Конспект урока в 6 классе на тему:
«Имя числительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.
Задачи урока:
– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);
- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).
Урок нацелен на формирование следующих УУД:
- личностные УУД:
- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;
- регулятивные УУД: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;
- познавательные УУД: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;
-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ресурсы: учебник, карточки, лист контроля.
Ход урока
Организационный момент
Проверка д.з.
3. - А сейчас я хотела бы вам кое-что прочитать. Ваша задача определить, что это за литературный жанр.
ПРОXОЖИЕ И СОБАКИ
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там еще две-три, и вмиг
Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.
Один было уже Прохожий камень взял:
«И, полно, братец!» тут другой ему сказал:
«Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут
Верно, это басня? Может вы уже догадались, кто является автором этого произведения? Конечно, это Иван Андреевич Крылов. Почему же мы говорим о Крылове сегодня, ведь сейчас урок русского языка, а не литературы? Всё дело в том, что в 2024 году Иван Андреевич является юбиляром. Кстати, кто такой юбиляр? Давайте-ка посчитаем, сколько лет прошло с рождения Крылова. Родился он в 1769 (255 лет). А сколько это веков? (2,5). Прожил он 75 лет и за это время написал 236 басен, которые вошли в девять изданных при его жизни сборников.
3.Актуализация знаний. Ребята, скажите, пожалуйста, это много 236 басен и 9 сборников?
- На каком уроке вы часто встречаете такие слова как 255, 75, 236, 9,2 с половиной? (математика)
- На каких уроках вы встречаетесь часто с числами? (На уроке истории - даты, на уроке географии - координаты, на уроке литературы - годы жизни писателей, на физкультуре вы считаете количество прыжков, приседаний и так далее)
- То есть, ребята, за день вы, сами того не подозревая, произносите огромное количество чисел не только в школе, но и в повседневной жизни. Ни для кого из вас не секрет, что люди ещё в древности не могли обходиться без счёта. Очень важно было, изучая окружающую среду, как-то выделять предметы, считать их.
- А вот на уроках русского языка таким словам уделяется особое внимание. Они учёными объединены в отдельную именную часть речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи)
- Запишем число, классную работу и тему сегодняшнего урока. А рассмотрим мы нашу тему на материале, посвящённом творчеству Ивана Андреевича Крылова.
- Считать люди научились по-своему ещё в древности, а вот частью речи имя числительное стало только в 18 веке.
Работа с термином: Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Что бы вы хотели сегодня узнать об этой части речи? Какие вопросы мы поставим перед собой на этом уроке?
- Что такое имя числительное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие бывают числительные?
- Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.
- Как отличить имя числительное от других частей речи?
4. Первичное усвоение знаний.
Внимание на слайд:
1) Два Голубя как два родные брата жили,
Друг без друга они не ели и не пили;.
2) И новый хор певцов такую дичь занес,
Как будто тронулся обоз,
В котором тысяча немазанных колес…
3) Потом, как водится, мир вечный заключить
До первой ссоры.
4) Послушать, кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки!
- Прочитаем предложения, по одному.
- Что общего у этих предложений? (Это отрывки из басен)
- Как они связаны с нашим уроком? (В них есть числительные).
Словарная работа
- Понятно ли вам лексическое значение слов в этих предложениях?
- Что значит робеть? (бояться).
- Назовите, пожалуйста, в данных отрывках имена числительные (два, тысяча, первой, одна).
- А теперь посовещайтесь друг с другом (работа в группах) и попробуйте данные числительные (подсказка – посмотрите на вопросы) разделить на 2 группы (два брата, тысяча колёс, одна душа и первой ссоры).
- Чем имена числительные в левой колонке отличаются от имён числительных в правой колонке? (вопросы сколько и какой, обозначают количество и порядок).
Делаем вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые
Сейчас, ребята, мы проведем небольшое исследование и ответим на вопрос: Какова синтаксическая роль имени числительного?
Выполнить задания «Кто быстрее?» (сам-но)
А) Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.
Дважды два - четыре
Вывод: Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения).
Б) Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
Вывод: Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению. (самопроверка)
В) Найди предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (самопроверка)
Пернатые часы
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.
(По. М. Деменюк)
В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.
- Давайте, ребята, сделаем вывод о синтаксической роли имени числительного. (Могут быть любым членом предложения, а количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными. Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.)
5. Физкультминутка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать и немного отдохнуть.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стул тихонько сесть
6. Первичная проверка понимания.
В русском языке слова других частей речи тоже могут иметь количественное значение, и их надо уметь отличать от имён числительных. Работа выполняется самостоятельно
1) Монета или сумма в 5 копеек (пятак)
2) Имеющий пять этажей (пятиэтажный)
3) Стоящий по счёту после четвёртого (пятый)
4) Сеть магазинов (пятёрочка)
5) Увеличить в пять раз (упятерить)
(самопроверка)
- Назовите среди записанных слов числительные. Какие ещё видите части речи?
Сделайте вывод (Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.)
Оцените в своём рабочем листе это задание.
Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь
Прочитаем текст:
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.
По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.
- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).
- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).
- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).
- От чего в основном зависит наше здоровье, по мнению учёных? (От самого человека)
- Что необходимо человеку предпринимать для сохранения здоровья?
- Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые) Можно, чтобы сэкономить время подписать разряд над числительным)). Выполняйте.
- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Зачитайте количественные числительные в левом столбике.
- Они на какой вопрос отвечают?
- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике.
- К ним какой вы поставили вопрос?
- Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.
7. Закрепление знаний.
- Подходит к концу наш урок. Все вы отлично поработали Я хочу, чтобы вы вспомнили всё, что сегодня узнали о новой части речи – имени числительном и предлагаю вам проверить свои знания .
Составьте связный текст, используя полученные знания (Один рассказывает).
- Оцените свою работу.
8. Рефлексия. (оценивают себя смайлами)
9. Проверка цели и задач
10. Домашнее задание.
Подготовить устный рассказ о числительном как части речи
2. Письменное задание на выбор:
а) упражнение 345;
б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.
- За работу на уроке я хотела бы поставить следующие оценки. Ваша работа будет дополнительно оценена после проверки рабочих листов.
- Я хочу сказать вам, ребята, что имя числительное – это уникальная часть речи, далее вас ждёт ещё много уроков, посвящённых ему. На этих уроках вас ждут новые интересные открытия. Например, вы узнаете, почему в числительном «одиннадцать» две нн, а в числительном «двенадцать» всего одна. Я думаю, вы удивитесь тому, как, оказывается, трудно произносить многие числительные. Вы узнаете, например, каким образом появилось в русском языке необычное числительное «сорок». На все эти вопросы вы ответите в процессе изучения данной темы.