73
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Урок 1.
Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: научить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падеже.
Задачи:
1. Учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; научить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными, обосновывать написание безударных окончаний.
2. Развивать креативное мышление и воображение.
3. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, доброжелательное отношение учащихся друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Доброе утро, ребята! Меня зовут Юлия Дмитриевна, и ближайшие две недели я буду вести у вас уроки. Давайте широко-широко улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха, чтобы каждый в конце урока мог сказать: «Я знаю….. я умею…» – Проверим все ли лишние предметы у вас убраны с парт. Сегодня на уроке нам понадобятся учебник, рабочая тетрадь и пенал. | Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: – умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика. – соотнесение того, что имеется на парте с тем, что называет учитель. |
Мотивация познавательной деятельности | На доске: «Творения природы совершеннее творений искусства» Цицерон – Как вы думаете, что хотел сказать нам автор? Почему вы так думаете? – Пофантазируйте, как бы донёс до нас эту мысль автор, если бы жил в современном мире? | Высказывают мнения. Фантазируют, высказывают свои предположения. | Личностные УУД: – самостоятельное формулирование точки зрения; |
Актуализация знаний | – Природа прекрасна, и сейчас мы запишем в тетрадь под диктовку красивые словосочетания, которые её описывают. Вижу нежные незабудки, переплываю широкие реки, кошу зелёные травы, пишу интересные книги, рисую игривых котят, решаю интересные задачи. – Какой общий признак вы видите у прилагательных? Какое словосочетание здесь лишнее? Давайте разделимся на три команды, и каждая выскажет свои предположения, почему именно это словосочетание. | Записывают словосочетания Выделяют словосочетание «рисую игривых котят» Делятся на команды, осуществляют мозговой штурм. Высказывают предположения. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; – контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные УУД: – умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника. |
Постановка учебной задачи | – Посмотрите название сегодняшней темы на стр. 41. Что сегодня мы научимся делать? | Ставят учебную задачу. | Реглятивные УУД: – умение ставить учебную задачу; Познавательные УУД: – умение анализировать, формулировать предположения |
Усвоение новых знаний | – В командах рассмотрите схемы в упражнении 86 и определите, какой вывод можно сделать исходя из них. | Делают выводы, обсуждают, высказывают свои точки зрения. | Коммуникативные УУД: – умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника |
Закрепление пройденного материала | Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр.87 Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упражнению 88. | Выполняют упр.87 Рассуждают, комментируют действия, выполняют задание. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; Регулятивные УУД: – умение определить последовательность действий. |
Итог и рефлексия | – На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных? – Какие имеет окончания? – На какие вопросы отвечает В п. множественного числа имен прилагательных? – Какие имеет окончания? – Широко улыбнитесь те, у кого сегодня всё легко получилось. Сядьте ровно те, у кого были небольшие затруднения, но вы с ними справились. Лягте на парту те, кому было сегодня очень-очень тяжело. | Подводят итоги урока Осуществляют рефлексию | Познавательные УУД: – умение анализировать, обобщать; Регулятивные УУД: – умение осуществлять рефлексию; |
Домашнее задание | Упр.89 | Записывают домашнее задание | |
Урок 2.
Тема: «Дательный и творительный падежи».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: научить определять окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.
Задачи:
1. Учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, осуществлять саморефлексию.
2. Развивать гибкость, оригинальность и беглость мышления, умение анализировать текст, находить эпитеты.
