СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные собственные и нарициательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные собственные и нарициательные»

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.

Оборудование: учебник русский язык 2ч. Вентана-Граф, презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Послушайте легенду. Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». 
Ваши знания тоже в ваших руках.  

Минутка чистописания


- Если вы сгруппируете существительные по определённому признаку в 2 группы, то в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:

Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока (на доске)

- По какому признаку группировали слова ( одуш. и неодуш.) Внимательно посмотрите на существительные одушевлённые.

- Какая буква повторяется? ( Р) ( во всех словах встречается буква Р)

Рр Россия

Словарно-орфографическая работа.

  1. Словарный диктант.
    (Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
    Записать одним словом:

    • Синоним слова «дело»; (работа)

    • Множественное слово от слова «ребёнок»; (ребята)

    • столица нашей страны (Москва);

    • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);

    • сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);

Проверка.
(работа, ребята, Москва, воробей, тетрадь)
- Что объединяет все эти слова? (имена сущ.)

- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных.

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»

1. Имя существительное относится к служебным частям речи. ( нет)

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи. (да)

3. Имя существительное обозначает признак предмета. (нет)

4. Имя существительное обозначает предмет. (да)

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? (нет)

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. (да)

7. Имя существительное изменяется по числам. (да)

8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.(да)

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)

- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ.

. Актуализация знаний

- А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?

Ответы учащихся

Ещё с заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества

  • Имена сказочных героев

  • Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

то есть географические названия


- Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто.

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

-Вот какие важные дела у большой прописной буквы.

Создание проблемной ситуации

Ребята, а как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?

Как называются слова, которые пишутся со строчной буквы?

«Открытие» новых знаний

- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.

«Собственные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы».

Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.

Постановка темы урока

Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные

Физкультминутка.

Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена нарицательные – приседаете.

Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей, Барсик, яблоко, художник, Иванович, Надежда

Первичное закрепление новой темы.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

- Сверим свои полученные знания с учебником на стр 66 в рубрике «Тайны языка»,упр.1.

Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных

Как определить род несклоняемых собственных имён существительных?

Прочитаем правило на стр 67, ИКТ.

Найдите упр.2 на с.67

Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? (самостоят. работа учащихся)

- Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри-ср.р, Ориноко-ж.р., Ориноко-м.р.)

Работа с доски ИКТ.

Распределить слова на 2 группы:

огурец Наташа

кот Саки

портфель Незнайка

берёза Носов

- Прочитайте слова левого столбика, правого столбика.

- Измените их по числам.

- Слова какого столбика нельзя изменить по числам?

- Почему?

- А к какой группе существительных относятся эти слова? (имена собственные)

- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать? ( не изменяются по числам)

Чтение правила. Прочитайте правило .с 68

-Придумайте со словами в упр. 3 с. 68 словосочетание одно с именем

сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным.

Черное море - чёрное платье

город Орёл – птица орёл

Белое море - белое покрывало, ИКТ.

- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

Итог урока. Рефлексия.

- С чем познакомились на уроке?

 -Изменяются ли имена собственные по числам?

Домашнее задание :

С.66-67 правило, записать 7 названий улиц нашего города и 7 несклоняемых имен существительных, определить их род.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!