Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа № 9»
«Именная икона»
ПРОЕКТ
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Подготовила :
Мартьянова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ ЕСШ № 9, г. Елизово
Икона-
окно в божий мир
Именная икона -это икона святого, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси. Каждый верующий имел икону с изображением своего святого-покровителя. После крещения родители помещали именную икону над кроваткой младенца, поскольку понимали, как важно с первых дней окружить ребенка чистыми и благодатными образами святых, и тем более святого покровителя-заступника крещёного человека перед Богом на всю жизнь.
Когда ребенок вырастал и становился взрослым, он хранил дорогую сердцу икону в Красном углу, молился своему святому покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству небесного покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.
Приобрести именную икону можно в церковной лавке, где продаются иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Но можно заказать икону в иконописной мастерской. Обычно именную икону пишут на доске 6х7, 4х7 (такой образ удобно взять с собой в дорогу), 11х13, 14х18,,17х21, 24х30, даже заказывают именную икону размером 30х40 или 40х50 или более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом или без ковчега.
Иконография такой иконы предполагает несколько типов изображения святого:
- оглавный – на иконе представлена крупным планом глава святого;
- оплечный – святой изображен так, что помимо лика видны и плечи;
- огрудный – нижняя граница изображения проходит на уровне груди;
- поясной – святой изображен по пояс, для этого типа изображения большое значение приобретают жесты рук;
- ростовой – святой изображен в полный рост.
Иногда на именной иконе пишутся сцены, рассказывающие о жизни святого, его чудесах, исцелении болящих или сцены мученичества.
Наиболее важная часть иконы - это лик. На Руси лики писали более опытные иконописцы мастерской, а фон иконы, ландшафт, одежды поручалось писать ученику, тогда как лики писал сам мастер.
Приобрести ее можно в церковной лавке, где продаются иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Но можно заказать икону в иконописной мастерской. Обычно именную икону пишут на доске 6х7, 4х7 (такой образ удобно взять с собой в дорогу), 11х13, 14х18,,17х21, 24х30, даже заказывают именную икону размером 30х40 или 40х50 или более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом или без ковчега.
Иконография такой иконы предполагает несколько типов изображения святого:
- оглавный – на иконе представлена крупным планом глава святого;
- оплечный – святой изображен так, что помимо лика видны и плечи;
- огрудный – нижняя граница изображения проходит на уровне груди;
- поясной – святой изображен по пояс, для этого типа изображения большое значение приобретают жесты рук;
- ростовой – святой изображен в полный рост.
Иногда на именной иконе пишутся сцены, рассказывающие о жизни святого, его чудесах, исцелении болящих или сцены мученичества.
Наиболее важная часть иконы - это лик. На Руси лики писали более опытные иконописцы мастерской, а фон иконы, ландшафт, одежды поручалось писать ученику, тогда как лики писал сам мастер.
Именные иконы
Мерные иконы
Разновидность именной иконы - мерная икона, на которой небесный покровитель младенца изображается на доске, размером равной росту (мере) новорожденного, по ширине соответствующая ширине его плечиков. «Меры» снимали на 8-день после рождения. По этим размерам и писался образ небесного покровителя, в честь которого ребенку давали имя.
Мерная икона, княжеская икона, родимая икона-в Древней Руси ХVII-ХVIII веков – икона, которую создавали ко дню крещения ребенка . Традиция и техника создания мастерами-иконописцами мерных икон очень глубоки. Самая древняя, дошедшая до наших дней мерная икона из собраний российских музеев, датируется 1554 годом и принадлежала сыну Ивана Грозного. Но сама традиция мерной иконы уходит глубоко в истоки российского христианства. Мерную или «родимую» икону вешали над кроваткой ребенка, она оставалась с ним на всю жизнь. Поначалу мерные иконы писались только для представителей царских фамилий. После их кончины «родимая» икона помещалась в иконостас над гробницей. Некоторые из них и сегодня хранятся в царской усыпальнице - Архангельском соборе Кремля, а также в Новодевичьем монастыре, в котором жили до конца своих дней многие московские царевны. Здесь можно найти мерные образы сестер Императора Петра I, в том числе икону «Святая мученица София», принадлежавшую царевне Софье.
Фигура покровителя обязательно изображается в полный рост и обычно не содержит никаких дополнительных элементов иконографии. Особое внимание при изображении ростовых фигур иконописцы уделяют положению рук, которые имеют глубокое символическое значение.
В наши дни, когда православная вера начала опять укрепляться в сознании народа, традиции создания и дарения мерных икон была воскрешена, стала массовой (за 2006 год было написано более 50 тысяч мерных икон).
Для мастера творение мерной иконы – это действо духовное. Перед тем, как приступить к подготовке иконы, мастер должен поститься. Процесс создания и освещения иконы занимал не менее 40 дней. Для написания мастер должен был использовать только деревянную доску. Самой подходящей породой дерева была липа, реже использовались кипарис и сосна. Доска тщательно шлифовалась и пропитывалась натуральным животным или рыбьим клеем. Краски использовались только минерального происхождения из растертых в порошок камней и охр во избежание их выцветания со временем.
