2. Актуализация знаний Цель этапа для учителя: организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала. Задачи: -проверка усвоения материала учашимися при помощи работы с текстом; Цель этапа для учащихся: Осознать недостаточность знаний для полных ответов. Задачи: -выполнить работу с пословицами, -выявить слова с числовым значением Метод: Частично-поисковый, эвристический Предполагаемый итог этапа: -установление уровня знаний по изученному материалу; -формирование умения нахождения слов с числовым значением. | - Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны пословицы. Два сапога — пара. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один горшок, а много ложек. Одного поля ягода. - Прочитайте пословицы. - Соедините их попарно в зависимости от смысла. - Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ. Можно объединить пословицы: Два сапога — пара и Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению. - Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор. Можно объединить пословицы: Один с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много. - Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице, эту часть речи вы уже изучали? (существительное) | Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге с учителем. Осознают свои знания |
3. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала. Задачи: -подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока; -привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя тему и цель урока. ![]() 4.Творческая практическая деятельность, иллюстрирующая природу изучаемого явления, составление связного рассказа об изучаемом явлении. Цель этапа для учителя: Сформулировать определение имени числительного Задачи: -подведение учащихся к самостоятельному формулированию определения -привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы. 5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний об имени числительном Задачи: -обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала. Цель этапа для учащихся: получить представление о числительном Задачи: умение находить числительное в предложении, конструировать предложения с числительным. Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи» 6. Физминутка 7. Закрепление изученного. Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. 8.Самостоятельная работа. Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний. 9 .Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании. | Учитель. - Еще раз внимательно прочитайте пословицы. - Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. Два, одного, один, семеро. Учитель. - Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Значит, тема сегодняшнего урока — «Имя числительное как часть речи». Учитель пишет тему урока на доске. Дети в тетрадях. Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске. Познакомиться с ИЧ как...; учиться отличать ИЧ... . Цель нашего урока: познакомиться с именем числительным как частью речи; учиться отличать имя числительное от других частей речи Учитель. Что вам известно об этой части речи? -объединимся по цвету. Числительное ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Словообра зоват. калька лат. numerale, суф. производного от numerus "число". В словарях отмечается с 1704 г. См. номер. (12б -12зв) ПРОВЕРКА ГРУПП РАССАЖИВАЕМСЯ ПО МЕСТАМ - На основе наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? - Как бы вы назвали имена числительные , которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? (смотрим в учебник) - Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? АЯ, ОЕ? (смотрим в учебник) -просклоняем по падежам числительные.(шесть, шестой) - Посмотрите в учебнике на предложения и сделайте вывод, какими членами предложения являются имена числительные. (всеми частями речи). Стр 43 ЧТЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ, РАССКАЖИТЕ ПРАВИЛО ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО Первое задание № 1. «Ты-мне, я- тебе». (по рядам) количественные числительные , необходимо заменить на порядковые: Двенадцать-двенадцатый Пятьдесят-пятидесятый Миллион-миллионный Десять-десятый Шестьсот пятьдесят-шестьсот пятидесятый Триста-трехсотый Учитель. ЗАДАНИЕ № 2 Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи — существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи — только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению. Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи. Письменно, совместно, объясняют Имя числительное Сколько? Какой? | Имя существительное Кто? Что? | Имя прилагательное Какой(ое,ая?) | Глагол Чтосделать? Что делать? | | | | | Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев ), четвероногий (друг), четыре (дерева), четверня, четвертый (час), удвоить, пятый (день), столетний(дуб). - Какие числительные? Количест, порядков? Задание № 2 Учитель. - Прочитайте текст. -Определите лексическое значение слов: гармонь, баян. (ученик смотрит самостоятельно) -Подчеркните числительные как части речи. Определите падеж у числительного. - Количественное или порядковое числительное? Родина русской гармони и баяна — Тула. Здесь в первой половине(П.п.) девятнадцатого века(Р.п) появилась первая гармонь.(И.п) В тысяча восемьсот семидесятом году (П.п) тульским гармонных дел мастером Н.И. Белобородовым была изготовлена двухрядная гармонь с полной хроматической гаммой. Ее можно назвать прообразом баяна, который появился в двадцатом веке (П.п). (Г.И. Блинов, В А. Антохина ) - Посмотрите портрет Белобородова. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/24/s_59c74aef524c7/693714_2.jpeg) - Скажите, к этому тексту в хорошем смысле, без иронии, какая соответствует пословица (Одного поля ягода) 1 ученик работает по ЭЛЕКТРОННОМУ ТРЕНАЖЕРУ. (Проверка, сам компьютер) -А вы выдели гармошку? Кто умеет играть? Споем. Частушки Обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. 117, 117 3,4,10,5 5 у 5, 25 19, 9, 5! 18,20. Пять у восемь, 40 117, 117 3,4,10,5 6 у 6, 36 48, 35! 9,19. Дважды два, 4 Учитель. - Как вы думаете, зачем нам нужны числительные? - Где в жизни вы встречаетесь с числительными? - Расскажите какие ассоциации, воспоминания, впечатления вызывают у вас эти числа? 5, 8, 23, 2. Задание № 3 По цвету распределяемся. 1. Один ум хорошо, а два лучше.(собери пословицу, разрезать) 2. точь-в-точь (к данному фразеологизму подобрать другой фразеологизм с одинаковым значением). 3. отгадайте ребус: восемь. ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛО Укажите количество числительных. Запиши ответ семилетний, шестиструнный, удвоить, восемь, тридцатый, шестиклассник, пятеро, семёрка, двадцать три, десять.-5 сколько из них количественных- 4 покажите на пальцах - Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? - Испытывали ли вы затруднения при выполнении упражнений? - Что узнали? - кто знает эту тему на 5? На 4? - Что меня удивило? - Кто научился определять числительное, уверен, что самостоятельно сможет отличить числительное от других частей речи, скажите себе вслух : «Молодец!» Настроение Оценивание сами дети + учитель Мы с вами подружились. Благодарность за урок. Высказывание об улыбке. Домашнее задание: упр 396, + по желанию сообщение. (раздается печатный материал) | Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, словаре; формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Узнают о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно.
Работают с учебником выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы. Осознают необходимость заботы о здоровье, поют Выполняют разноуровневые задания индивидуально. Приобретают новые знания, совершенствуют приобретенные навыки. Осуществляют совместную деятельность Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают выводы. Отвечают на вопросы. |