СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ

Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа»

73


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Урок 1.

Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: научить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падеже.

Задачи:

1. Учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; научить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными, обосновывать написание безударных окончаний.

2. Развивать креативное мышление и воображение.

3. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

– Доброе утро, ребята! Меня зовут Юлия Дмитриевна, и ближайшие две недели я буду вести у вас уроки. Давайте широко-широко улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха, чтобы каждый в конце урока мог сказать: «Я знаю….. я умею…»

– Проверим все ли лишние предметы у вас убраны с парт. Сегодня на уроке нам понадобятся учебник, рабочая тетрадь и пенал.

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

– умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика.

– соотнесение того, что имеется на парте с тем, что называет учитель.

Мотивация познавательной деятельности

На доске: «Творения природы совершеннее творений искусства» Цицерон

– Как вы думаете, что хотел сказать нам автор? Почему вы так думаете?

– Пофантазируйте, как бы донёс до нас эту мысль автор, если бы жил в современном мире?

Высказывают мнения.


Фантазируют, высказывают свои предположения.

Личностные УУД:

– самостоятельное формулирование точки зрения;

Актуализация знаний

– Природа прекрасна, и сейчас мы запишем в тетрадь под диктовку красивые словосочетания, которые её описывают.


Вижу нежные незабудки, переплываю широкие реки, кошу зелёные травы, пишу интересные книги, рисую игривых котят, решаю интересные задачи.


– Какой общий признак вы видите у прилагательных? Какое словосочетание здесь лишнее?

Давайте разделимся на три команды, и каждая выскажет свои предположения, почему именно это словосочетание.

Записывают словосочетания







Выделяют словосочетание «рисую игривых котят»

Делятся на команды, осуществляют мозговой штурм.

Высказывают предположения.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

– контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

– умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника.

Постановка учебной задачи

– Посмотрите название сегодняшней темы на стр. 41. Что сегодня мы научимся делать?

Ставят учебную задачу.

Реглятивные УУД:

– умение ставить учебную задачу;

Познавательные УУД:

– умение анализировать, формулировать предположения

Усвоение новых знаний

– В командах рассмотрите схемы в упражнении 86 и определите, какой вывод можно сделать исходя из них.

Делают выводы, обсуждают, высказывают свои точки зрения.

Коммуникативные УУД:

– умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника

Закрепление пройденного материала

Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр.87


Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упражнению 88.

Выполняют упр.87


Рассуждают, комментируют действия, выполняют задание.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

– умение определить последовательность действий.

Итог и рефлексия

– На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных? 

– Какие имеет окончания? 

– На какие вопросы отвечает В п. множественного числа имен прилагательных? 

– Какие имеет окончания? 


– Широко улыбнитесь те, у кого сегодня всё легко получилось.

Сядьте ровно те, у кого были небольшие затруднения, но вы с ними справились.

Лягте на парту те, кому было сегодня очень-очень тяжело.

Подводят итоги урока










Осуществляют рефлексию

Познавательные УУД:

– умение анализировать, обобщать;

Регулятивные УУД:

– умение осуществлять рефлексию;


Домашнее задание

Упр.89

Записывают домашнее задание




Урок 2.

Тема: «Дательный и творительный падежи».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: научить определять окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Задачи:

1. Учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, осуществлять саморефлексию.

2. Развивать гибкость, оригинальность и беглость мышления, умение анализировать текст, находить эпитеты.

3. Воспитывать самостоятельность и уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

– Доброе утро, ребята! Я очень рада снова вас видеть на уроке русского языка. Сегодня мы будем узнавать много нового, но сначала разомнём наш мозг и немножко поиграем в ассоциации.

Приветствуют учителя

Личностные УУД:

– способность к волевому усилию.

– осознание личной ответственности.

Актуализация знаний

– Давайте всем классом придумаем как можно больше ассоциаций к словосочетанию «русский язык».

– Молодцы! Кто-то назвал ассоциацию «падежи». Вот о них будет наше следующее задание.

Придумывают ассоциации.

Познавательные УУД:

– умение обобщать, синтезировать, анализировать и др.

Мотивация познавательной деятельности

– Запишите под диктовку:

Над безлюдной осенней равниной летят журавли. Стройным треугольником проносятся перелётные птицы над родной степью, над знакомым озером, над широкой долиной. Летят они к широкому тёплому берегу.