3. Воспитывать самостоятельность и уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Доброе утро, ребята! Я очень рада снова вас видеть на уроке русского языка. Сегодня мы будем узнавать много нового, но сначала разомнём наш мозг и немножко поиграем в ассоциации. | Приветствуют учителя | Личностные УУД: – способность к волевому усилию. – осознание личной ответственности. |
Актуализация знаний | – Давайте всем классом придумаем как можно больше ассоциаций к словосочетанию «русский язык». – Молодцы! Кто-то назвал ассоциацию «падежи». Вот о них будет наше следующее задание. | Придумывают ассоциации. | Познавательные УУД: – умение обобщать, синтезировать, анализировать и др. |
Мотивация познавательной деятельности | – Запишите под диктовку: Над безлюдной осенней равниной летят журавли. Стройным треугольником проносятся перелётные птицы над родной степью, над знакомым озером, над широкой долиной. Летят они к широкому тёплому берегу. – Определите падежи имён прилагательных. Объясняет правила самопроверки и самооценки с помощью приёма «Цветные поля» | Записывают под диктовку, определяют и называют падежи имён прилагательных, осуществляют самопроверку. | Регулятивные УУД: – осуществление самоконтроля. – составление внутреннего плана действий. – адекватная реакция на трудности. – способность осуществлять рефлексию. |
Постановка учебной задачи | – Что надо знать и уметь, чтобы записать этот же текст, употребив имена прилагательные с именами существительными во множественном числе? – Что будет, если мы не будем применять эти знания? Что будет, если мы станем иногда применять эти знания? Как бы выглядел наш язык без этих правил? | Рассуждают о том, какие знания и умения потребуются для выполнения этого задания. Определяют тему урока и учебную задачу. | Личностные УУД: –самостоятельное определение цели учения; – формирование учебной мотивации. Коммуникативные УУД: – умение высказывать точку зрения; – умение слушать и слышать. |
Усвоение новых знаний | Организует деятельность учащихся по составлению сообщения на тему урока по схемам, предложенным в учебнике упр.95. Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр.97 Вовлекает учащихся в беседу по содержанию текста с опорой на вопросы к упражнению 98. | Читают и самостоятельно выполняют задание. Аргументируют правильность своего выполнения. Планируют действия, анализируют описание лебедя, находят эпитеты, сравнения. Выявляют их роль в тексте. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; – контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные УУД: – высказывание точки зрения. |
Закрепление пройденного материала | Организует подготовку к проведению диктанта по заданию к упрю96 в учебнике. – И напоследок мы с вами поиграем. Я загадала правило русского языка. Чтобы угадать, какое, вы можете задавать вопросы, на которые я буду отвечать только «да» или «нет». | Читают текст, озаглавливают, объясняют написание падежных окончаний имён прилагательных. Учатся задавать вопросы, делать выводы. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; Регулятивные УУД: – умение определить последовательность действий. |
Итог и рефлексия | Предлагает обобщить, чему планировали научиться на уроке, чему научились. Просит прокомментировать, испытали ли на уроке чувство удовлетворения, от каких действий. | Анализируют результаты учебной деятельности на уроке, делятся впечатлениями. | Познавательные УУД: – умение анализировать, обобщать; Регулятивные УУД: – умение осуществлять рефлексию; |
Домашнее задание | Упр. 58 | Записывают д/з | |
Урок 3.
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тип: повторение изученного материала.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
1. Способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.
2. Развивать логическое и креативное мышление.
3. Воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Оборудование и ТСО: проектор, компьютер, индивидуальные бланки заданий.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Доброе утро ребята, я рада снова видеть вас на уроке русского языка. Проверьте свои рабочие места. Не ли на них ничего лишнего? | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные УУД: – умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика. |
Мотивация познавательной деятельности | – А начнём мы его со стихотворения. Работа над эпиграфом к уроку: Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! – Какая часть речи может так себя охарактеризовать? | Отвечают на загадку. Предполагают тему сегодняшнего урока | Познавательные УУД: – умение анализировать; Коммуникативные УУД: – умение слушать; – умение высказывать точку зрения. |
Актуализация знаний | – У меня в руках рюкзак. В него мы сложим груз знаний, который накопили за время изучения имени прилагательного. На столах у вас лежат листочки с вопросами. Выберите один из них, который больше всего нравятся. А теперь я буду по очереди к вам подходить и спрашивать ответы на вопросы. Вопросы, на которые ответили правильно, отправляются в рюкзак. 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. С какой частью речи связано? 5. Как изменяется? 6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? 7.Как определить падеж имени прилагательного? | Вспоминают изученный материал по теме «Имя прилагательное» | Познавательные УУД: – анализ и обобщение предыдущего учебного опыта; – умение устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: – умение грамотно строить высказывание; Регулятивные УУД: – умение осуществлять промежуточный контроль своей деятельности. |
