СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме:

 «Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные».

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

  1. Углубление знаний по теме «Имя числительное».
  2. Дать понятие простым, сложным, составным числительным.
  3. Научить отличать числительное от других частей речи.
  4. Научить различать числительные по строению.

Ход урока.

Слайд 1 (пустой)

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Елена Юрьевна. Урок русского языка у вас сегодня проведу я. А с вами мы познакомимся в процессе работы.

-Итак, начинаем урок. Послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и скажите, о какой части речи в нем говорится?

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? И Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

Ответ

Слайд № 2

 

-Верно. Итак, ребята, запишите, пожалуйста, число и тему нашего урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

 

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?

Это и будут цели нашего урока.

 

Ответ

Слайд № 3

- Давайте вернемся к стихотворению, посмотрите, пожалуйста, на экран. Какую информацию о числительном мы можем извлечь из данного текста?

 

Ответ: отвечают на вопросы Который? Сколько?; склоняются; знают порядок при счете.

 

- Откройте, пожалуйста, учебник «Теории» на странице    , прочитайте последний абзац, какую информацию о числительном мы можем дополнить?

 

Ответ.

 

- Сделайте вывод, ребята, что такое имя числительное?

- Приведите примеры числительных.

Слайд № 4

- Выполним упражнение. Как вы думаете, ребята, что обозначают числительные в данных примерах?

 

Ответ: восемь - число, восемь деревьев – количество предметов, восьмой ряд – порядок при счете.

Слайд № 5

- Выпишите только числительные. Что у вас получилось? Почему не выписали остальные слова?

 

Ответ: слова относятся к другим частям речи.

 

- Какие это части речи, назовите их. На какие вопросы они отвечают? А числительное?

Слайд № 6, 7

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, скажите, чем между собой отличаются числительные?

 Один состоит из одного корня.

Одиннадцать образовано от выражения один на дцать и означает один сверх десяти. Десять в произношении изменилось в дцать.

 

- Числительные, состоящие из одного слова и из одного корня, называются простыми.

- Числительные, состоящие из одного слова, но образованные сложением  2-х и более корней, называются сложными (их сложили из нескольких корней)

- Числительные, состоящие из 2-х и более слов, называются составными (их составили из нескольких слов)

Слайд № 8

- Докажите, что данные числительные простые; сложные; составные.

Слайд № 9, 10

- Выполним упражнение. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Поднимите только ту цифру, которая, по вашему мнению, соответствует номеру правильного ответа в задании. Цифрами записаны числительные. Укажите номер строчки, в которой все числительные являются 1) простыми, 2) сложными.

Слайд № 11 (пустой слайд)

  - Сейчас, я предлагаю вам заполнить таблицу. Поместите, пожалуйста, расположенные на доске числительные в нужную колонку: простое, сложное или составное.

 

    - Следующее задание выполним из учебника. Найдите упражнение 468.

Составьте словосочетания, согласуя числительные с существительными, данными в скобках. Прежде чем начать, обратите внимание на слова, помещенные на полях справа. Правильно говорим шофер, в род.падеже множественного числа-  нет шоферов, не в коем случае - шоферов.

      Ребята, нормы образования форм родительного падежа необходимо запомнить. Чтобы вы не ошибались, я хочу подарить вам вот такие закладки «Нормы образования форм родительного падежа во множественном числе имен существительных», которые пригодятся вам при подготовке к экзаменам.

 

- Ребята, скажите, пожалуйста, на каких  уроках вы встречаете имена числительные?

 

- Ребята, вспомните названия художественных произведений, в которых тоже употреблены числительные.

( Три поросенка, три пальмы, три толстяка, волк и семеро козлят, Алли-Баба и сорок разбойников)

Слайд № 12

- Сейчас поработаем в парах. У вас на столе лежат карточки, соберите, пожалуйста из данных слов пословицы. Прочитайте, что у вас получилось.

Слайд № 13

- Назовите числительные, которые употребляются в пословицах.

-Давайте вспомним, что мы знаем о числительных.

Слайд № 14

- В заключении я хочу предложить вам прочитать текст.

- Что у вас не получилось? (правильно прочитать числительные)

- Почему?  ( не умеем склонять числительные).

- Склонению числительных вы будете учиться на последующих уроках. А на сегодня урок окончен. Всего вам доброго, ребята, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!