СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

Класс: 6 Дата проведения: 26.01.2023



Тема: Имя числительное как часть речи



Цель: актуализировать знания о значении имени числительного, развивать умение определять синтаксическую роль имён числительных, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.



Задачи:

  1. познакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении)

  2. научиться отличать числительные от других частей речи с числовым значением

  3. научиться находить числительные в тексте

Планируемые результаты:

  1. Предметные

базового уровня: ученик научится определять, что обозначает имя числительное, его морфологические признаки, синтаксическую роль

повышенного и высокого уровня: разграничивать числительные и части речи с числовым значением

  1. Личностные: формировать мотивацию к обучению; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке

  2. Метапредметные

познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.























Ход урока

этапы

деятельность учителя

деятельность учащихся

формы, методы, приёмы

Организационно-мотивационный

Оргмомент


Мотивация к учебной деятельности


Приветствие уч-ся


-Запишите число, вид работы

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

–Как вы понимаете её смысл?

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания. Начнём урок с орфоэпической минутки.

- Спишите слова, поставьте знак ударения: (записаны за доской) шарфы, торты, сливовой, оптовый, туфля.

- С любым из слов составьте и запишите предложение.




Проверяют готовность к уроку

Записывают число, вид работы


Объясняют значение пословицы








Записывают слова, ставят ударения, составляют предложение (прорабатывают задание №4 ВПР)













Индивид.работа

Коллективная проверка

Актуализация












Формулировка темы и целей урока





План работы/изучения


- На доске ряды слов:

Пятый, пятерка, пятак.

Тройка, троица, три, трояк.

- Какие слова будут лишними? Почему? (лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду три, они отвечают на другой вопрос и не являются существительными).

- К какой части речи можно отнести эти слова?

-Какой будет тема нашего урока? (Имя числительное как часть речи).

- Запишем тему урока в тетрадь

-Какой будет цель нашего урока?

- Какие задачи должны решить для достижения цели? (Узнать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научиться находить числительное в тексте)







Анализируют слова, находят лишние, доказывают





Формулируют тему урока и цель


Записывают тему в тетрадь


Ответы обучающихся






вводная беседа











фронт. беседа


Процессуально-содержательный

Изучение







































Первичное закрепление

















Составление кластера «Имя числительное» (на доске)

- Запишите предложение

Три книги стоят на полке.

- Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос.

- Скажите, что оно обозначает.

- Какую роль будет выполнять числительное в этом предложении? (подлежащ)

- Запишите еще одно предложение

Петя живёт на пятом этаже.

- Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос.

- Скажите, что оно обозначает.

- Какую роль будет выполнять числительное в этом предложении? (определение)

- На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное

-На какие вопросы отвечает?

-Как можно назвать эти числительные?

(Количественные и порядковые).

- Попробуйте просклонять числительные, изменить по родам, числам. Сделайте выводы.

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Прочитайте опорную схему. Что у нас получилось?

- Сравним свои выводы с тем понятием, какое нам предлагают авторы учебника, с.34

Работа по учебнику (с.34)

упр. 365


Карточка

– Ребята, посмотрите на задание 1 в карточках. Прочитайте слова.

Одинокий, одноклассник, одноэтажный, один, одиннадцать.

- Все ли эти слова являются именами числительными?

- А какие из этих слов имена числительные?

- Числовое значение могут иметь и другие части речи. Как отличить числительные от них?

- Имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.

- Запишите слова и определите части речи в этом ряду.

( сущ.,прил., числ.)

Самостоятельная работа с карточками (по уровням)

Задание 2.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите их разряд по значению (порядковое или количественное).

1. Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. 2. Пятеро спортсменов получили медали. 3. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. 4. Сорок километров - дистанция марафонцев. 5. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. 6. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Распределите слова в соответствующую колонку



Записывают предложения в тетрадь

Отвечают на вопросы

Делают выводы, заполняют кластер


















Составление кластера «Имя числительное» (на карточках)












Читают правило в учебнике


Дополняют фразеологизмы числительными, объясняют значение выражений, составляют и записывают предложения

(прорабатывают задание №14 ВПР)


Ответы обучающихся











Записывают, определяют части речи


Выполняют задания

(прорабатывают задание №5 ВПР)






выписать предложения

2,4,5











Самопроверка

самооценка

коллективная








































коллективная работа



















индивид.работа

Рефлексивно-оценочный

Рефлексия








































Д/З базовый



повышенный



Оценка

Приём «Верные и неверные утверждения»

Задание 3 на карточках

- Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что …». Если «да», то ставите «+», если «нет», то «-».

Утверждения:

1 … имена числительные отвечают только на вопрос «сколько?»

2 … имён числительных в русском языке не очень много?

3 … имена числительные изменяются по падежам?

4 … все числительные можно записать цифрами?

5 … эта часть речи в предложении может быть только определением?

6 … числительные обозначают признак предмета?

7 … числительные по значению делятся на порядковые и количественные?

8 … можно прожить день, не встретив ни одного числительного?

9 … числительное может состоять из трёх слов?

10 …слова двадцать три и четвертый – имена числительные

- Поменяйтесь листочками для проверки работ

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

- Как отличить числительное от других частей речи?

- Что осталось непонятным?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Параграф 51, выучить

Записать не менее пяти фразеологизмов, в состав которых входят числительные.


Найти не менее пяти фразеологизмов, в состав которых входят числительные, составить и записать с ними предложения

Индивидуальная работа, с последующей проверкой по эталону


























Взаимопроверка

Оценивание работы











Запись в дневник

индивид. работа





























Фронтальная беседа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!