Формирование конкретного образова-тельного результата | Основные виды деятельности учителя. Методы и приемы обучения | Виды и формы организации деятельности учащихся |
Этап 1. Организация урока – |
Умение ставить перед собой цели, организовывать свою деятельность. | -Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем число. Классная работа. Оставляем строчку для темы . -Все готовы к уроку? Кто отсутствует? Сегодня мы продолжим изучать такую часть речи как ИС. | Осмысление целей и задач; подготовка к восприятию темы. |
Этап 2. Проверка д/з |
Совершенствование знаний, умений, навыков; Умение логично излагать и аргументировать свои мысли | -Начнем наш урок с повторения прошлой темы. Итак, о чем мы говорили на прошлом уроке? -Какие ИС называются собственными , а какие нарицательными? Приводим примеры. -Есть ли вопросы по д/з | -Об ИС собственных и нарицательных. - ИС, которые называют однородные предметы, называются нарицательными (стол, стул, книга). - Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными. (Россия, Пенза, Шарик, Земля и др.) |
Этап 3. Объяснение нового материала - |
Усвоение основных знаний о правописании –собственных и нарицательных ИС. Умение извлекать необходимую информацию из услышанного. | 1.Наблюдение над языковым материалом. 2.Слово учителя А сейчас запишем в два столбика имена существительные. Определить, по какому признаку они объединены? Папа дуб Тётя ствол Дядя дупло Пёс Днепр Валя гриб Правильно. -Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Сегодня мы должны научиться: -различать одушевлённые существительные от неодушевлённых; -Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?! Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что? | -Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. -Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные. - Записывают. |
Этап 4. Закрепление изученного – 20 мин. |
Умение применять знания по теме на практике; -умение выявлять условия употребления собственных и нарицательных имен существительных. | 1.Работа с учебником. 2.Слово учителя. 3.Наблюдение над языковым материалом - Еще раз повторим правило. Открываем учебник на стр.50 -Закрепим наши знания, сделав упражнение 485.Укажем одушевленные и неодушевленные ИС, подчеркнем одушевленные ИС как члены предложения (на примере одного предложения). -Как мы определяем, что ИС является одушевленным или неодушевленным? Правильно. -Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Просклоняем несколько существительных. И.п. друзья кони деревья столы Р.п. друзей коней деревьев столов Д.п. друзьям коням деревьям столам В.п. друзей коней деревья столы Т.п. друзьями конями деревьями столами П.п. о друзьях конях деревьях столах Какую разницу вы заметили при склонении? Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания? Выделим еще одну особенность. В единственном числе у существительных 2 склонения В.П. =Р.п. Но у существительных 1 и 3 склонения -- нет. В.п. встретить девушку, юношу, лодку. Увидеть мышь, степь. - Ответим на следующий вопрос одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные? Вижу орла – вижу Орёл, Позвать дворника – включить дворники. Почему так происходит? Правильно, разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения. – Выполним упр 488, 487 | -Читают правило. -Задаем вопрос: одушевленные ИС отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что? - -Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом. -Вижу орла- одушевленное, а вижу Орел- неодушевленное; позвать дворника – одушевленное, а включить дворники – неодушевленное. -Здесь меняется значение. |
Этап 4. Домашнее задание |
Умение осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью, самостоятельно организовывать деятельность. | Ребята, на дом вы возьмете упр. 486 Здесь вам нужно списать, расставить пропущенные знаки препинания. Над одушевленными ИС поставить- буквы – о, над неодушевленными – н. Запомнить правило на стр. 195. | Слушают задание, записывают в дневник, принимают к сведению, планируют свои способности выполнения задания. Уточняют, задают вопросы. |
Этап 5. Рефлексия |
Умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, совершенствование умения обобщать изученный материал. | 1.Ребята, ответим на следующий вопросы: -Какие же имена существительные мы называем одушевленными , а какие собственными? Примеры. -Какой еще есть способ безошибочного определения одушевленных и неодушевленных ИС? 2.Оценивание работы класса в целом и индивидуально конкретных учеников с комментариями оценок. На этом наш урок закончен. Спасибо за работу! | --Слова ,которые отвечают на вопрос кто? и обозначают живых существ, являются одушевлёнными (собака, человек, птица) -Слова , который отвечают на вопрос что? И обозначают предметы неживой природы, являются неодушевленные (парта, стул, книга) -Совпадение падежей. 2. Анализируют свою деятельность и выявля-ют причины того, что получилось, а что нет. |