План-конспект урока по русскому языку
5 класс
«Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока – урок-повторение ранее изученного материала.
Цели урока:
Образовательные:
Вспомнить понятия: «собственные» и «нарицательные» имена существительные;
формирование способности к разграничению собственных и нарицательных имен существительных.
Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
Развитие памяти, воображение, речи.
Воспитательные:
Ход урока
Организационный этап, приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на плодотворную работу.
Актуализация полученных ранее знаний:
Итак, давайте вспомним, что такое морфология?
(Морфология – это раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи.)
Хорошо, а что такое имя существительное?
(Это самостоятельная часть речи. Может изменяться по числам и падежам, имеет род. Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?/что)
Согласна с вами. На прошлом уроке мы с вами повторили такие понятия как одушевленные и неодушевленные имена существительные. Что это за понятия и чем они различаются?
(Одушевленные – это имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Неодушевленные – это имена существительные, отвечающие на вопрос что? Различаются тем, что одушевленные обозначают живые объекты: люде, животных, птиц и т.д. Неодушевленные обозначают не живые объекты: вещи, природные явления и т.д.)
Верно. Вспомним игру прошлого урока. Давайте сыграем в нее снова. Только слегка изменим правила: теперь, когда будут звучать одушевленные существительные, мальчики будут вставать. А когда неодушевленные – девочки.
Хлеб, крот, книга, мороженое, курица, море, кит, дельфин, телевизор, рисунок, ученица.
(Дети выполняют задание учителя)
Объяснение нового материала:
Спасибо, присаживайтесь. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа. Тему обозначим позднее. Итак, давайте обратимся к примерам на доске. Перед нами группа слов. Нужно распределить эти слова в две колонки по сходству какого-либо признака. Работу выполнить необходимо самостоятельно. Свой выбор обосновать. Через 3 минуты проверим.
Мальчик, Игорь, Анна, мама, река, Аметист, Ока, камень
(Ученики выполняют работу самостоятельно в тетрадях под контролем учителя)
Давайте проверим, что у вас получилось.
(Один из учеников выходит к доске, записывает свой вариант. Одноклассники сверяются)
По какому принципу были распределены слова?
(В первую колонку попали слова: мальчик, мама, река, камень, т.к. они являются общими понятиями. Таких много. Вторая колонка: Игорь, Анна, Аметист, Ока, т.к. они являются названиями, именами предметов)
Верно, как называются такие понятия?
(Имена собственные и нарицательные)
Согласна, давайте запишем тему сегодняшнего урока в тетради. Как только закончите, откройте свои учебники на стр. 52 и ознакомьтесь с определениями данных понятий.
(Дети записывают тему. Сначала знакомятся с определениями самостоятельно, затем читают вслух)
Первичное закрепление:
Хорошо! Теперь попробуем применить полученные знания на практике.
Откройте учебники на стр. 53. Обратимся к упражнению №491. Вам необходимо записать в алфавитном порядке фамилии известных писателей, композиторов, художников. Работать будете самостоятельно, после проверим.
(Дети работают самостоятельно. После происходит устная проверка)
Прекрасная работа! Теперь обратимся к упр. 497 на стр. 54. Работать будем по рядам. Первый ряд работает с первой группой слов, второй – со второй, третий – с третьей. После проверим.
(Дети работают самостоятельно. После происходит устная проверка)
Подведение итогов урока:
Итак, сегодня мы с вами вспомнили понятия собственных и нарицательных имен существительных. Давайте еще раз повторим, чем различаются эти понятия.
(Дети повторяют правило)
Запись домашнего задания:
Молодцы. Запишите пожалуйста домашнее задание. (Упражнение 498, стр. 55. Учебник под ред. Т.А. Ладыженской).