СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Урок: Что обозначает имя числительное. 6 класс

Цель урока:

образовательные: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

развивающие: развивать умение работать с книгой, систематизировать материал; развивать мышление и логику.

воспитывающие: прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.


Форма урока: объяснение нового материала.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент



II. Психологический настрой

- Везде и во всем человека окружают числа. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, остановки, деньги. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счёт.

Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название « Числительное» является производным от слова число. По частоте употребления числительные занимают 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных. Самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть.


III. Формулировка темы и цели урока

-Вы внимательно слушали текст. Ответьте на вопросы.

1. О чем идет речь в тексте?

2. Как называется часть речи, говорящая о числах?

3.Как образовалось слово «числительное»?

4. С какой частью речи мы будем с вами знакомиться на уроке?

На доске написано число, классная работа. Что обозначает …

- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему, которую мы с вами сами определили.

-Вот сегодня на уроке мы с вами и должны ответить на вопрос: «Что обозначает имя числительное?»






Что обозначает имя числительное.

IV. Изучение нового материала






















































































1. Историческая справка.

История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.

    В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти.    Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.

Слово "тысяча" для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово "тьма". В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова "легион" (сто тысяч) и "леодр" (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – "ворон" (вечная птица), сто миллионов – "колода" (гроб).

    Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.

    С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки  и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.


2. Работа с учебником.


3. Работа с таблицей.


V. Закрепление изученного материала

1. Работа с пословицами.

Я вам зачитаю пословицы, а вы должны выписать только числительные. Приготовились. Начали.

1. Один ум хорошо, а два лучше.

2. Семь раз отмерь- одни отрежь.

3.Без четырех углов изба не рубится.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.Двумя ложками кашу не едят.

-Проверяем, сверяем с ответами.


Самопроверка.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок


2. Перепишите, выбирая нужные числительные и ставя их в соответствующем падеже.

1. У входа в колледж стояло (три, трое студентка) и (два, двое юноша).

2. Состояние больного оставалось критическим (два, двое сутки).

3. (Оба, обе) отвечающим студентам были заданы дополнительные вопросы.

4. Среди членов кафедры было (два, двое профессор) и (четыре, четверо доцент).

5. Подойти к аппарату можно с (обе, оба) сторон.

6. Их было (пять, пятеро), кто участвовал в спасении пострадавших.

7. Экзамен проходил в одной из (четыре, четверо) аудиторий.




1. Один ум хорошо, а два лучше.

2. Семь раз отмерь- одни отрежь.

3.Без четырех углов изба не рубится.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.Двумя ложками кашу не едят.



VI. Физминутка

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть.


VII. Самостоятельная работа

Учитель записывает на доске указанные ниже имена числительные с существительными в скобках. Задача учащихся — написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.
2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм)


VIII. Рефлексия


IX. Задание на дом

Задания на выбор:

  1. Выучить параграф 35, упражнение 345,

  2. Выучить параграф 35, найти 7 фразеологизмов с именем числительным,

  3. Выучить параграф 35, написать небольшое сочинение, используя имя числительное.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!