные слова. Выполняют. Проверяют. Сущ. Общего рода. Муж. Муж. Выполняют. Нет. Разговаривая с мальчиком, нужно говорить «большой неряха», «такой неряха», а не «большая» или «такая». Оценивают. Записывают. Люди больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека. Нет. Называют. Прощаются. |