СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

При разработки урока использован системно-деятельностный подход

Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа»

МБОУ Калининская средняя школа Конспект открытого урока по русскому языку, проведённого в технологии деятельностного метода, в 4 классе
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа Подготовила и провела учитель начальных классов Коваль Е.И.

2022 г. Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: способствовать развитию умения распознавать именительный и винительный падежи  имен прилагательных множественного числа, правильно писать окончания имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах имён прилагательных множественного числа

Задачи:

• учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах;

• учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах по алгоритму

Формируемые УУД:

Предметные -  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные – постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала;

коммуникативные – умение работать в группе, точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент

Мотивация к учебной деятельности





2.Минутка поэзии
























3. Актуализация знаний и умений. Фиксация индивидуального затруднения





4. Фиксация затруднения. Фиксация причины затруднения.
































































































































































5. Построение проекта выхода из затруднения.
























































6. Реализация построенного проекта



























































7. Физминутка






















































8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи



















9. Контрольное задание с самопроверкой (по компьютеру)






















10. Рефлексия


















11. Домашнее задание













Настал новый день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните… Вдохните в себя свежесть морозного утра, красоту зимней природы.



Сразу вспоминаются строчки из стихотворения С.Есенина «Белая берёза». Давайте прочитаем его вместе (слайд 2)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром



Какое красивое, даже сказочное стихотворение! А что помогло так ярко и образно описать красоту природы? Какая часть речи? Мы продолжим знакомиться с этой частью речи.






Зимой нередко налетит метель. Завьюжит. Вот и сегодня февральская метелица закружила хоровод снежинок и на экране часть слова исчезла. Прочитайте словосочетание.

Зимн.. узоры (слайд 3)



Определите часть речи, число слова зимн…


Поставьте ударение. Определите опасное место.

(слайд 4)


В какой части слова находится опасное место?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Определите.


Почему?







Сформулируйте своё затруднение.

















А по какому алгоритму вы действовали?

Сформулируйте своё затруднение.



















Почему вы не можете объяснить?


















Попробуйте сформулировать тему урока (слайд 5)







Какое же новое знание вам надо освоить?

















Без чего вы не сможете правильно написать безударное окончание имени прилагательного множественного числа именительного и винительного падежа, отличить именительный падеж имён прилагательных от винительного во множественном числе?

Чтобы сразу действовать, что ещё нужно?


А если у вас появятся такие знания, то какие умения сможете выработать?














Какие же цели? (слайд 6)







































Найдите имя прилагательное.

Определите падеж, вставьте пропущенные окончания в прилагательном множественного числа


Бел… берёзы (слайд 7)



Почему не можем?






Что надо сделать, чтобы узнать падеж прилагательного белые?




1. Из окна я вижу бел… берёзы (слайд 8, 9)

2. Бел… берёзы нарядились в зимние одежды (слайд 10,11)


Как теперь действовать?)




































Итак, прилагательные множественного числа, отвечающие на вопрос какие? могут стоять в именительном и винительном падежах и имеют окончание -ые, -ие (слайд 12)

А от чего зависит написание окончания –ые или –ие?









Найдите имя прилагательное.

Определите падеж, вставьте пропущенные окончания в прилагательном множественного числа


В окно я заметил красногруд… снегирей (слайд 13, 14)











А почему падеж одинаковый, а окончание у прилагательных разное? (слайд 15)


Белые берёзы

Красногрудых снегирей


Обратите внимание на существительные, которые поясняют прилагательные. Какие постоянные признаки есть у существительных? (одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное)

Какими признаками различаются слова берёз, снегирей?




Какое же окончание у прилагательных, поясняющих одушевлённые имена существительные?


Какое же окончание у прилагательных, поясняющих неодушевлённые имена существительные?

Итак, имена прилагательные множественного числа, относящиеся к одушевлённым именам существительным, отвечают на вопрос каких? и имеют окончания ых, -их


Имена прилагательные множественного числа, относящиеся к неодушевлённым именам существительным, отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие

Но есть и более быстрый способ определения окончаний имён прилагательных. Что это за способ?

Давайте сравним окончание имён прилагательных и окончание вопроса.


Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран. Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозцем и солнцем (слайд 16)


Вспомним последовательность действий, которые мы выполняли, чтобы определить падеж и окончание имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, т.е. составим алгоритм.