– Определите падежи имён прилагательных.


Объясняет правила самопроверки и самооценки с помощью приёма «Цветные поля»

Записывают под диктовку, определяют и называют падежи имён прилагательных, осуществляют самопроверку.

Регулятивные УУД:

– осуществление самоконтроля.

– составление внутреннего плана действий.

– адекватная реакция на трудности.

– способность осуществлять рефлексию.


Постановка учебной задачи

– Что надо знать и уметь, чтобы записать этот же текст, употребив имена прилагательные с именами существительными во множественном числе?

– Что будет, если мы не будем применять эти знания? Что будет, если мы станем иногда применять эти знания? Как бы выглядел наш язык без этих правил?

Рассуждают о том, какие знания и умения потребуются для выполнения этого задания. Определяют тему урока и учебную задачу.

Личностные УУД:

–самостоятельное определение цели учения;

– формирование учебной мотивации.

Коммуникативные УУД:

– умение высказывать точку зрения;

– умение слушать и слышать.

Усвоение новых знаний

Организует деятельность учащихся по составлению сообщения на тему урока по схемам, предложенным в учебнике упр.95.

Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр.97

Вовлекает учащихся в беседу по содержанию текста с опорой на вопросы к упражнению 98.

Читают и самостоятельно выполняют задание. Аргументируют правильность своего выполнения.

Планируют действия, анализируют описание лебедя, находят эпитеты, сравнения. Выявляют их роль в тексте.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

– контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

– высказывание точки зрения.

Закрепление пройденного материала

Организует подготовку к проведению диктанта по заданию к упрю96 в учебнике.

– И напоследок мы с вами поиграем. Я загадала правило русского языка. Чтобы угадать, какое, вы можете задавать вопросы, на которые я буду отвечать только «да» или «нет».

Читают текст, озаглавливают, объясняют написание падежных окончаний имён прилагательных.

Учатся задавать вопросы, делать выводы.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

– умение определить последовательность действий.

Итог и рефлексия

Предлагает обобщить, чему планировали научиться на уроке, чему научились. Просит прокомментировать, испытали ли на уроке чувство удовлетворения, от каких действий.

Анализируют результаты учебной деятельности на уроке, делятся впечатлениями.

Познавательные УУД:

– умение анализировать, обобщать;

Регулятивные УУД:

– умение осуществлять рефлексию;

Домашнее задание

Упр. 58

Записывают д/з



Урок 3.

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тип: повторение изученного материала.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

1. Способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.

2. Развивать логическое и креативное мышление.

3. Воспитывать любовь к природе, к родному языку.

Оборудование и ТСО: проектор, компьютер, индивидуальные бланки заданий.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

– Доброе утро ребята, я рада снова видеть вас на уроке русского языка. Проверьте свои рабочие места. Не ли на них ничего лишнего?

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Регулятивные УУД:

– умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика.

Мотивация познавательной деятельности

– А начнём мы его со стихотворения.

Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

– Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Отвечают на загадку. Предполагают тему сегодняшнего урока

Познавательные УУД:

– умение анализировать;

Коммуникативные УУД:

– умение слушать;

– умение высказывать точку зрения.

Актуализация знаний

– У меня в руках рюкзак. В него мы сложим груз знаний, который накопили за время изучения имени прилагательного. На столах у вас лежат листочки с вопросами. Выберите один из них, который больше всего нравятся. А теперь я буду по очереди к вам подходить и спрашивать ответы на вопросы. Вопросы, на которые ответили правильно, отправляются в рюкзак.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного?

Вспоминают изученный материал по теме «Имя прилагательное»

Познавательные УУД:

– анализ и обобщение предыдущего учебного опыта;

– умение устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

– умение грамотно строить высказывание;

Регулятивные УУД:

– умение осуществлять промежуточный контроль своей деятельности.


Постановка учебной задачи

– Сейчас мы вспомнили, что такое имя прилагательное и с чем его едят. Но, скажите пожалуйста, для того, чтобы грамотно писать, достаточно только ответов на вопросы?

А что нужно сделать ещё?

Так чем же мы будем заниматься на уроке?

Ставят учебную задачу. Определяют тему урока. Прогнозируют дальнейшую деятельность на уроке.