Постановка учебной задачи | – Сейчас мы вспомнили, что такое имя прилагательное и с чем его едят. Но, скажите пожалуйста, для того, чтобы грамотно писать, достаточно только ответов на вопросы? А что нужно сделать ещё? Так чем же мы будем заниматься на уроке? | Ставят учебную задачу. Определяют тему урока. Прогнозируют дальнейшую деятельность на уроке. | Реглятивные УУД: – умение ставить учебную задачу; Познавательные УУД: – умение анализировать, формулировать предположения |
Работа по теме урока | – Сегодня утром к нам в класс приходил старшеклассник и принёс вот такое задание: «Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже». Он сказал, что не справился с этим заданием. А вы справитесь? 1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес. 2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная. 3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя. 4. Закачалась, ветка, вот, еловая. 5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная. – Определите падеж прилагательных, выделите окончание. | Выполняют предложенное задание. Определяют падежи имён прилагательных, аргументируют ответы. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; Регулятивные УУД: – умение определить последовательность действий. Коммуникативные УУД: – умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника |
Закрепление пройденного материала | Самостоятельная работа по карточкам. – Игра «В каком магазине?» На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Подумайте, а что было бы, если бы магазин, в который мы идём покупать коньки, назывался булочной? Как бы это сказалось на нашей жизни? | Делают вывод, что очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; Регулятивные УУД: – умение определить последовательность действий. |
Итог и рефлексия | – Сейчас я снова беру в руки рюкзак. Но теперь у вас на столах нет вопросов. Что же туда класть? А класть туда мы будем вот такие листочки. Класть и говорить, чему мы научились, что знаем и что теперь умеем делать по теме «Имя прилагательное». | Осуществляют самоанализ. Высказываются относительно изученной темы. | Познавательные УУД: – умение анализировать, обобщать; Регулятивные УУД: – умение осуществлять рефлексию; |
Домашнее задание | Упр. 99 | Записывают Д/З | |
КАРТОЧКИ:
I вариант.
– Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.
________пенёк опрокидывает _______воз.
_______крючком_______рыбу не выудишь.
Даже самое ______дерево выросло из _______семени.
Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
II вариант.
В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).
Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
1. У короткого ума ____________язык.
2. Старый друг лучше ____________двух.
3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.
4. Горькая правда лучше____________лжи.
Урок 4
Тема: Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
Тип: изучение нового материала.
Цель: углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа
Задачи:
1. Учить соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы.
2. Развивать креативное мышление.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | |
Мотивация познавательной деятельности | – Посмотрите на доску. В текст много раз повторяются одни и те же слова. От этого он звучит не очень красиво. Подумайте, что мы можем сделать, чтобы текст звучал красивее? Как он будет звучать, если мы добавим больше предложений? Или наоборот сократим? | Предлагают варианты. Обдумывают варианты развития событий при тех или иных действиях. | |
Актуализация знаний | – Кто-то упомянул местоимения. Что это такое? Зачем они нам нужны? Какие слова стоит заменить в тексте на местоимения? – Давайте немного поиграем: каждый по очереди называет признак местоимения и говорит, какая ещё часть речи имеет этот признак. | Вспоминают, что такое местоимение, какие признаки их определяют. | |
Постановка учебной задачи | – Мы так много говорим о местоимениях. Чем же мы займёмся на уроке? Проверьте свои догадки на страницах 58-60 учебника. Помогает определить учебную задачу. | Называют тему урока, определяют учебную задачу. | |
Усвоение новых знаний | Организует работу в парах по заданию у упр.123 в учебнике. Предлагает провести наблюдение по тексту стихотворения – как пишутся предлоги с местоимениями. Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр.124 | | |
Закрепление пройденного материала | Предлагает игру «Ассоциации» по правила русского языка, которые они знают. Начинают с правила «местоимения с предлогами пишутся раздельно». Побеждает тот, кто назовёт ассоциацию последним. | | |
Итог и рефлексия | – Что нового вы узнали на уроке? А что повторили? Достигли ли мы поставленной цели? – Что получилось у вас лучше всего? Поднимите обе руки те, у кого получилось всё? Поднимите одну руку те, кто старался, и смог правильно выполнить почти всё? Вы большие молодцы, ребята! Всем спасибо за урок! | | |
Домашнее задание | Упр. 127 | | |
Урок 5.
Тема: «Склонение местоимений 3-го лица»
Тип урока: комбинированный
Цель: научить склонять местоимения 3-го числа
Задачи урока:
Создать условия для знакомства учащихся с изменением местоимений 3-го лица по падежам.
Развивать креативное мышление.
Воспитывать аккуратность, уважительное отношение к сверстникам, прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, коробка с заданиями, индивидуальные листы для игры, пазл со словом.