1. Определяю прилагательное

2. Задаю вопрос

3.Определяю, какой член предложения поясняет прилагательное, отвечающее на вопрос какие?

4. По падежу определяю окончание прилагательного

5. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса или подставлю слово с ударным окончанием


1. Определяю падеж слова, которое отвечает на вопрос каких?

2. Определяю, одушевлённое или неодушевлённое существительное поясняет прилагательное.

3. Определяю окончание прилагательного

4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса или подставлю слово с ударным окончанием


Чтобы не забыть, я предлагаю вам алгоритм схематический. Давайте его проговорим целиком, хором (слайд 17)







Сравним то, что мы с вами вывели с тем, что есть в учебнике. Прочитайте самостоятельно правило.

Совпадает?

Ребята, а чтобы вы всегда помнили это правило, я каждому даю вот такой алгоритм.

Вернёмся к заданию, которое вы выполняли в начале урока.

Снимем ваше затруднение, применив алгоритм

Каково было затруднение?



Что нужно сделать, чтобы определить падеж и вставить окончание? (слайд 18,19)

Мороз нарисовал на окнах зимн… узоры.

Зимн… узоры украсили окно.




Что теперь нужно сделать?

А теперь вы поработаете в паре, проговаривая друг другу.

Прочитайте предложение 1 пара. Попробуйте сформулировать задание. Да, каждой паре надо определить падеж прилагательного, вставить пропущенное окончание и обосновать ответ.

1. Художница-зима разбросала вокруг бел… сугробы (слайд 20)

Прочитайте предложение 2-я пара

2. Тёмн… стволы деревьев бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды (слайд 21)

Прочитайте предложении 3 пара

3. С порывами ветра снежн… хлопья быстро танцуют в воздухе (слайд 22)

Проверка работы в паре (по очереди) Остальные сигнализируют сигнальными кружочками)

Прочитайте предложение, определите падеж и окончание (слайд 23,24,25) Согласны или нет? Сравним с образцом.



Настало время посмотреть, как вы самостоятельно умеете применять алгоритм.

Прочитайте предложение

Небо стало сыпать на землю лёгк… снежинки (слайд 26)

Определите, является ли прилагательное данного предложения прилагательным именительного падежа, вставьте пропущенное окончание и обоснуйте свой ответ, проведя стрелки к верным доказательствам.

Сравните с образцом и оцените степень соответствия (слайд 27, 28)

Прочитайте второе предложение.

Зимн… деревья опушились блестящими снежными звёздочками (слайд 29)

Определите, является ли выделенное прилагательное прилагательным винительного падежа, вставьте пропущенное окончание и обоснуйте свой ответ, проведя стрелки к верным доказательствам

Сравните с образцом и оцените степень соответствия ( слайд 30,31)

Прочитайте третье предложение

Зимой во дворе ребята слепили весёл… снеговиков (слайд 32)

Сравните с образцом и оцените степень соответствия (слайд 33, 34)

Подсчитайте общее количество баллов и отметьте свой результат на нижней шкале. Теперь сами поставьте себе отметку.

Если вы хотите, чтобы я поставила отметку в журнал, то рядом с оценкой поставьте букву О, а если считаете, что нужно потренироваться – букву Т. Сдайте мне листки.

Какие цели мы ставили? (на экран)

Поднимите руки, кто считает, что достиг целей пока на уровне знаний?

На уровне знаний и умений?

А кому ещё нужно потренироваться, чтобы достичь знаний, как определять падеж и окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.





Ребята, скоро закончится холодная зима. Наступят тёплые весенние деньки. Поэтому и текст для домашнего задания я подобрала о весне. Давайте его прочитаем.

Какая часть речи пропущена?

Кто сможет самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку 3 уровня. Кому нужны слова-помощники, берите карточку 2 уровня.

Кто не уверен в своих силах, кому ещё нужно потренироваться – карточку 1 уровня

Поднимите руки, кто возьмёт карточки 3 уровня, 2 уровня, 3 уровня (Приложение)










































Имя прилагательное.












Имя прилагательное…

Гласные буквы 2,3 слогов не под ударением

В окончании.

