Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | | |
II. Психологический настрой | - Везде и во всем человека окружают числа. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, остановки, деньги. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счёт. Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название « Числительное» является производным от слова число. По частоте употребления числительные занимают 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных. Самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. | |
III. Формулировка темы и цели урока | -Вы внимательно слушали текст. Ответьте на вопросы. 1. О чем идет речь в тексте? 2. Как называется часть речи, говорящая о числах? 3.Как образовалось слово «числительное»? 4. С какой частью речи мы будем с вами знакомиться на уроке? На доске написано число, классная работа. Что обозначает … - Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему, которую мы с вами сами определили. -Вот сегодня на уроке мы с вами и должны ответить на вопрос: «Что обозначает имя числительное?» | Что обозначает имя числительное. |
IV. Изучение нового материала | 1. Историческая справка. История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь. В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже. Слово "тысяча" для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово "тьма". В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова "легион" (сто тысяч) и "леодр" (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – "ворон" (вечная птица), сто миллионов – "колода" (гроб). Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно. С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи. 2. Работа с учебником. 3. Работа с таблицей. | |
V. Закрепление изученного материала | 1. Работа с пословицами. Я вам зачитаю пословицы, а вы должны выписать только числительные. Приготовились. Начали. 1. Один ум хорошо, а два лучше. 2. Семь раз отмерь- одни отрежь. 3.Без четырех углов изба не рубится. 4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5.Двумя ложками кашу не едят. -Проверяем, сверяем с ответами. Самопроверка. «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок 2. Перепишите, выбирая нужные числительные и ставя их в соответствующем падеже. 1. У входа в колледж стояло (три, трое студентка) и (два, двое юноша). 2. Состояние больного оставалось критическим (два, двое сутки). 3. (Оба, обе) отвечающим студентам были заданы дополнительные вопросы. 4. Среди членов кафедры было (два, двое профессор) и (четыре, четверо доцент). 5. Подойти к аппарату можно с (обе, оба) сторон. 6. Их было (пять, пятеро), кто участвовал в спасении пострадавших. 7. Экзамен проходил в одной из (четыре, четверо) аудиторий. | 1. Один ум хорошо, а два лучше. 2. Семь раз отмерь- одни отрежь. 3.Без четырех углов изба не рубится. 4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5.Двумя ложками кашу не едят. |
VI. Физминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть. | |
VII. Самостоятельная работа | Учитель записывает на доске указанные ниже имена числительные с существительными в скобках. Задача учащихся — написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные. 2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм) | |
VIII. Рефлексия | | |
IX. Задание на дом | Задания на выбор: Выучить параграф 35, упражнение 345, Выучить параграф 35, найти 7 фразеологизмов с именем числительным, Выучить параграф 35, написать небольшое сочинение, используя имя числительное. | |