Этапы | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап, | Ничего не говорит. Держит в руках сундук. Жестами показывает не садиться. – Сегодня утром наш класс посетил Тайный гость. Он узнал, что здесь учатся очень умные ребята, но не поверил, и решил сам проверить, так ли это. Для этого он принёс сундук заданий, на дне которого спрятано тайное послание. Только достойнейшие могут прочесть его! Вы готовы к приключениям? | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. – Да! | Л.: смысло- образование К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и |
Актуализация опорных знаний | Тайный гость принёс загадку, которая поможет вам определить тему урока. «Пусть ответ на загадку станет вашей нитью Ариадны». Что такое нить Ариадны? Я делу отдаюсь с полна, Я изменяю имена, Я о себе такого мнения Огромна роль ... (местоимения) - Что такое местоимения? - Какую роль выполняют местоимения в устной и письменной речи? - Какую часть речи чаще всего заменяют местоимения? | – Нить, указавшая путь. - Местоимения - Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. - Они делают речь разнообразной, позволяют избежать повторов. - Существительное. | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
Целеполагание | Молодцы. Но что это? «Ваша следующая загадка спрятана на белом полотне». Что это может быть? (появляются на экране) Он, она, оно Ему, её, с ними. - Сравните местоимения в первой и во второй сточке. В чем сходство этих местоимений? - А чем же они отличаются? - Какой вывод мы можем сделать? - Какую же тему урока предвидел наш Тайный гость? - Какие цели мы поставим на урок? | Предполагают интерактивную доску. - Это все местоимения 3-го лица. - В 1-ой строчке местоимения в И.п., а во 2-ой в форме косвенных падежей. - Местоимения 3-го лица изменяются по падежам. - Изменение местоимений 3-го лица по падежам. - Научиться изменять местоимения 3-го лица по падежам, распознавать местоимения 3-го лица в косвенных падежах. | П.: извлечение необходимой информации. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Открытие нового знания | - Обратите внимание на следующее задание: просклонять местоимения и заполнить пропуски в таблице. - Что значит просклонять? - Заполним её вместе, а для этого послушайте какие ответы я хотела бы от вас слышать. «Родительный падеж кого? чего? – ЕГО» А теперь продолжаем по цепочке, наполнять нашу таблицу знаниями. - Сравните формы местоимений м.р. и с.р. Что вы заметили? - А если сравнить м.р и ж.р., то что можно сказать о них? - С каким падежом совпадает Р.п. местоимений? - Обратите внимание, как изменились местоимения в П.п., что новое у них появилось? Откройте учебник на стр.32 проверьте правильно ли мы её заполнили. - А теперь внимательно не допуская ошибок спишите эту информацию в тетрадь. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте, не допустил ли ваш одноклассник ошибок при списывании, ведь эта информация нам очень нужна и очень важна. Физминутка (хлопните в ладоши если услышите местоимение) Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он и я, и ты, Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, И не будет красоты, Если только я и ты, Если мы сорвём цветы. Следующее задание, оставленное Тайным гостем записано так «Упр. 39» - Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. В этом упражнении мы должны выполнить целых три задания: 1. Прочитать текст. 2. Указать падеж выделенных слов. 3. Переписать текст заменяя эти существительные местоимениями. Выполняем задания совместно. Фронтальный разбор и выполнение задания. | - Изменять по падежам Выполняют устную работу над упражнением - Что они склоняются одинаково. - Склоняются по-разному. - С В.п. - Буква н- в начале местоимения. Сравнивают. Списывают. Взаимопроверка. Выполняют упражнение Ищут упражнение в учебнике Выполнение письменного упражнение | Р.: выполнение учебного действия Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р.: выполнение учебного действия К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Самостоятельная работа | - А чтобы проверить, всё ли мы запомнили на уроке, Тайный гость оставил нам последнее, самое сложное задание. Раздаём листочки для игры «Жокей и лошади». Объясняет правила. Организует самопроверку. | Вникают в правила. Проводят игру. Осуществляют самопроверку. | Л.: самооценка |
Рефлексия, итог урока | - Итак, ребята, в руках у меня уже знакомый вам рюкзак. Возьмите в руки любой смайлик и, кладя его в рюкзак, скажите, что мы сегодня делали на уроке? Достигли ли мы целей? Что вы узнали нового? Думаю, самое время узнать, какое же тайное послание нам оставил Тайный гость. Домашнее задание: придумать и записать в тетради 3 предложения с местоимениями 3-го лица. | Выполняют рефлексию. Складывают из пазла слово УБЕДИЛИ Записывают д. з. Анализируют урок. Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке. | К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |