Имя числительное как часть речи
Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
Задачи:
Образовательные:
1.Дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи;
2.Сформировать представление об отличительных признаках числительного;
Развивающие:
1.Расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных;
2.Развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач;
3.Систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы;
4.Развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
5.Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его;
Воспитывающие:
1.Воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
Ход урока
Учитель: здравствуйте, ребята!
Учитель: открываем тетради, записываем число, классная работа.
Учитель:Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже.


Учитель: Как-то на уроке учитель предложил ребятам провести интересную беседу. Учитель: Ученикам предстояло ответить на вопросы, не используя в ответных репликах чисел.
1.У Саши учитель поинтересовался, сколько ему лет? К сожалению, он не смог озвучить свой возраст, так как главным условием было отсутствие чисел в ответе.
2.Катю учитель попросил назвать домашний адрес. И ей удалось только указать улицу.
3.А к Диме учитель обратился с вопросом: «В каком классе ты учишься?» И ответом снова было молчание.
Учитель: Как видите, интересного диалога у учителя с ребятами не получилось. Учитель: Почему так произошло?
Учитель и дети: Трудность заключалась в том, что, не называя чисел, ученикам было сложно ответить на вопросы учителя.
Учитель: В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числами. С их помощью мы узнаем время и дату, набираем номер телефона, определяем в магазине стоимость нужного нам товара.
Учитель:А теперь давайте ответим на некоторые вопросы, которые учитель задавал ученикам.
1.Саше двенадцать лет, и он уже учится в шестом классе.
В этом предложении два слова, которые обозначают число и порядок предметов при счёте: двенадцать и шестом. Это и есть имена числительные.
Учитель: В этом уроке познакомимся с именем числительным как частью речи, определим его грамматические признаки и синтаксическую роль, а также научимся находить его в тексте.
Учитель: Таким образом, имя числительное – это знаменательная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?
Учитель: Имена числительные делятся на количественные и порядковые.
Учитель: Количественные отвечают на вопрос сколько? В нашем предложении примером такого числительного является слово двенадцать. (Сколько лет Никите? – Двенадцать.)
Учитель: Порядковые числительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Примером такого числительного будет являться слово шестом. (В каком классе учится мальчик? В шестом.)
Учитель: Имена числительные изменяются по падежам.
Учитель: В нашем примере числительное в шестом (классе) стоит в форме П.п.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть

Подведение итогов:
1.Имя числительное – это…?
2. Имена числительные делятся на … (количественные и порядковые).
3.На какой вопрос отвечают порядковые числительные? (какой?)
4.На какой вопрос отвечают количественные числительные? ( сколько?)
5.Синтаксическая роль числительных? Имена числительные бывают разными
членами предложения.
Каким членом предложения могут быть числительные? ( подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством)
Рефлексия:
1.Сегодня я узнал...
2.Было интересно...
3.Было трудно.