СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации содержится как теоретический материал на данную тему, так и пркктический

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя числительное как часть речи

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Имя числительное как часть речи

Прочитайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?   Существительное – школа,  Просыпается – глагол.  С прилагательным весёлый  Новый школьный день пришёл.   Встали мы – местоименье,  Бьёт числительное семь.  За ученье, без сомненья,  Приниматься надо всем.   Мы наречием отлично  На уроках дорожим.  Соблюдаем мы привычно  Дисциплину и режим.   Не и ни – у нас частицы,  Нам их надо повторять.  И при этом не лениться  И ни часу не терять!   После школы, как известно,  Мы катаемся в санях.  Здесь особенно уместны  Междометья: ох и ах!   А потом у тёплой печи  Повторяем части речи

Прочитайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?

  • Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы – местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни – у нас частицы, Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья: ох и ах! А потом у тёплой печи Повторяем части речи
Вставьте в пословицы пропущенные слова.  … раз отмерь - … отрежь.  Не имей … рублей, а имей … друзей.  … ум хорошо, а … ума лучше.  Подумайте, на какой вопрос они отвечают и что обозначают.

Вставьте в пословицы пропущенные слова.

раз отмерь - … отрежь.

Не имей … рублей, а имей … друзей.

ум хорошо, а … ума лучше.

Подумайте, на какой вопрос они отвечают и что обозначают.

Произведите морфемный разбор слова числительное. Какая морфема определяет значение термина?  Подберите и запишите слова с тем же корнем, что и в слове числительное. Над каждым из них укажите части речи. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи .
  • Произведите морфемный разбор слова числительное. Какая морфема определяет значение термина?

  • Подберите и запишите слова с тем же корнем, что и в слове числительное. Над каждым из них укажите части речи.
  • Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи .
Цели урока: Познакомимся с именем числительным как частью речи.  Научимся находить числительное в тексте.  Узнаем  о количественных и порядковых числительных.

Цели урока:

Познакомимся

с именем числительным как частью речи.

Научимся находить

числительное в тексте.

Узнаем

о количественных и порядковых числительных.

Обратимся к поисковому чтению параграфа 59, чтобы найти ответы на следующие вопросы: 1) Каково общее грамматическое значение имени числительного? 2) На какие два основных разряда делятся числительные? Какие вопросы помогают определить разряд, к которому относится числительное? Покажите это на примерах 3) Какие морфологические признаки характерны для а)количественных числительных и  б) порядковых числительных? Покажите это на примерах, используя количественные (кроме один, два) и порядковые числительные в сочетании с существительными 4) Каковы синтаксические признаки количественных и порядковых числительных?
  • Обратимся к поисковому чтению параграфа 59, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
  • 1) Каково общее грамматическое значение имени числительного?
  • 2) На какие два основных разряда делятся числительные? Какие вопросы помогают определить разряд, к которому относится числительное? Покажите это на примерах
  • 3) Какие морфологические признаки характерны для
  • а)количественных числительных и

б) порядковых числительных? Покажите это на примерах, используя количественные (кроме один, два) и порядковые числительные в сочетании с существительными

4) Каковы синтаксические признаки количественных и порядковых числительных?

Порядок предметов при счёте(Какой? ) Количество предметов (Сколько?) Отвлечённое число (Сколько?) Значение ?... ?... Имя числительное

Порядок предметов при счёте(Какой? )

Количество предметов (Сколько?)

Отвлечённое число (Сколько?)

Значение

?...

?...

Имя числительное

  Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять…… Назовите числительные в этом тексте? К какому разряду они относятся? Какое слово замещает числительное, но им не является?

  • Раз, два, три, четыре, пять.
  • Вышел зайчик погулять……
  • Назовите числительные в этом тексте? К какому разряду они относятся? Какое слово замещает числительное, но им не является?
Синтаксическая роль числительных в предложении Три и два – пять.  В окне на девятом этаже погас свет.  Отдых двух братьев был удачным.  Поезд отправляется в два часа.

Синтаксическая роль числительных в предложении

Три и два – пять.

В окне на девятом этаже погас свет.

Отдых двух братьев был удачным.

Поезд отправляется в два часа.

Неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности говорящего. Необходимо во что бы то ни стало научиться правильно склонять имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными.  Е.Язовицкий «Говорите правильно»
  • Неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности говорящего. Необходимо во что бы то ни стало научиться правильно склонять имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными.
  • Е.Язовицкий «Говорите правильно»
Какие из предметов, названных существительными Молоко, варенье, опилки, вода, бензин, мука, орех, щипцы, чашка, туфли, белизна, ходьба, грусть, торт, погода, градус, очки, тетрадь, сливки, колбаса  можно считать, а какие измерять (разными единицами меры)? Какие из них не поддаются ни счету, ни измерению? Как это отражается на способности данных существительных сочетаться с количественными или собирательными числительными?
  • Какие из предметов, названных существительными Молоко, варенье, опилки, вода, бензин, мука, орех, щипцы, чашка, туфли, белизна, ходьба, грусть, торт, погода, градус, очки, тетрадь, сливки, колбаса можно считать, а какие измерять (разными единицами меры)? Какие из них не поддаются ни счету, ни измерению? Как это отражается на способности данных существительных сочетаться с количественными или собирательными числительными?
Выделите существительные, которые называют предметы, подлежащие счету, и запишите их в сочетании с числительными: А) количественными Б) собирательными
  • Выделите существительные, которые называют предметы, подлежащие счету, и запишите их в сочетании с числительными:
  • А) количественными
  • Б) собирательными
Подведение итогов Что такое числительное? Какие разряды числительных вы знаете?  Как изменяются имена числительные? На что надо обращать внимание при склонении числительных, чтобы вас считали культурным человеком? Что нового я узнал(а) на уроке?

Подведение итогов

  • Что такое числительное?
  • Какие разряды числительных вы знаете?
  • Как изменяются имена числительные?
  • На что надо обращать внимание при склонении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?
  • Что нового я узнал(а) на уроке?
Домашнее задание   Найдите как можно больше фразеологизмов с числительными

Домашнее задание

  • Найдите как можно больше фразеологизмов с числительными


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!