СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные собственные и нарицательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе на повторение изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные собственные и нарицательные»

План-конспект урока по русскому языку

5 класс

«Имена существительные собственные и нарицательные»


Тип урока – урок-повторение ранее изученного материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • Вспомнить понятия: «собственные» и «нарицательные» имена существительные;

  • формирование способности к разграничению собственных и нарицательных имен существительных.


Развивающие:


  • развитие орфографической зоркости;

  • Развитие памяти, воображение, речи.


Воспитательные:


  • Воспитание интереса и любви к русскому языку.



Ход урока

  1. Организационный этап, приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на плодотворную работу.



  1. Актуализация полученных ранее знаний:


Итак, давайте вспомним, что такое морфология?


(Морфология – это раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи.)


Хорошо, а что такое имя существительное?


(Это самостоятельная часть речи. Может изменяться по числам и падежам, имеет род. Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?/что)


Согласна с вами. На прошлом уроке мы с вами повторили такие понятия как одушевленные и неодушевленные имена существительные. Что это за понятия и чем они различаются?


(Одушевленные – это имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Неодушевленные – это имена существительные, отвечающие на вопрос что? Различаются тем, что одушевленные обозначают живые объекты: люде, животных, птиц и т.д. Неодушевленные обозначают не живые объекты: вещи, природные явления и т.д.)


Верно. Вспомним игру прошлого урока. Давайте сыграем в нее снова. Только слегка изменим правила: теперь, когда будут звучать одушевленные существительные, мальчики будут вставать. А когда неодушевленные – девочки.


Хлеб, крот, книга, мороженое, курица, море, кит, дельфин, телевизор, рисунок, ученица.


(Дети выполняют задание учителя)



  1. Объяснение нового материала:


Спасибо, присаживайтесь. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа. Тему обозначим позднее. Итак, давайте обратимся к примерам на доске. Перед нами группа слов. Нужно распределить эти слова в две колонки по сходству какого-либо признака. Работу выполнить необходимо самостоятельно. Свой выбор обосновать. Через 3 минуты проверим.


Мальчик, Игорь, Анна, мама, река, Аметист, Ока, камень


(Ученики выполняют работу самостоятельно в тетрадях под контролем учителя)


Давайте проверим, что у вас получилось.


(Один из учеников выходит к доске, записывает свой вариант. Одноклассники сверяются)


По какому принципу были распределены слова?


(В первую колонку попали слова: мальчик, мама, река, камень, т.к. они являются общими понятиями. Таких много. Вторая колонка: Игорь, Анна, Аметист, Ока, т.к. они являются названиями, именами предметов)


Верно, как называются такие понятия?


(Имена собственные и нарицательные)


Согласна, давайте запишем тему сегодняшнего урока в тетради. Как только закончите, откройте свои учебники на стр. 52 и ознакомьтесь с определениями данных понятий.


(Дети записывают тему. Сначала знакомятся с определениями самостоятельно, затем читают вслух)



  1. Первичное закрепление:


Хорошо! Теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Откройте учебники на стр. 53. Обратимся к упражнению №491. Вам необходимо записать в алфавитном порядке фамилии известных писателей, композиторов, художников. Работать будете самостоятельно, после проверим.


(Дети работают самостоятельно. После происходит устная проверка)


Прекрасная работа! Теперь обратимся к упр. 497 на стр. 54. Работать будем по рядам. Первый ряд работает с первой группой слов, второй – со второй, третий – с третьей. После проверим.


(Дети работают самостоятельно. После происходит устная проверка)


  1. Подведение итогов урока:


Итак, сегодня мы с вами вспомнили понятия собственных и нарицательных имен существительных. Давайте еще раз повторим, чем различаются эти понятия.


(Дети повторяют правило)

  1. Запись домашнего задания:

Молодцы. Запишите пожалуйста домашнее задание. (Упражнение 498, стр. 55. Учебник под ред. Т.А. Ладыженской).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!