СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»


Русский язык. 6 класс.

Тема «Имя числительное как часть речи»


Разработка урока

Тема: Имя числительное как часть речи

Цель: знакомство с признаками имени числительного как части речи.

Задачи:

Образовательная: научить доказывать принадлежность слова к числительному, определять его синтаксическую роль, разграничивать числительные и части речи с цифровым значением; научить выявлять отличия между порядковыми и количественными числительными, простыми, составными и сложными.

Развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку и его истории.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические методы обучения, объяснительно – иллюстративный материал.


Ход урока

1.Организационный момент

-Громко вновь звенит звонок,

Нам пора начать урок.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами урок русского языка.

-Дети, на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

2.Формулирование темы урока. Целеполагание.

-Ребята, давайте с вами познакомимся. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы.

-Сколько тебе лет?

-В каком году ты пошел в первый класс?

-Сколько у тебя друзей?

-Назови свое любимое число?

-Сколько у тебя сегодня уроков?

-Дети, скажите, какую часть речи вы использовали, отвечая на вопросы?

- Правильно. Имя числительное.

-Как вы догадались, сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению имени числительного – самой молодой части речи.

-Мы сегодня с вами  узнаем, что такое имя числительное, какие бывают имена числительные по значению и по строению, какую синтаксическую роль в предложении выполняют и научимся отличать имена числительные от других частей речи с числовым значением.

-Наше познавательное путешествие в страну Имени числительного начинается.

3. Изучение нового материала.

Первая остановка - станция « Историческая»

-Давайте с вами окунемся в историю и узнаем о происхождении имени числительного.

Сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много.

Когда же возникала необходимость в более точном подсчете, стали считать десятками.

Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 образовались так: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать.

-Попробуйте сами образовать слова до 19

Далее:  Два десяти - двадцать, три десяти - тридцать.

Четыре десятка — ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят, но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось?

В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка соболиных шкур — набор на одну шубу.

Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.

Интересен и тот факт, что первыми именами в Древней Руси стали числительные. Детям давали имена по порядку появления их на свет: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток.

В середине ХVIII века Михаил Васильевич Ломоносов в русской грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.

-Что же такое имя числительное?

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

Числительные делятся на количественные, отвечающие на вопрос сколько? – один, два, тридцать, сто и порядковые, которые отвечают какой? который? – первый, второй, тридцатый, сотый).

Первичное закрепление полученных знаний

-Дети, давайте с вами выполним задание. Выпишите из предложенных имен числительных только порядковые:

Два, восьмой, три, сотый, одиннадцать, тринадцатый, одна тысяча, тысяча девятьсот первый, миллион, двенадцатый, сто, второй, десятый

-Давайте проверим. Молодцы. Все верно.

Получение новых знаний.

Следующая остановка - «Связующая».

-Ребята,  в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными - дома, в школе, на улице. Человеку просто не обойтись без числительных, так как они живут рядом с нами.

-Посмотрим на записанные предложения и определим, к какой части речи относятся выделенные слова с числовым значением.

В классе было десять девочек и одиннадцать мальчиков.

Десятиминутный перерыв заканчивается.

Пятиклассник Витя часто опаздывает в школу.

Мне пришлось утроить усилия, чтобы сдать экзамен.

Нам в институте задают вдвое больше заданий.

-Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: имя прилагательное, имя существительные, глагол, наречие.

Самостоятельная работа.

-Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами.

-Только в первом предложении перед нами имена числительные, так как слова можно заменить цифрами.

-Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

Игра « Третий лишний».

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний». Вам нужно найти третье лишнее слово в каждой строчке:

Один, одиночка, одиночество;

пятёрка, пятерня, пять;

трёхкомнатный, трижды, третий;

шестиклассник, шесть, шестичасовой.

-Давайте проверим. Вы выписали только числительные.

Приобретение новых знаний.

Следующая станция - «Строительная».

-Числительные по своему строению бывают:

Простые - имеют один корень: один, сто, тысяча.

Сложные - состоят из двух корней: шестьдесят, девяносто, двести.

Составные - складываются из нескольких слов: пятьдесят один, триста семнадцать, две тысячи триста двадцать.

Минута отдыха.

-Молодцы. Вы хорошо поработали Теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

-Отгадайте загадки с именами числительными.

-Двенадцать Братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев).

-Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (Ножницы).

-Сто одежек и все без застежек. (Капуста).

-Один костер светит, весь мир согревает. (Солнце).

Сто зубов, а никого не ест. (Расческа).

-Отдохнули. Продолжаем наше путешествие.

Получение новых знаний.

Следующая Станция - «Ролевая».

-Имена числительные могут быть разными членами предложения. Если числительные стоят в паре с существительным в Р.п. и В.падежах, то они являются одним членом предложения.

Рассмотрим примеры.

Двенадцать туристов вышли в поход.

Два на два - четыре.

Мы высадили две клумбы.

Я прождал десять минут.

Попасть на пятый этаж можно на лифте.

-Таким образом, имена числительные могут выполнять разную синтаксическую роль в предложении.

Последняя Станция - «Народная мудрость»

-Имена числительные часто употребляются в нашей речи, и мы можем убедиться в этом, вспомнив фразеологизмы, которые очень богаты именами числительными.

Рассмотрите фразеологизмы: заблудиться в трех соснах обозначает неумение разобраться в самом простом; гнаться за двумя зайцами значит делать одновременно несколько дел.

Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам дополнить фразеологизмы недостающими именами числительными:

На (один) зуб, как свои (пять) пальцев, как (две) капли воды, (семь) потов сошло, (семь), пятниц на неделе.23

Давай посмотрим, что у вас получилось. Все верно.

4. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.

Дети, наше путешествие в страну « Имени числительного» подходит к концу. Давайте с вами повторим изученный материал. Что такое числительное?

Какие числительные мы называем количественные и порядковые?

Какие бывают числительные по строению?

Какими членами предложения выступают числительные?

5. Домашнее задание.

Составить небольшой рассказ о себе и своем классе, используя имена числительные.


Спасибо вам за внимание! До свидания!


Список литературы:

1.Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе. - М., 1964

2.Арсирий А.Т.. Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1997.

3.Багаев Е.Г. О некоторых числовых символах.// Русская речь. – 1997, № 2.

4.В.П. Жукова, А.В. Жукова. «Школьный фразеологический словарь русского язы­ка». - М., 1994.

5.Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. М.: Феникс. 2002.