Реглятивные УУД:

– умение ставить учебную задачу;

Познавательные УУД:

– умение анализировать, формулировать предположения

Работа по теме урока

– Сегодня утром к нам в класс приходил старшеклассник и принёс вот такое задание: «Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже». Он сказал, что не справился с этим заданием. А вы справитесь?

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. Закачалась, ветка, вот, еловая.

5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

– Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Выполняют предложенное задание. Определяют падежи имён прилагательных, аргументируют ответы.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

– умение определить последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

– умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника

Закрепление пройденного материала

Самостоятельная работа по карточкам.


– Игра «В каком магазине?»

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Подумайте, а что было бы, если бы магазин, в который мы идём покупать коньки, назывался булочной? Как бы это сказалось на нашей жизни?




Делают вывод, что

очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

– умение определить последовательность действий.


Итог и рефлексия

– Сейчас я снова беру в руки рюкзак. Но теперь у вас на столах нет вопросов. Что же туда класть? А класть туда мы будем вот такие листочки. Класть и говорить, чему мы научились, что знаем и что теперь умеем делать по теме «Имя прилагательное».

Осуществляют самоанализ. Высказываются относительно изученной темы.

Познавательные УУД:

– умение анализировать, обобщать;

Регулятивные УУД:

– умение осуществлять рефлексию;


Домашнее задание

Упр. 99

Записывают Д/З



КАРТОЧКИ:

I вариант.

– Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.

________пенёк опрокидывает _______воз.

_______крючком_______рыбу не выудишь.

Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.


II вариант.

В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).

Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.

1. У короткого ума ____________язык.

2. Старый друг лучше ____________двух.

3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.

4. Горькая правда лучше____________лжи.



Урок 4

Тема: Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Тип: изучение нового материала.

Цель: углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Задачи:

1. Учить соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы.

2. Развивать креативное мышление.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

– Доброе утро, ребята! Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.


Мотивация познавательной деятельности

– Посмотрите на доску. В текст много раз повторяются одни и те же слова. От этого он звучит не очень красиво. Подумайте, что мы можем сделать, чтобы текст звучал красивее? Как он будет звучать, если мы добавим больше предложений? Или наоборот сократим?

Предлагают варианты. Обдумывают варианты развития событий при тех или иных действиях.


Актуализация знаний

– Кто-то упомянул местоимения. Что это такое? Зачем они нам нужны? Какие слова стоит заменить в тексте на местоимения?

– Давайте немного поиграем: каждый по очереди называет признак местоимения и говорит, какая ещё часть речи имеет этот признак.

Вспоминают, что такое местоимение, какие признаки их определяют.


Постановка учебной задачи

– Мы так много говорим о местоимениях. Чем же мы займёмся на уроке?

Проверьте свои догадки на страницах 58-60 учебника.


Помогает определить учебную задачу.

Называют тему урока, определяют учебную задачу.


Усвоение новых знаний

Организует работу в парах по заданию у упр.123 в учебнике. Предлагает провести наблюдение по тексту стихотворения – как пишутся предлоги с местоимениями.

Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр.124



Закрепление пройденного материала

Предлагает игру «Ассоциации» по правила русского языка, которые они знают. Начинают с правила «местоимения с предлогами пишутся раздельно». Побеждает тот, кто назовёт ассоциацию последним.



Итог и рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке? А что повторили? Достигли ли мы поставленной цели?

– Что получилось у вас лучше всего? Поднимите обе руки те, у кого получилось всё? Поднимите одну руку те, кто старался, и смог правильно выполнить почти всё?

Вы большие молодцы, ребята! Всем спасибо за урок!



Домашнее задание

Упр. 127





Урок 5.

Тема: «Склонение местоимений 3-го лица»

Тип урока: комбинированный

Цель: научить склонять местоимения 3-го числа

Задачи урока:

Создать условия для знакомства учащихся с изменением местоимений 3-го лица по падежам.

Развивать креативное мышление.

Воспитывать аккуратность, уважительное отношение к сверстникам, прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, коробка с заданиями, индивидуальные листы для игры, пазл со словом.

Этапы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап,


Ничего не говорит. Держит в руках сундук. Жестами показывает не садиться.

– Сегодня утром наш класс посетил Тайный гость. Он узнал, что здесь учатся очень умные ребята, но не поверил, и решил сам проверить, так ли это. Для этого он принёс сундук заданий, на дне которого спрятано тайное послание. Только достойнейшие могут прочесть его! Вы готовы к приключениям?

