СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рекомендована для изучения темы "Имя числительное"

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Словарно-орфографическая минутка Ветрен..ый,пр..светлый,южно(африканский),пол(огурца),нар..стание,пред..дущий,древне(рус..кий),киргиз..кий,(не)высокий,пенсион..ый,старин..ый рояль,руч..нка,камыш..вый   Запиши предложение,составь его схему  Светило солнце но вдруг с востока надвинулась темная туча и охватила полнеба.

Словарно-орфографическая минутка

  • Ветрен..ый,пр..светлый,южно(африканский),пол(огурца),нар..стание,пред..дущий,древне(рус..кий),киргиз..кий,(не)высокий,пенсион..ый,старин..ый рояль,руч..нка,камыш..вый Запиши предложение,составь его схему Светило солнце но вдруг с востока надвинулась темная туча и охватила полнеба.
Цель урока: Знать признаки числительных как части речи. Учиться определять синтаксическую роль числительных.  Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи .

Цель урока:

  • Знать признаки числительных как части речи.
  • Учиться определять синтаксическую роль числительных.

  • Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи .
 Определяем проблему урока Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов?  Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной. Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?

Определяем проблему урока

  • Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов?

Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной.

  • Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова?
  • Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?
 Проверим Существительное : ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА.  Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ.  Глагол : УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ.  Числительное : два, сорок, тридцать три, восьмой . (СКОЛЬКО? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? КОТОРЫЙ?)  2, 40, 33.

Проверим

  • Существительное : ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА.

  • Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ.

  • Глагол : УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ.

  • Числительное : два, сорок, тридцать три, восьмой . (СКОЛЬКО? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? КОТОРЫЙ?)
  • 2, 40, 33.
 Грамматическое значение имени числительного Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд. Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? Семеро ( сколько?) одного (скольких?) не ждут. Наш дом находится на второй ( какой?) улице.

Грамматическое значение имени числительного

  • Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд.
  • Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ?

Семеро ( сколько?) одного (скольких?) не ждут.

Наш дом находится на второй ( какой?) улице.

Для чего нужно числительное в речи? Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить. Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг РАЗМЕРЫ ( длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра) ВЕС: сто пятьдесят граммов СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей ВРЕМЯ: одиннадцать часов ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок

Для чего нужно числительное в речи?

  • Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить.
  • Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг
  • РАЗМЕРЫ ( длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра)
  • ВЕС: сто пятьдесят граммов
  • СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей
  • ВРЕМЯ: одиннадцать часов
  • ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок
 Морфологические признаки Изменяются по падежам : три книги (Им.п,В.п); трёх книг ( Р.п); трём книгам (Д.п)  Не изменяются по числам, кроме ОДИН -ОДНИ Не имеют рода : пять столов, пять тетрадей  Исключения: один, два, полтора Один пенал (м.р); одно озеро (ср.р); одна книга (ж.р)

Морфологические признаки

  • Изменяются по падежам : три книги (Им.п,В.п); трёх книг ( Р.п); трём книгам (Д.п)
  • Не изменяются по числам, кроме ОДИН -ОДНИ
  • Не имеют рода : пять столов, пять тетрадей
  • Исключения: один, два, полтора
  • Один пенал (м.р); одно озеро (ср.р); одна книга (ж.р)
 Синтаксическая роль В предложении числительное может быть всеми членами предложения. Дважды два – четыре   В три часа все вернулись.    Последняя стена была занята тремя окошками.  . .

Синтаксическая роль

  • В предложении числительное может быть всеми членами предложения.
  • Дважды два – четыре

В три часа все вернулись.

Последняя стена была занята тремя окошками.

.

.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ. Изменяются по ПАДЕЖАМ. — = - - - ~~~ _._._._

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ.

ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ.

Изменяются по ПАДЕЖАМ.

= - - - ~~~ _._._._

Тренировочные упр  366  367-коллективно  368-самостоятельно

Тренировочные упр 366 367-коллективно 368-самостоятельно

 Закрепление Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы.  На верё_к_ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к_?

Закрепление

  • Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы.

На верё_к_ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к_?

Это интересно!  Прочитайте! Из истории числительных.  Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . Числительное сорок  очень сходно по звучанию со словом сорочка . И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки .

Это интересно! Прочитайте! Из истории числительных.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок .

Числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка . И это не случайно!

Сороками когда-то называли примитивные

мешки с разрезами для головы и рук,

то есть своеобразные рубахи, сорочки .

 Творческое задание От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания. Корни: - дв-; -один-; -тр- ; Один (числ), одиночество (сущ), одинокий ( прил), уединяться (гл).  Тройка (сущ) лошадей, тройной ( прил) прыжок, утроить (гл) количество, три (числ) этажа, беседовать втроём (наречие).

Творческое задание

  • От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания.
  • Корни: - дв-; -один-; -тр- ;
  • Один (числ), одиночество (сущ), одинокий ( прил), уединяться (гл).

  • Тройка (сущ) лошадей, тройной ( прил) прыжок, утроить (гл) количество, три (числ) этажа, беседовать втроём (наречие).
Словарная работа. Ми лл ион, ми лл иард. Справочный материал. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища».

Словарная работа.

Ми лл ион, ми лл иард.

Справочный материал.

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища».

Фронтальный опрос Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает числительное? Что обозначает числительное? Как изменяются числительные? Каким членом предложения является имя числительные? ?

Фронтальный опрос

  • Что такое имя числительное?
  • На какие вопросы отвечает числительное?
  • Что обозначает числительное?
  • Как изменяются числительные?
  • Каким членом предложения является имя числительные?

?

Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен .

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен .

ДЗ С.34,правило П.51 РТ. С.24 №1

ДЗ

  • С.34,правило П.51 РТ. С.24 №1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!