СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по ФГОС 6 класс русский язык "Имя числительное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

Конспект урока в 6 классе на тему:

«Имя числительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.

Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Урок нацелен на формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:   развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД:   формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ресурсы:  учебник, карточки, лист контроля. 

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка д.з.

3. - А сейчас я хотела бы вам кое-что прочитать. Ваша задача определить, что это за литературный жанр.

ПРОXОЖИЕ И СОБАКИ

Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой,

Как вдруг из подворотни

Дворняжка тявкнула на них;

За ней другая, там еще две-три, и вмиг

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.

Один было уже Прохожий камень взял:

«И, полно, братец!» тут другой ему сказал:

«Собак ты не уймешь от лаю,

Лишь пуще всю раздразнишь стаю;

Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».

И подлинно, прошли шагов десятков пять,

Собаки начали помалу затихать,

И стало, наконец, совсем их не слыхать.

‎Завистники, на что ни взглянут,

‎Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

‎Полают, да отстанут

Верно, это басня? Может вы уже догадались, кто является автором этого произведения? Конечно, это Иван Андреевич Крылов. Почему же мы говорим о Крылове сегодня, ведь сейчас урок русского языка, а не литературы? Всё дело в том, что в 2024 году Иван Андреевич является юбиляром. Кстати, кто такой юбиляр? Давайте-ка посчитаем, сколько лет прошло с рождения Крылова. Родился он в 1769 (255 лет). А сколько это веков? (2,5). Прожил он 75 лет и за это время написал 236 басен, которые вошли в девять изданных при его жизни сборников.

3.Актуализация знаний. Ребята, скажите, пожалуйста, это много 236 басен и 9 сборников?

- На каком уроке вы часто встречаете такие слова как 255, 75, 236, 9,2 с половиной? (математика)

- На каких уроках вы встречаетесь часто с числами? (На уроке истории - даты, на уроке географии - координаты, на уроке литературы - годы жизни писателей, на физкультуре вы считаете количество прыжков, приседаний и так далее)

- То есть, ребята, за день вы, сами того не подозревая, произносите огромное количество чисел не только в школе, но и в повседневной жизни. Ни для кого из вас не секрет, что люди ещё в древности не могли обходиться без счёта. Очень важно было, изучая окружающую среду, как-то выделять предметы, считать их.

- А вот на уроках русского языка таким словам уделяется особое внимание. Они учёными объединены в отдельную именную часть речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи)

Запишем число, классную работу и тему сегодняшнего урока. А рассмотрим мы нашу тему на материале, посвящённом творчеству Ивана Андреевича Крылова.

- Считать люди научились по-своему ещё в древности, а вот частью речи имя числительное стало только в 18 веке.

Работа с термином: Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

- Что бы вы хотели сегодня узнать об этой части речи? Какие вопросы мы поставим перед собой на этом уроке?

- Что такое имя числительное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают числительные?

- Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.

- Как отличить имя числительное от других частей речи?

4. Первичное усвоение знаний.

Внимание на слайд:

1) Два Голубя как два родные брата жили,

Друг без друга они не ели и не пили;.


2) И новый хор певцов такую дичь занес,

Как будто тронулся обоз,

В котором тысяча немазанных колес…


3) Потом, как водится, мир вечный заключить

До первой ссоры.


4) Послушать, кажется, одна у них душа, —

А только кинь им кость, так что твои собаки!


Прочитаем предложения, по одному.

- Что общего у этих предложений? (Это отрывки из басен)

- Как они связаны с нашим уроком? (В них есть числительные).

Словарная работа

- Понятно ли вам лексическое значение слов в этих предложениях?

- Что значит робеть? (бояться).

- Назовите, пожалуйста, в данных отрывках имена числительные (два, тысяча, первой, одна).

- А теперь посовещайтесь друг с другом (работа в группах) и попробуйте данные числительные (подсказка – посмотрите на вопросы) разделить на 2 группы (два брата, тысяча колёс, одна душа и первой ссоры).

- Чем имена числительные в левой колонке отличаются от имён числительных в правой колонке? (вопросы сколько и какой, обозначают количество и порядок).

Делаем вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые

Сейчас, ребята, мы проведем небольшое исследование и ответим на вопрос: Какова синтаксическая роль имени числительного?

Выполнить задания «Кто быстрее?» (сам-но)

А) Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Дважды два - четыре

Вывод: Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения).

Б) Мне подарили второй том увлекательной книги.

После шестого урока состоится классный час.

Вывод: Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению. (самопроверка)

В) Найди предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (самопроверка)

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.

 - Давайте, ребята, сделаем вывод о синтаксической роли имени числительного. (Могут быть любым членом предложения, а количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными. Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.)

5. Физкультминутка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать и немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть


6. Первичная проверка понимания.

В русском языке слова других частей речи тоже могут иметь количественное значение, и их надо уметь отличать от имён числительных. Работа выполняется самостоятельно

1) Монета или сумма в 5 копеек (пятак)

2) Имеющий пять этажей (пятиэтажный)

3) Стоящий по счёту после четвёртого (пятый)

4) Сеть магазинов (пятёрочка)

5) Увеличить в пять раз (упятерить)

(самопроверка)

- Назовите среди записанных слов числительные. Какие ещё видите части речи?

Сделайте вывод (Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.)

Оцените в своём рабочем листе это задание.

Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь

Прочитаем текст:

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).

- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).

- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).

- От чего в основном зависит наше здоровье, по мнению учёных? (От самого человека)

- Что необходимо человеку предпринимать для сохранения здоровья?

Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые) Можно, чтобы сэкономить время подписать разряд над числительным)). Выполняйте.

- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Зачитайте количественные числительные в левом столбике.

- Они на какой вопрос отвечают?

- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике.

- К ним какой вы поставили вопрос?

- Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.

7. Закрепление знаний.

- Подходит к концу наш урок. Все вы отлично поработали Я хочу, чтобы вы вспомнили всё, что сегодня узнали о новой части речи – имени числительном и предлагаю вам проверить свои знания  .

Составьте связный текст, используя полученные знания (Один рассказывает).

- Оцените свою работу.

8. Рефлексия.  (оценивают себя смайлами)

9. Проверка цели и задач

10. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ о числительном как части речи

2. Письменное задание на выбор:

а) упражнение 345;

б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.

- За работу на уроке я хотела бы поставить следующие оценки. Ваша работа будет дополнительно оценена после проверки рабочих листов.

- Я хочу сказать вам, ребята, что имя числительное – это уникальная часть речи, далее вас ждёт ещё много уроков, посвящённых ему. На этих уроках вас ждут новые интересные открытия. Например, вы узнаете, почему в числительном «одиннадцать» две нн, а в числительном «двенадцать» всего одна. Я думаю, вы удивитесь тому, как, оказывается, трудно произносить многие числительные. Вы узнаете, например, каким образом появилось в русском языке необычное числительное «сорок». На все эти вопросы вы ответите в процессе изучения данной темы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!