СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Имя числительное»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии:  групповая, проблемная, дифференцированного обучения, методика субъективизации

Цель урока:

формирование представления об имени числительном как части речи

 

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Тема урока : Имя числительное как часть речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии: групповая, проблемная, дифференцированного обучения, методика субъективизации

Цель урока:

формирование представления об имени числительном как части речи

Планируемые результаты

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Предметные:

ученик научится определять, что обозначает имя числительное, находить его, отличать порядковые от количественных, синтаксическая роль.

Метапредметные:

Регулятивные:

ученик получит возможность научиться ставить цели работы, оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

ученик получит возможность научиться работать в группе, слушать товарищей, участвовать в принятии коллективного решения, аргументировать свою точку зрения, составлять устное высказывание.

Познавательные:

ученик получит возможность научиться проводить наблюдения

строить логическое рассуждение.

Межпредметная связь: музыка, математика

Оформление:

  • Цветной мел

  • Таблица « имени числительного»

  • Карточки для групповой работы. (

  • Мультимедийная установка, экран, проектор

  • Распечаточный материал

  • Сигнальные карточки (зеленого, жёлтого и красного цвета)









Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

обучающихся

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя:

мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.

Задачи:

-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;

-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.

Цель этапа для учащихся:

готовность и быстрое включение в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок.

Метод:

объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку.


- Здравствуйте, присаживайтесь.

Ребята, у вас сегодня необычный урок. У вас в гостях симпатичные, доброжелательные учителя из других школ. И я к вам приехала из Новониколаевской школы и проведу в вашем классе урок русского языка. Я думаю, что мы с вами хорошо поработаем, подружимся. А дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим, с каким настроением пришли вы на урок.(смайлики с лицами)

-Попрошу подойти к столу и взять квадратик с понравившимся цветом. Они нам помогут работать в группах. (взяли)

- Присаживайтесь.

- А теперь я представлюсь вам. Меня зовут Татьяна Викторовна, а как вас зовут я вижу.

- Ну что разомнем наши ручки? (физминутка «Руки»)


Включение в работу, самоопределение.


2. Актуализация знаний

Цель этапа для учителя:

организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

-проверка усвоения материала учашимися при помощи работы с текстом;

Цель этапа для учащихся:

Осознать недостаточность знаний для полных ответов.

Задачи:

-выполнить работу с пословицами,

-выявить слова с числовым значением

Метод:

Частично-поисковый, эвристический

Предполагаемый итог этапа:

-установление уровня знаний по изученному материалу;

-формирование умения нахождения слов с числовым значением.



- Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны пословицы.

Два сапога — пара.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один горшок, а много ложек.

Одного поля ягода.

- Прочитайте пословицы.

- Соедините их попарно в зависимости от смысла.

- Назови­те первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.

Можно объединить пословицы:

Два сапога — пара и Од­ного поля ягода. В них говорится о том, что бывают лю­ди, очень похожие по своим качествам и поведению.

- Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.

Можно объединить пословицы:

Один с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.

- Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице, эту часть речи вы уже изучали? (существительное)


Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге с учителем.

Осознают свои знания

3. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Цель этапа для учителя:

определить тему, цели и задачи изучения нового материала.

Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.




4.Творческая практическая деятельность, иллюстрирующая природу изучаемого явления, составление связного рассказа об изучаемом явлении.

Цель этапа для учителя:

Сформулировать определение имени числительного

Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию определения

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.









5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа для учителя:

помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний об имени числительном

Задачи:

-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.

Цель этапа для учащихся:

получить представление о числительном

Задачи:

умение находить числительное в предложении, конструировать предложения с числительным.

Методы:

проблемно-поисковый, репродуктивный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»


6. Физминутка











7. Закрепление изученного.

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.


8.Самостоятельная работа.

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний.


9 .Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель этапа для учителя:

дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.

Учитель.

- Еще раз внимательно прочитайте пословицы.

- Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.

Два, одного, один, семеро.

Учитель.

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к ко­торой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с по­нятием числа.

Часть речи, к которой относятся эти слова, можно на­звать имя числительное.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Значит, тема сегодняшнего уро­ка — «Имя числительное как часть речи».

Учитель пишет тему урока на доске. Дети в тетрадях.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его те­му. Используйте опорные фразы на доске.

  1. Познакомиться с ИЧ как...;

  2. учиться отличать ИЧ... .

Цель нашего урока: познакомиться с именем числительным как частью речи; учиться отличать имя числительное от других частей речи











Учитель.

Что вам известно об этой части речи?

-объединимся по цвету.

  • Вам задание ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (на листике: Найти в словаре слово «числительное» и дать его определение классу.)

  • ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (что узнали о происхождении этого слова)

Числительное

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Словообра зоват. калька лат. numerale, суф. производного от numerus "число". В словарях отмечается с 1704 г. См. номер.