Приветствуют учителя.




Настраиваются на учебный процесс.









– Да!

Л.: смысло-

образование

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и


Актуализация опорных знаний

Тайный гость принёс загадку, которая поможет вам определить тему урока. «Пусть ответ на загадку станет вашей нитью Ариадны». Что такое нить Ариадны?


Я делу отдаюсь с полна,

Я изменяю имена,

Я о себе такого мнения

Огромна роль ... (местоимения)

- Что такое местоимения?

- Какую роль выполняют местоимения в устной и письменной речи?

- Какую часть речи чаще всего заменяют местоимения?






– Нить, указавшая путь.





- Местоимения

- Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

- Они делают речь разнообразной, позволяют избежать повторов.

- Существительное.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных

учителем ориентиров;

Целеполагание


Молодцы. Но что это? «Ваша следующая загадка спрятана на белом полотне». Что это может быть?



(появляются на экране)

Он, она, оно

Ему, её, с ними.

- Сравните местоимения в первой и во второй сточке. В чем сходство этих местоимений?

- А чем же они отличаются?




- Какой вывод мы можем сделать?


- Какую же тему урока предвидел наш Тайный гость?


- Какие цели мы поставим на урок?






Предполагают интерактивную доску.



- Это все местоимения 3-го лица.

- В 1-ой строчке местоимения в И.п., а во 2-ой в форме косвенных падежей.

- Местоимения 3-го лица изменяются по падежам.

- Изменение местоимений 3-го лица по падежам.

- Научиться изменять местоимения 3-го лица по падежам, распознавать местоимения 3-го лица в косвенных падежах.

П.: извлечение необходимой информации.



П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.






П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Открытие нового знания


- Обратите внимание на следующее задание: просклонять местоимения и заполнить пропуски в таблице.

- Что значит просклонять?

- Заполним её вместе, а для этого послушайте какие ответы я хотела бы от вас слышать.

«Родительный падеж кого? чего? – ЕГО»

А теперь продолжаем по цепочке, наполнять нашу таблицу знаниями.

- Сравните формы местоимений м.р. и с.р. Что вы заметили?

- А если сравнить м.р и ж.р., то что можно сказать о них?

- С каким падежом совпадает Р.п. местоимений?

- Обратите внимание, как изменились местоимения в П.п., что новое у них появилось?

Откройте учебник на стр.32 проверьте правильно ли мы её заполнили.

- А теперь внимательно не допуская ошибок спишите эту информацию в тетрадь.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, не допустил ли ваш одноклассник ошибок при списывании, ведь эта информация нам очень нужна и очень важна.

Физминутка (хлопните в ладоши если услышите местоимение)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.


Следующее задание, оставленное Тайным гостем записано так «Упр. 39»

- Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух.

В этом упражнении мы должны выполнить целых три задания:

1. Прочитать текст.

2. Указать падеж выделенных слов.

3. Переписать текст заменяя эти существительные местоимениями.

Выполняем задания совместно. Фронтальный разбор и выполнение задания.





- Изменять по падежам

Выполняют устную работу над упражнением








- Что они склоняются одинаково.

- Склоняются по-разному.


- С В.п.



- Буква н- в начале местоимения.



Сравнивают.

Списывают.

Взаимопроверка.













Выполняют упражнение
















Ищут упражнение в учебнике

Выполнение письменного упражнение

Р.: выполнение учебного действия


Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.



Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;





Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;




Р.: выполнение учебного действия



К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания



К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Самостоятельная работа

- А чтобы проверить, всё ли мы запомнили на уроке, Тайный гость оставил нам последнее, самое сложное задание.

Раздаём листочки для игры «Жокей и лошади». Объясняет правила.

Организует самопроверку.

Вникают в правила.

Проводят игру.

Осуществляют самопроверку.

Л.: самооценка

Рефлексия, итог урока

- Итак, ребята, в руках у меня уже знакомый вам рюкзак. Возьмите в руки любой смайлик и, кладя его в рюкзак, скажите, что мы сегодня делали на уроке? Достигли ли мы целей? Что вы узнали нового?

Думаю, самое время узнать, какое же тайное послание нам оставил Тайный гость.

Домашнее задание: придумать и записать в тетради 3 предложения с местоимениями 3-го лица.



Выполняют рефлексию.






Складывают из пазла слово УБЕДИЛИ


Записывают д. з.

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!