Определить падеж


Мы не можем

определить падеж

Прилагательное здесь может стоять и в именительном и в винительном падеже



Я не могу правильно написать окончание имени прилагательного в именительном и винительном падежах, потому что не могу различить именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа


Я не могу объяснить алгоритм

правильного написания окончаний имени прилагательного в именительном и винительном падежах, способ отличия именительного падежа имён прилагательных множественного числа от винительного.




Мы ещё не знаем алгоритм правильного написания окончаний имени прилагательного в именительном и винительном падежах, способ отличия именительного падежа имён прилагательных от винительного падежа во множественном числе


Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа


Узнать правильное написание окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах, способ отличия именительного падежа имён прилагательных от винительного во множественном числе



Без алгоритма





Нужен образец



Умение правильно писать окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах, способ отличия именительного падежа имён прилагательных от винительного во множественном числе

Узнать, как правильно писать окончание и определять падеж имён прилагательных именительного и винительного падежей во множественном числе.
Для этого

- узнать алгоритм «определение окончания имени прилагательного множественного числа именительного и винительного падежей, способ отличия именительного падежа от винительного»

- выработать умение определять окончание имён прилагательных множественного числа именительного и винительного падежей, способ отличия именительного падежа от винительного



В слове бел… мы не можем определить падеж.




Это прилагательное может стоять и в именительном и в винительном падеже.


Составить предложения с данным словом







Определяем прилагательное

Задаём вопрос (какие?) Этот вопрос есть у прилагательного и в именительном и винительном падежах.

В 1-ом предложении прилагательное множественного числа поясняет второстепенный член предложения. Значит, прилагательное белые стоит в винительном падеже. Окончание –ые.

Во 2-ом предложении прилагательное множественного числа поясняет главный член предложения. Значит, прилагательное белые стоит в именительном падеже. Окончание -ые






От того, на какой согласный оканчивается основа. Если основа заканчивается на твёрдый согласный – ые, на мягкий - ие






Определяем прилагательное

Задаём вопрос (каких?) Поясняет существительное, которое стоит в в.п. Значит, прилагательное замёрзших стоит в в.п. и имеет окончание –их.











Берёз - неодушевлённое

Снегирей - одушевлённое








-ых, -их



-ые, -ие



По окончанию вопроса или подставить слово с ударным окончанием













































Не смогли определить падеж и вставить окончание в слове зимние

Нужно составить предложения.

Объясняют по алгоритму




Потренироваться



















Приложение

Карточка 1

Ранним утром проснулось солнышко. Оглядело местность. Потянулись его перв… лучи к полянке.

Один лучик увидел вдалеке молод… берёзки. Тихо подкрался он к деревцам. Очнулись весен… берёзки ото сна, закивали зелёными веточками.

Потянулись солнечн… лучи к воде. Засверкали, заискрились быстр… ручейки. Побежали они по земле, заглядывая под каждый листик, под каждую травинку и разбудили маленьк… насекомых.

Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись жёлт… одуванчики. Лучи разбудили всех. Настали тёпл… деньки.

Укажите падеж и вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите пропущенные окончания.



Карточка 2

Ранним утром проснулось солнышко. Оглядело местность. Потянулись его … лучи к полянке.

Один лучик увидел вдалеке … берёзки. Тихо подкрался он к деревцам. Очнулись … берёзки ото сна, закивали зелёными веточками.

Потянулись … лучи к воде. Засверкали, заискрились … ручейки. Побежали они по земле, заглядывая под каждый листик, под каждую травинку и разбудили … насекомых.

Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись … одуванчики. Лучи разбудили всех. Настали тёплые деньки.

Слова для справок: перв.., весенние.., солнечн.., жёлт.., тёпл.., маленьк.., молод.., быстр… .

Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные из слов для справок. Укажите падеж и выделите окончания пропущенных имён прилагательных.



Карточка 3

Ранним утром проснулось солнышко. Оглядело местность. Потянулись его … лучи к полянке.

Один лучик увидел вдалеке … берёзки. Тихо подкрался он к деревцам. Очнулись … берёзки ото сна, закивали зелёными веточками.

Потянулись … лучи к воде. Засверкали, заискрились … ручейки. Побежали они по земле, заглядывая под каждый листик, под каждую травинку и разбудили … насекомых.

Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись … одуванчики. Лучи разбудили всех. Настали тёплые деньки.

Подберите подходящие по смыслу прилагательные, укажите их падеж и выделите окончания.