СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имена существительные собственные и нарицательные».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке возможно повторить и дополнить теоретический материал, относящийся к существительным собственным и нарицательным, а также правила написания прописной буквы в именах собственных; развивать навыки, позволяющие быстро отличить собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи. При помощи групповой, индивидуальной и парной работы повторяются основные сведения, касающиеся данной темы, также дается опережающее проектное задание

Задачи:Обучающие( формирование УУД):- развивать умение формулировать определение понятий;-формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;-обогащать словарный запас учащихся;-совершенствовать орфографический и пунктуационные умения.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

-развитие внимания обучающихся;-формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных):-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;-развитие умений анализировать, сравнивать , обобщать;-развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные универсальные учебные действия (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):-воспитание интереса и уважения к родному языку,-воспитание ценностного отношения к слову;-развитие коммуникативных универсальных учебных действий:-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

.

Просмотр содержимого документа
««Имена существительные собственные и нарицательные».»

Алыкова Сабина Рафиковна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Астрахани «Лицей №1»


Конспект урока в 5 классе по теме

«Имена существительные собственные и нарицательные».

Цель урока: повторить и дополнить теоретический материал, относящийся к существительным собственным и нарицательным, а также правила написания прописной буквы в именах собственных; развивать навыки, позволяющие быстро отличить собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Задачи:Обучающие( формирование УУД):- развивать умение формулировать определение понятий;-формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;-обогащать словарный запас учащихся;-совершенствовать орфографический и пунктуационные умения.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

-развитие внимания обучающихся;-формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных):-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;-развитие умений анализировать, сравнивать , обобщать;-развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные универсальные учебные действия (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):-воспитание интереса и уважения к родному языку,-воспитание ценностного отношения к слову;-развитие коммуникативных универсальных учебных действий:-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

№ этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха

(Запись числа и классной работы сделана). Учитель читает стихотворение «Круглый Год Январь» С.Маршака. Открываем календарь — Начинается январь. В январе, в январе Много снегу во дворе.

-Поделитесь своими впечатлениями,каков ваш настрой? Отметьте в тетради при помощи смайлика.

Приветствуют учителя. Записывают число, вид работы. Эмоционально настраиваются на работу, делятся впечатлениями.

Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные

Актуализация знаний+

Целеполагание и мотивирование

Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности

«Угадай и запиши». Вспомните героев и запишите, из какого они произведения. Пьеро, Джельсомино, Конек-Горбунок.

-Много ли героев произведений вы знаете? А много ли среди них Пьеро, Джельсомино? Как и в классе любой — ученик. А скажете: «Карпенко,подойди сюда!» - и среди всех именно Карпенко поднимется из-за парты.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Человек, Болгария, лайка, Ока, журнал «Огонек», Азовское море.

1 вариант. Назовите нарицательные имена существительные и выпишите их. 2 вариант - собственные.

Учитель предлагает учащимся поставить цель урока.


Учащиеся вспоминают героев и названия произведений. Записывают предложения.

Формулируют тему урока.

Учащиеся ставят цели урока: научиться отличать собственные и нарицательные имена существительные, усвоить правила написания прописной буквы в именах собственных.

Поиск и выделение необходимой информации; умение слушать и вступать в диалог;прогнозировать свою деятельность, сформулировать цели и задачи,

Ввод нового материала

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Учитель предлагает самостоятельно дать определение собственным и нарицательным именам существительным, затем сопоставляет с определением учебника

Учащиеся самостоятельно дают определение и сравнивают с параграфом учебника

Поиск и выделение информации, структурирование знаний, анализ объектов;планирование деятельности

Физкульт - минутка


Любопытная Варвара 
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз!



Первичное закрепление

Решение проблемной задачи, фиксация знаний

(В паре) Учитель предлагает обратить внимание на предыдущее задание и вспомнить морфологические признаки им.сущ. Что особенного в признаках им.собств.?

-Какой вывод можно сделать?

Учащиеся анализируют примеры, делают вывод.

Обсуждение,рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов; решение проблемной задачи.

Применение нового знания, решение подуктивного задания

Выделение необходимой информации, контроль

Соедините имена собственные и нарицательные; запишите полученные словосочетания. С одним из них составьте СП.

а) страна, теплоход, друг, клуб, завод, сказка.

б) Спящая красавица, Слава, Октябрь, Витя, Тимирязев, Россия.

Учащиеся выполняют задание, формулируют правило постановки кавычек при именах собственных, сверяют свои предположения с видеороликом. https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Imena-suschestvitelnye-naritsatelnye-i-sobstvennye.html

Оценка промежуточных результатов и выделение новой информации; формулирование правила.

Творческая работа


Учащимся предлагается проектное задание. Задание (одно на выбор): упр.499 либо найти и оформить информацию по теме «История известных фамилий писателей»; «История известных фамилий поэтов»; «История фамилий моих одноклассников».

Учащиеся, уже поделенные на группы, к следующему уроку должны выбрать тему. Срок выполнения проекта — 1 месяц.


Контроль знаний

Оценка промежуточных результатов

На проекторе выводится упражнение для совместного решения в группах (групп примерно 4).

https://learningapps.org/1745465

Необходимо,используя логику и полученные знания, восстановить предложения.

Учащиеся выполняют продуктивное задание.

Самопроверка со слайда.

Умение слушать и вступать в диалог, планирование своей деятельности, контроль результата, коррекция и саморегуляция.

Домашнее задание


Параграф 91. На «3» - упр. 500, 497, на «4» - упр.492, https://learningapps.org/1201971

на «5» - упр.496, 500, https://learningapps.org/1201971

Учащиеся выбирают задание.


Подведение итогов

Построение речевого высказывания

Учитель подводит итог.

-Что изучали сегодня на уроке?

-Чему научились?

-Что понравилось?


Учащиеся отвечают на вопросы, проговаривают изученное правило

Построение речевого высказывания.

Оценивание

Рефлексия

Самооценка

Учитель предлагает оценить свою работу при помощи предложения «Я сегодня работал, как …. (далее герой сказки, мультфильма и т.д.)

Учащиеся оценивают себя по результатам деятельности

Оценивание своей деятельности в рамках урока)