Чудотворное действие мерных икон велико. Если в семье есть хотя бы одна мерная икона, ее благодатное воздействие будет ощущать не только ребенок, но и вся семья.
Крестины
Именины
Сегодня в наше жизнь возвращается чудесный праздник-именины. Как и многие другие культурные традиции, празднование именин в последние десятилетия находились в забвении. Но все мы знаем, о том, что сегодня, как и раньше, в день рождения поздравляют именинника, а если он совсем мал, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай…». Но именины-это праздник особый, который можно назвать днем духовного рождения, поскольку он связан с таинством крещения и с именами, которые носят наши небесные покровители.
Традиция Празднования Именин имеет глубокие корни и известна на Руси с ХVII века. Обычно накануне праздника в семье именинника варили пиво, пекли именные калачи, пироги, караваи. В день самого праздника сам именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин. Очень пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому столу, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь сам раздавал пироги. Народу разносились огромные именные калачи.
Славянский Именослов
Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает его через личное имя с именем Божиим. «Человеческое именование и имя воплощение существует по образу и подобию божественного воплощения и наименования…всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово»- писал отец Сергий Булгаков.
Во все времена предназначением христиан считалась святость, а каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный, ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в душе своей возвышающий образ своего небесного покровителя. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ». Отец Павел Флоренский писал о том, что святые люди имели определенный склад личности и определенную «кривую пути», как носители имен, более того, как наилучшие их выразители («по имени-житие, а не по житию-имя»).
Русский христианский именослов складывался веками. Самый первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения имени могли быть разными: помимо религиозных мотивов, играли роль внешний облик, характер человека и т.д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, иногда трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до ХVII века). Иногда один человек мог иметь три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно-явное, другое-потаенное, известное лишь духовнику).
Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, то они перешли в другой класс имен- в фамилии (напр. Жданов, Найденов).Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии слали календарными (например, Ярослав, Владимир). С принятием Христианства Русь обогатилась именословом человеческой цивилизации: к нам пришли римские, греческие, еврейские и иные имена. Со временем эти имена обрусели. О.Павел Флоренский писал: «Нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских, есть только имена общечеловеческие, ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
АКТУАЛЬНОСТЬ
На Руси имена верующих считались святыми, а каждого христианина с детства учили уважать свое имя. Со времен принятия Православия родилась традиция давать новорожденному имя в честь одного из святых, который становился его покровителем и заступником после принятия Святого Крещения. Память этого святого праздновалась на восьмой день после рождения младенца, поскольку восьмой день - это символ небесного царства, к которому приобщается небесный человек. А день памяти этого святого на всю жизнь становился для христианина праздником - днём именин.
Позднее от этого обычая стали отходить. Но теперь эта традиция возрождается вновь. Теперь, как и прежде, православные родители называют ребенка в честь святого, которого особо почитают в семье и стремятся иметь именную икону
О глубоком почитании святого покровителя свидетельствует и то, что родители часто запоминали не день рождения ребенка, а ближайший к нему день празднования святого, в честь которого крестили младенца. Поэтому, когда речь заходила о дате рождения ребенка, говорили, что он родился на Михайлов день, она родилась в день святой мученицы Татианы. Причем, на Руси таким святым мог быть не только носящий одно имя с крещаемым святой, но и другой святой, особо почитаемый либо в конкретной местности, либо в определенном роду.
Вид проекта: исследовательский, групповой
Продолжительность: долгосрочный , 2 месяца
Участники: учащиеся 4 класса, родители ,
учитель (в качестве энтузиаста, консультанта, специалиста, куратора и эксперта)
Продукт проекта: мультимедийная презентация
Объект исследования: Именная икона и её значение в жизни крещеного православного христианина.
Предмет исследования: Старинная православная традиция писания именной и мерной иконы на Руси. Традиции празднования именин на Руси.
Гипотеза исследования: Подтвердится ли наше предположение о том, что и сегодня мои сверстники знают о русских православных традициях и интересуются ими.
Методы и способы исследования: социологический опрос (анкетирование), обработка, анализ и сравнение результатов исследования, поиск и обобщение необходимой информации из разных источников (справочников, интернет-источников, другой литературы)
Предполагаемый результат: расширение кругозора у учащихся, уточнение знаний об именной иконе, проявление интереса к православным традициям русского народа
ПРОБЛЕМА:
Что мы знаем о христианской традиции почитания именной иконы ?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Познакомиться с христианской традицией почитания именной иконы и вызвать интерес ребят к русским православным традициям, желание узнать больше о своем небесном заступнике и покровителе, напомнить о значении своего имени и уважении к имени.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Изучение христианской традиции почитания имени небесного покровителя и заступника.
