Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя числительное как часть речи
Прочитайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?
- Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы – местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни – у нас частицы, Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья: ох и ах! А потом у тёплой печи Повторяем части речи
Вставьте в пословицы пропущенные слова.
… раз отмерь - … отрежь.
Не имей … рублей, а имей … друзей.
… ум хорошо, а … ума лучше.
Подумайте, на какой вопрос они отвечают и что обозначают.
- Произведите морфемный разбор слова числительное. Какая морфема определяет значение термина?
- Подберите и запишите слова с тем же корнем, что и в слове числительное. Над каждым из них укажите части речи.
- Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи .
Цели урока:
Познакомимся
с именем числительным как частью речи.
Научимся находить
числительное в тексте.
Узнаем
о количественных и порядковых числительных.
- Обратимся к поисковому чтению параграфа 59, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
- 1) Каково общее грамматическое значение имени числительного?
- 2) На какие два основных разряда делятся числительные? Какие вопросы помогают определить разряд, к которому относится числительное? Покажите это на примерах
- 3) Какие морфологические признаки характерны для
- а)количественных числительных и
б) порядковых числительных? Покажите это на примерах, используя количественные (кроме один, два) и порядковые числительные в сочетании с существительными
4) Каковы синтаксические признаки количественных и порядковых числительных?
Порядок предметов при счёте(Какой? )
Количество предметов (Сколько?)
Отвлечённое число (Сколько?)
Значение
?...
?...
Имя числительное
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Вышел зайчик погулять……
- Назовите числительные в этом тексте? К какому разряду они относятся? Какое слово замещает числительное, но им не является?
Синтаксическая роль числительных в предложении
Три и два – пять.
В окне на девятом этаже погас свет.
Отдых двух братьев был удачным.
Поезд отправляется в два часа.
- Неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности говорящего. Необходимо во что бы то ни стало научиться правильно склонять имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными.
- Е.Язовицкий «Говорите правильно»
- Какие из предметов, названных существительными Молоко, варенье, опилки, вода, бензин, мука, орех, щипцы, чашка, туфли, белизна, ходьба, грусть, торт, погода, градус, очки, тетрадь, сливки, колбаса можно считать, а какие измерять (разными единицами меры)? Какие из них не поддаются ни счету, ни измерению? Как это отражается на способности данных существительных сочетаться с количественными или собирательными числительными?
- Выделите существительные, которые называют предметы, подлежащие счету, и запишите их в сочетании с числительными:
- А) количественными
Подведение итогов
- Что такое числительное?
- Какие разряды числительных вы знаете?
- Как изменяются имена числительные?
- На что надо обращать внимание при склонении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?
- Что нового я узнал(а) на уроке?
Домашнее задание
- Найдите как можно больше фразеологизмов с числительными