  • У доски: Разобрать по морфемам слово ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

  • Посчитать звуки и буквы в слове ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

(12б -12зв)

  • Найти числительные и задать к ним вопрос. В середине семнадцатого века население Земли составляло пятьсот сорок пять  миллионов человек. (Какой? Сколько?)

ПРОВЕРКА ГРУПП

РАССАЖИВАЕМСЯ ПО МЕСТАМ

- На основе наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает?

- Как бы вы назвали имена числительные , которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? (смотрим в учебник)

- Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? АЯ, ОЕ? (смотрим в учебник)

-просклоняем по падежам числительные.(шесть, шестой)

- Посмотрите в учебнике на предложения и сделайте вывод, какими членами предложения являются имена числительные. (всеми частями речи). Стр 43

ЧТЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ, РАССКАЖИТЕ ПРАВИЛО ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО






Первое задание № 1. «Ты-мне, я- тебе». (по рядам)

количественные числительные , необходимо заменить на порядковые:

Двенадцать-двенадцатый

Пятьдесят-пятидесятый

Миллион-миллионный

Десять-десятый

Шестьсот пятьдесят-шестьсот пятидесятый

Триста-трехсотый

Учитель.

ЗАДАНИЕ № 2

Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи — существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи — только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, вы­полним упражнение.

Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению.

Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи.

Письменно, совместно, объясняют

      1. Имя числительное

    Сколько? Какой?

      1. Имя существительное

    Кто? Что?

      1. Имя прилагательное

    Какой(ое,ая?)

    Глагол

    Чтосделать?

    Что делать?





    Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четве­ро (братьев ), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвер­ня, четвертый (час), удвоить, пятый (день), столетний(дуб).

- Какие числительные? Количест, порядков?

Задание № 2

Учитель.

- Прочитайте текст.

-Определите лексическое значение слов: гармонь, баян. (ученик смотрит самостоятельно)

-Подчерк­ните числительные как части речи. Определите падеж у числительного.

- Количественное или порядковое числительное?

Родина русской гармони и баяна — Тула. Здесь в первой половине(П.п.) девятнадцатого века(Р.п) появилась первая гармонь.(И.п) В тысяча восемьсот семидесятом году (П.п) тульским гармонных дел мастером Н.И. Белобородовым была изготовлена двухрядная гармонь с полной хроматической гаммой. Ее можно назвать прообразом баяна, который появился в двадцатом веке (П.п).

(Г.И. Блинов, В А. Антохина )

- Посмотрите портрет Белобородова.

- Скажите, к этому тексту в хорошем смысле, без иронии, какая соответствует пословица (Одного поля ягода)

1 ученик работает по ЭЛЕКТРОННОМУ ТРЕНАЖЕРУ.

(Проверка, сам компьютер)









-А вы выдели гармошку? Кто умеет играть? Споем. Частушки

    1. Обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

    1. 117, 117  3,4,10,5 5 у 5, 25

19, 9, 5!  18,20. Пять у восемь, 40

117, 117  3,4,10,5 6 у 6, 36

48, 35!  9,19. Дважды два, 4



Учитель.

- Как вы думаете, зачем нам нужны числительные?

- Где в жизни вы встречаетесь с числительными?

- Расскажите какие ассоциации, воспоминания, впечатления вызывают у вас эти числа?

5, 8, 23, 2.

Задание № 3

По цвету распределяемся.

1. Один ум хорошо, а два лучше.(собери пословицу, разрезать)

2. точь-в-точь (к данному фразеологизму подобрать другой фразеологизм с одинаковым значением).

3. отгадайте ребус: восемь.

ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛО









Укажите количество числительных. Запиши ответ

  1. семилетний, шестиструнный, удвоить, восемь, тридцатый, шестиклассник, пятеро, семёрка, двадцать три, десять.-5

  2. сколько из них количественных- 4

покажите на пальцах















- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы ра­ботали сегодня?


- Испытывали ли вы затруднения при выполнении упражнений?

- Что узнали?


- кто знает эту тему на 5? На 4?

- Что меня удивило?

- Кто научился определять числительное, уверен, что самостоятельно сможет отличить числительное от других частей речи, скажите себе вслух : «Молодец!»

Настроение

Оценивание сами дети + учитель

Мы с вами подружились.

Благодарность за урок.

Высказывание об улыбке.

Домашнее задание: упр 396, + по желанию сообщение. (раздается печатный материал)

Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, словаре; формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.























Узнают о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно.









Работают с учебником выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы.
























































Осознают необходимость заботы о здоровье, поют








Выполняют разноуровневые задания индивидуально.















Приобретают новые знания, совершенствуют приобретенные навыки.

Осуществляют совместную деятельность

















Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают выводы. Отвечают на вопросы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!