Русский язык 27.11.2018 г.
Тема: Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.
Цели: создать условия для развития регулятивных умений и формирования способностей к самоопределению ;познакомить с приёмом различения одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах;. воспитывать аккуратность, любознательность.
Формируемые УУД
Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная доска
Ход урока.
1.Организационный момент. ( дети берутся за руки….)
2.Мотивационный этап. Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать…
Блиц – опрос.- Падежные вопросы кого? что?- это вопросы И.п. ? (-)
-Из рощи Р.п. ?(+) - На крышу В.п.?( + ) - Для друга И. п.? (-) итог……
Назови слово, автора (стихотворение на доске –определи падеж. )
2. Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
- Проведем минутку чистописания под музыку. Пусть буквы и соединения в ваших тетрадях будут такими же красивыми.(Звучит музыка и дети пишут буквы и сочетания букв.) К к ко кр кл
без кружков, про девушку, сквозь снежки, до голубки Слайд 1
(Списать слова, подчеркнуть орфограммы.)
-На какие две группы можно разделить данные слова?
-Прочитайте слова в родительном падеже, в винительном падеже.
-Как отличить винительный падеж от родительного падежа?
3 . Работа в парах (Вы)плыло (на) неб… красное солны...ко и (раз)будило землю. Ранний луч.. ( по)пал (на )жаворонка. (Списать, вставить пропущенные буквы, проверка)
-Разобрать предложения по членам, укажите падеж и склонение имён существительных.
-Как определить падеж имён существительных? (проверка)
-В чём испытывали затруднение?( В определении падежей существительных)
-В чём было сомнение? (Трудно было отличить родительный падеж от винительного падежа.)
4. -Сформулируйте задачи урока.
5. Работа по теме. Отличие именительного, родительного, винительного падежей одушевлённых имён существительных.
-Прочитайте имена существительные. Слайд 3
День, дождь, учитель, агроном, портфель, воробей, трамвай.
-На какие две группы можно разделить данные слова? (Одушевлённые имена существительные и неодушевлённые имена существительные.)
-Запишите эти существительные в два столбика, поставьте их в форму винительного ,а затем родительного падежа.( в скобках перед словами укажите вопросы.) Один ученик у доски.
В. п.вижу (кого?) учителя, Р. п. нет (кого?)учителя
В. п.вижу (кого?) агронома, Р. п. нет (кого?)агронома
В. п.вижу (кого?) воробья, Р. п.нет (кого?) воробья
вижу(что?)день, нет (чего?)дня
вижу(что?)дождь, нет (чего?)дождя
вижу(что?)портфель, нет (чего?)портфеля
-Сравните окончания существительных в первом и во втором столбиках.
-Какую особенность вы заметили?
( в первом столбике – одушевленные им.существительные ,окончания одинаковые независимо от падежей; а во втором –неодушевленные и окончания разные…
- И как же быть?
-Какой выход вы предлагаете?
-Как же правильно определить падеж одушевленных имен существительных? Трудно различить родительный и винительный падежи.(дети предлагают….)
6..Работа по учебнику. упражнение 201 стр.111.(по заданию коллективно)
-Попробуем вспомнить ещё один способ, с помощью которого мы с вами будем различать винительный и родительный падежи, а для этого выполним -С каким приёмом вы познакомились? Итог….
7. Упражнение 202 стр.111.(по заданию)
8. Р.речи.- работа в группах.( по времени )
(Работа над словами: хлебороб, агроном, тракторист. «В гостях у хлеборобов»
9. Самостоятельная работа. (работа по вариантам. Первый вариант выписывает существительные в В.П., второй вариант выписывает имена существительные в родительном падеже. *два ученика работают у доски.)
Сижу у соседа , слушаю про дельфина, рисунок от малыша , спешу на рыбаку, книга для ученика , вступился за друга, слушаю учителя , рассказ брата , прыжок льва ,слушал ребенка. (Слайд 4. Сверка с доской.)
10. Рефлексия…(по лесенке).
11. Итог - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что на уроке было труднее всего.
12. Домашнее задание. Упр.204 стр.112;*Упр.206-по желанию. (учить словарные слова)
Приложение. Даниил Хармс.
Я захотел устроить бал,
И я … к себе позвал. (? п.).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …. (?. п.).
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то ... не идут. (?. п.).
Я ждал, пока хватило …, ( ?. п)
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел
И весь … в минуту съел. (?. п.)
Когда же … подошли, ( ?.п. )
То даже крошек не нашли.