- Уточнение традиций празднования именин на Руси.
- Знакомство с понятиями «Именная икона» и «Мерная икона».
- Знакомство с обычаем писания именных и мерных икон.
- В процессе проведения анкетирования узнать, что ребята знают о традициях празднования именин на Руси? Что такое именины?
- Познакомить одноклассников с таинством имени, со «Славянским именословом».
- Проанализировать и обобщить результаты опроса одноклассников.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
I этап-организационно-подготовительный
- Обозначение проблемы
- Определение темы проекта, его цели и задач
- Поиск необходимой информации
- Разработка общего плана реализации идеи
- Формирование микрогрупп
- Создание инициативной группы учащихся-
лидеров групп
- Помощь в подборке необходимых материалов ,
определение критериев оценки деятельности
учащихся на всех этапах
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ
наши имена
именины
именная и мерная иконы
именослов
Икона
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ
Задачи:
Наши имена
Путем проведения социологического опроса (анкетирования) выяснить у одноклассников, знают ли они, кто является небесным покровителем и заступником человека? Выяснить у одноклассников в каких семьях есть именные иконы.
Именная и мерная иконы
Уточнить, знают ли одноклассники, что означают понятия «Именная икона» и «Мерная икона»? Познакомить одноклассников с обычаем писания мерных икон и типами изображения святых на именной иконе.
Именины
Познакомить с традициями празднования именин на Руси? Что такое именины?
Именослов
Познакомить одноклассников с таинством имени, со «Славянским именословом».
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
СТАРТ ПРОЕКТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ, ГИПОТЕЗЫ
ЗАЩИТА ПРОДУКТА ПРОЕКТА
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА)
РАБОТА В ГРУППЕ (АНАЛИЗ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ)
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
II этап- поисковый
- Сбор, анализ и систематизация необходимой информации
- Обсуждение её в микрогруппах
- Регулярное индивидуальное и групповое консультирование по правилам оформления и содержанию проекта
- Оформление макета проекта, самоконтроль
- Отслеживание деятельности каждого участника , оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
II этап- поисковый
- Сбор, анализ и систематизация необходимой информации
- Обсуждение её в микрогруппах
- Регулярное индивидуальное и групповое консультирование по правилам оформления и содержанию проекта
- Оформление макета проекта, самоконтроль
- Отслеживание деятельности каждого участника , оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
Социологический опрос
(этап первый)
1. Знаешь ли ты значение понятия «Именная икона»?
2. Знаешь ли ты, что означает понятие «Мерная икона»?
3. Знаешь ли ты имя своего небесного покровителя и заступника?
4. Что такое именины? Известен ли тебе день твоих именин?
5. Что тебе известно о традициях празднования именин?
6. Празднуете ли вы дома именины?
7. Как ты думаешь, что такое «Славянский именослов»?
Да нет
Социологический опрос
(этап второй)
- Есть ли у тебя именная икона? Интересно ли тебе было узнать,
что такое «Именная икона»?
2. Есть ли у тебя мерная икона»? Заинтересовало ли тебя это понятие?
3. Знаешь ли ты теперь имя своего небесного заступника и покровителя?
4. Узнал ли ты что-то новое о дне своих именин? Важно ли для тебя
понятие «Именины»? Хотелось бы тебе в дальнейшем возродить традицию празднования именин в вашей семье?
5. Как ты думаешь, важно ли в наше время возрождать старинные русские православные традиции и следовать им? Почему?
6. Заинтересовала ли тебя тема проекта?
7. Возникло ли у тебя желание после знакомства с проектом самостоятельно узнать больше информации по данной теме?
Да нет почему ___________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
I I I этап-итоговый
- Оформление информационных стендов, схем,
диаграмм , мультимедийной презентации по проекту
- Подготовка устной презентации и защита содержания
проекта, рефлексия
- Помощь в разработке отчёта о работе, подготовка
выступающих к устной защите, отработка умения отвечать
на вопросы оппонентов и слушателей, выступление
в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе
проделанной работы, оценка вклада каждого из
исполнителей
Проанализировав и обобщив результаты социологического исследования – опроса сверстников, учащиеся придут к выводу , что интерес к традициям православия хранится в исторической памяти нашего народа, и на сегодняшний день не только не угасает, но и обретает новую силу, возрождаясь
Список литературы и интернет-ресурсы
1.«Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской» Печерская А.И Москва,2009г
2. «Блаженная Ксения Петербургская: Жизнь, чудеса, святыни». Е.Сергеева.
3. Интернет-ресурсы:
http:// www.glavikona.ru/stati/obshchie/chto-takoe-imennaya-ikona-i-kak-ee-vybrat
https://omolitvah.ru/ikony/imennye-ikony/
4. Картинки с интернет –сайтов: http://romanbook.ru/book http://kcenia.cerkov.ru/ http://www . 5port.ru/
https://fresss.ru/page/Vash-svyatoj-pokrovitel-kak-vybrat-imennuyu-ikonu