Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.
Оборудование: учебник русский язык 2ч. Вентана-Граф, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Послушайте легенду. Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Ваши знания тоже в ваших руках.
Минутка чистописания
- Если вы сгруппируете существительные по определённому признаку в 2 группы, то в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:
Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока (на доске)
- По какому признаку группировали слова ( одуш. и неодуш.) Внимательно посмотрите на существительные одушевлённые.
- Какая буква повторяется? ( Р) ( во всех словах встречается буква Р)
Рр Россия
Словарно-орфографическая работа.
Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
Записать одним словом:
Синоним слова «дело»; (работа)
Множественное слово от слова «ребёнок»; (ребята)
столица нашей страны (Москва);
маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
Проверка.
(работа, ребята, Москва, воробей, тетрадь)
- Что объединяет все эти слова? (имена сущ.)
- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных.
-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»
1. Имя существительное относится к служебным частям речи. ( нет)
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи. (да)
3. Имя существительное обозначает признак предмета. (нет)
4. Имя существительное обозначает предмет. (да)
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? (нет)
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. (да)
7. Имя существительное изменяется по числам. (да)
8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.(да)
9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)
- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ.
. Актуализация знаний
- А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
- Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто.
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
-Вот какие важные дела у большой прописной буквы.
Создание проблемной ситуации
Ребята, а как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?
Как называются слова, которые пишутся со строчной буквы?
«Открытие» новых знаний
- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.
«Собственные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы».
Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные
Физкультминутка.
Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена нарицательные – приседаете.
Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей, Барсик, яблоко, художник, Иванович, Надежда
Первичное закрепление новой темы.
- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?
- Какие у вас собственные имена?
- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.
- Как же пишутся собственные имена существительные?
- Но есть еще нарицательные имена существительные.
- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.
- Как вы думаете, как пишутся такие слова?
- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).
- Сверим свои полученные знания с учебником на стр 66 в рубрике «Тайны языка»,упр.1.
Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных
Как определить род несклоняемых собственных имён существительных?
Прочитаем правило на стр 67, ИКТ.
Найдите упр.2 на с.67
Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? (самостоят. работа учащихся)
- Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри-ср.р, Ориноко-ж.р., Ориноко-м.р.)
Работа с доски ИКТ.
Распределить слова на 2 группы:
огурец Наташа
кот Саки
портфель Незнайка
берёза Носов
- Прочитайте слова левого столбика, правого столбика.
- Измените их по числам.
- Слова какого столбика нельзя изменить по числам?
- Почему?
- А к какой группе существительных относятся эти слова? (имена собственные)
- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать? ( не изменяются по числам)
Чтение правила. Прочитайте правило .с 68
-Придумайте со словами в упр. 3 с. 68 словосочетание одно с именем
сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным.
Черное море - чёрное платье
город Орёл – птица орёл
Белое море - белое покрывало, ИКТ.
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!
Итог урока. Рефлексия.
- С чем познакомились на уроке?
-Изменяются ли имена собственные по числам?
Домашнее задание :
С.66-67 правило, записать 7 названий улиц нашего города и 7 несклоняемых имен существительных, определить их род.